ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1402/2021 от 22.11.2021 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 22 ноября 2021 года Дело № 2а-1402/2021

УИД 76RS0021-01-2021-001952-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Бодрова Д. М.,

при секретаре Караваевой А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконным уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л:

ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области (далее УАиГ АТМР) о признании незаконным уведомления УАиГ АТМР № 38 от 01.10.2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке – о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>; возложении обязанности выдать уведомление о соответствии установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном выше земельном участке.

В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы являются собственниками земельного участка площадью 1066 кв.м с кадастровым номером по указанному выше адресу с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Участок расположен в зоне ЦЧ, которой предусмотрен испрашиваемый вид разрешенного использования. Какие-либо ограничения (обременения) в сведениях реестра отсутствуют. 02.09.2021 года истцы обратились в администрацию ТМР с уведомлением о планируемом строительстве на указанном земельном участке индивидуального жилого дома. 01.10.2021 года УАиГ АТМР в адрес истцов направлено обжалуемое уведомление о недопустимости размещения испрашиваемого объекта ИЖС, т.к. в границах земельного участка значится объект культурного наследия «<данные изъяты>». Данный объект утрачен. Для исключения из реестра указанного объекта истцам предложено организовать проведение историко-культурной экспертизы, стоимость которой составляет от 200 до 500 тысяч рублей.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что земельный участок был приобретен ими, когда на нем уже не было никаких строений и обременений. В 2019-2020 гг. он уведомлял администрацию ТМР и Департамент охраны объектов культурного наследия о том, что «<данные изъяты>» уничтожен. С Департаментом охраны объектов культурного наследия были согласованы фасады планируемого дома.

Административный истец ФИО3 в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что они пытались провести историко-культурную экспертизу, заключили договор с экспертом, внесли предоплату, но их обманули, экспертизу не провели.

Представитель административного истца ФИО2 – по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования доверителя поддержал. Дополнительно пояснил, что в п.10 ст. 51.1 ГрК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в строительстве индивидуального жилого дома. В данном перечне отсутствует такое основание для отказа в строительстве, как наличие на участке объекта культурного наследия. Кроме того, фактически, на земельном участке истцов отсутствует объект культурного наследия, поэтому невозможно провести историко-культурную экспертизу. Даже если бы была возможность провести данную экспертизу, то обязанность по ее проведению лежит на соответствующем государственном органе, в данном случае это региональный орган охраны объектов культурного наследия. В ЕГРН отсутствуют какие-либо обременения в отношении земельного участка истцов. Полагал, что не имеется оснований для отказа в согласовании строительства индивидуального жилого дома на участке административных истцов.

Представитель административного ответчика администрации ТМР – по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования Ш-вых не признала. Пояснила, что 02.09.2021 года административные истцы обратились в администрацию с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на своем земельном участке. Эскизные фасады дома были согласованы. Администрацией в адрес истцов было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС, поскольку в границах указанного земельного участка значится объект культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России. Исключение данного объекта из Реестра производится на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы. На основании постановления Правительства РФ №569 от 15.07.2009г., указанная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В данном случае, заинтересованными в проведении данной экспертизе лицами, являются истцы. Кроме того, представитель Департамента культуры, туризма и молодежной политики ТМР обращался в Отдел внутренних дел с заявлением о том, что собственник указанного земельного участка пытается внести изменения в строение, которое значится как памятник культуры. На основании данного обращения проведена проверка, в ходе которой регистратор Росреестра пояснила о том, что ошибочно не указала наличие обременения на данном земельном участке. На момент приобретения указанного участка, истцам было известно о том, что на этом участке значится объект культурного наследия «<данные изъяты>», который фактически был утрачен. Истцы не провели историко-культурную экспертизу в отношении объекта культурного наследия, которая может быть проведена в отсутствие самого объекта исследования, по документам.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области в судебное заседание не явился, представил отзыв по делу, ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие, оставляя решение по делу на усмотрение суда. Доводы отзыва сводятся к тому, что по адресу: <адрес> расположен объект культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», 1-я пол. ХIХ в., принятый на государственную охрану решением Исполнительного комитета Ярославского областного совета народных депутатов от 24.01.1989 № 43 (п. 35 приложения 1), постановлением Главы Администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329 (приложение 25). Указанный объект культурного наследия не зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из анализа приведенных норм следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решения, действий (бездействия) органа, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возложена на указанные органы, должностных лиц.

Административный истец обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, а также подтверждать факты, на которые административный истец ссылается, как на основания своих требований.

Из материалов дела следует, на основании договора купли-продажи от 05.02.2020 года, заключенного с ФИО1, ФИО2 и ФИО6 являются собственниками земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 1066 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

02.09.2021 года ФИО2 и ФИО3 обратились в УАиГ АТМР с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, с кадастровым номером по адресу <адрес>.

Основанием для принятии указанного уведомления послужило то, что в границах земельного участка с кадастровым номером значится объект культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>» XIX в., (далее – Объект), включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) постановлением главы администрации Ярославской области от 22.11.1993 г. № 329. Данный Объект утрачен. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) исключение Объекта из Реестра осуществляется в случае его полной физической утраты или утраты историко-культурного значения. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона исключение объекта культурного наследия регионального значения из Реестра производится на основании акта Правительства Российской Федерации, проект которого представляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Акт государственной историко-культурной экспертизы (далее - экспертиза) составляется в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 (далее - Положение). В соответствии с подпунктом "а" пункта 11.2 Положения экспертиза в отношении документов, обосновывающих исключение объектов культурного наследия из Реестра, проводится экспертной комиссией из трех и более экспертов. Таким образом, до начала строительных работ необходимо организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью исключения утраченного объекта культурного наследия регионального значения из Реестра.

В силу п. 1,2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40, статьей 83 ЗК РФ и части 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах (в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).

В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, средне этажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Согласно пункту 1 статьи 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Согласно п. 3 ст.51.1 ГрК РФ к уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

Согласно п. 5 ст.51.1 ГрК РФ застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительствав границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного

Пунктом 10 статьи 51.1 ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, а именно:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В силу пункта 11 статьи 51.1 ГрК РФ в таком уведомлении должны содержаться все основания направления застройщику названного уведомления.

Перечень оснований для отказа в строительстве индивидуального жилого дома путем направления уведомления о несоответствии параметров ИЖС указанный в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ является исчерпывающим.

По смыслу вышеприведенных норм законодательства, уполномоченный орган вправе направить уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в пункте 10 статьи 51.1 ГрК РФ.

В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением кнему являетсяуведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Между тем, в пункте 1 статьи 56 ЗК РФ указано, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим кодексом, а также федеральными законами. В частности, подпунктом 2 пункта 2 названной статьи предусмотрена возможность установления особых условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов в качестве одного из видов ограничения прав собственников на пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками.

Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты культурного наследия, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены на обеспечение сохранности данных объектов.

Из материалов дела следует, что по адресу: <адрес> значится объект культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», 1-я пол. ХIХ в., принятый на государственную охрану решением Исполнительного комитета Ярославского областного совета народных депутатов от 24.01.1989 № 43 (п. 35 приложения 1), постановлением Главы Администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329 (приложение 25).

Указанный объект культурного наследия не зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В 2011 году указанный объект утрачен, что не оспаривается представителем административного ответчика и подтверждается представленными в деле доказательствами.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно пункту 7 статьи 3.1 Закона об объектах культурного наследия сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.06.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Объект культурного наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (п.2, 3 ст. 49, п.1 ст.50 Закона об объектах культурного наследия).

Ограничения использования земельных участков, находящихся в границах зон с особыми условиями использования территорий, считаются установленными, измененными со дня внесения сведений, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16.1 названного Закона объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с названным Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Порядок проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регламентирован ст. 45 Закона N 73-ФЗ, согласно которому работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).

Документация или разделы документации, обосновывающие меры по исключению объектов культурного наследия из реестра являются объектом историко-культурной экспертизы (статья 30 Закона N 73-ФЗ).

В соответствии со статьями 31 и 32 Закона N 73-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе (далее - Положение N 569, Положение об экспертизе).

Согласно пункту 1 этого Положения оно устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

Как следует из содержания оспариваемого уведомления, в границах земельного участка с кадастровым номером значится объект культурного наследия «<данные изъяты>». Данный объект утрачен. Для исключения из реестра указанного объекта заявителю предложено организовать проведение историко-культурной экспертизы.

Вместе с тем, из пункта 2.1 статьи 31 и статьи 9.1 и 9.2 Закона N 73-ФЗ следует, что государственная охрана объектов культурного населения регионального значения и выявленных объектов культурного населения относится к государственным функциям.

В частности подпунктом 2 пункта 1 статьи 9.1 указанного Закона установлено, что в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации среди прочего осуществление полномочий по организации и проведению государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения.

В силу статьи 9.2 Закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе: разработка и реализация региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пункт 2); государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (пункт 4); осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) (пункт 4.1); установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона (пункт 7); согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения (пункт 10); установление требований к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия регионального значения, требований к сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона; (пункт 11); принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр (пункт 12).

Кроме того, из пункта 2.1 статьи 31 Закона N 73-ФЗ следует, что организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется:

федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом;

региональным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из системного анализа приведенных выше положений Закона N 73-ФЗ суд приходит к выводу о том, что организация проведения экспертизы с целью исключения объекта культурного наследия из реестра объектов культурного наследия возложена на соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, возложение административным ответчиком обязанности на Ш-вых провести историко-культурную экспертизу, поскольку именно в границах принадлежащего им земельного участка значится объект культурного наследия регионального значения <данные изъяты>», противоречит приведенным выше в постановлении положениям Закона N 73-ФЗ.

Кроме того, объект культурного наследия регионального значения «Дом Лыкова», 1-я пол. ХIХ в. в едином государственном реестре объектов культурного наследия федерального значения (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на который распространяется Положение о государственной историко-культурной экспертизе, не зарегистрирован. В отношении земельного участка, принадлежащего ФИО7 на праве собственности, какие-либо ограничения их прав, как в период заключения договора купли-продажи земельного участка, так и на дату рассмотрения настоящего дела не существовало. Земельный участок не является изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Противоречия между разрешенным использованием земли (ИЖС) и предполагаемым правовым режимом использования административным истцом земельного участка отсутствуют.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое уведомление Управления архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области № 38 от 01.10.2021 года является незаконным и нарушающим права административных истцов, ввиду чего заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.

Учитывая указанные положения закона, суд обязывает Управление архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление ФИО2, ФИО3 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

При этом требование о возложении обязанности на Управление архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области выдать уведомление о соответствии установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке удовлетворению не подлежит, поскольку принятие решения в указанной части является компетенцией соответствующего органа.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

административный иск ФИО2, ФИО3 удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Управления архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 01 октября 2021 года № 38 о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление ФИО2, ФИО3 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Управлению архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области сообщить об исполнении решения в Тутаевский городской суд Ярославской области и административным истцам в течение 10 дней со дня повторного рассмотрения уведомления.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д. М. Бодров