ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1402/19 от 13.03.2019 Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-1402/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2019 года г. Ростов-на-Дону

Первомайский районный суд г.Ростова-на-Донув составе:

председательствующего судьи Масягиной Т.А.,

при секретаре Кравцовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1402/2019 по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области о признании информации, размещенной в сети интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Первомайского района г. Ростова-на-Дону по поступившей информации проведена проверка по вопросу распространения незаконной информации в сети Интернет. В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет установлено, что на страницах сайта с URL-адресом: , находящемся в сети «Интернет» в свободном доступе для пользователей неопределенного круга размещена информация о вакантных должностях комплектовщиков в возрасте до 44 лет, грузчиков до 50 лет славянской внешности, прессовщиков в возрасте до 45 лет, разнорабочих в возрасте от 18 до 48 лет. Поскольку указанная информация о свободных рабочих местах или вакантных должностях содержит ограничения дискриминационного характера, что запрещено действующим законодательством, административный истец просил суд признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: , информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области включить информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: http://ru.trovit.com>paбота>мужчины, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу мысли и слова и запрещает злоупотребление свободой слова, если это нарушает права других граждан.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-­телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Из ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать, указанные сайты в сети «Интернет».

В силу пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 575, оператор обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

Соответственно, услуги, предоставляемые пользователям, включая передачу информации посредством сети Интернет, должны отвечать требованиям закона.

Согласно Информации Минтруда России от 24.07.2013 года под распространением информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинопрограммах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, распространение в виде печатной продукции, в том числе в виде листовок и буклетов, рекламной продукции, совмещающей информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, а также аудиовизуальной продукции, в виде объявлений на досках в общественных местах и т.д.

В ст. 1 Конвенции МОТ № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» установлено, что термин «дискриминация» включает:

- всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;

- другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены заинтересованным членом Организации по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами. Различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не являются дискриминацией.

Конституция РФ не только приводит ряд недопустимых оснований дискриминации человека и гражданина и категорически запрещенных на конституционном уровне, но устанавливает равенство всех перед законом и судом (ст. 19).

Трудовое законодательство РФ также содержит нормы, устанавливающие прямой запрет на дискриминацию в области труда и занятий.

В соответствии со ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Подобный запрет содержат и другие федеральные законы.

Так, в соответствии с ч. 6 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера).

Положениями 64 ТК РФ в качестве гарантий при заключении трудового договора предусмотрен запрет в виде необоснованного отказа в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 132 ТК РФ запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий труда.

Статьей 5.62 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность за дискриминацию, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной ст. 13.11.1 Кодекса РФ об АП.

Уголовная ответственность за дискриминацию, совершенную лицом с использованием своего служебного положения предусмотрена ст. 136 УК РФ.

Вход на сайт свободный, не требует дополнительной регистрации, что представляет возможность доступа к ним неограниченного числа лиц.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения доступа к информации на указанных страницах сайта необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых, адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На момент проверки указатель таких сайтов в этом реестре отсутствует.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, Муниципальных образований.

В ходе проведенного мониторинга интернет-сайтов установлено, что на интернет-странице по адресу: http://ru.trovit.com>paбота>мужчины, находящемся в сети «Интернет» в свободном доступе для пользователей неопределенного круга размещена информация о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащая ограничения дискриминационного характера, что противоречит действующему законодательству, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области о признании информации, размещенной в сети интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: , информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области включить информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: -, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в совещательной комнате.

Судья: