Дело № 2а-1403/2021
УИД: 59RS0004-01-2021-001246-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,
при секретаре Бикаевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сырковой ФИО9 к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании действий (бездействий), решения незаконными, возложении обязанности,
установил:
ФИО6 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (с учетом уточнения), просит признать незаконными действия (бездействия) Департамента земельных отношений администрации г. Перми и решение от 26.11.2020 года № 21-01-07-И-6862, возложить обязанность предоставить земельный участок согласно схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что 28.10.2020 года ей в Департамент земельных отношений администрации г. Перми подано заявление № 21-01-07-П-7534 о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <Адрес>, в соответствии с Законом Пермского края от 01.12.2011 года № 871-ПК. Решением Департамента от 26.11.2020 года ей было отказано, указанное решение считает незаконным. Указала, что в 2017 году обратилась в Департамент социальной политики администрации г. Перми с заявлением о предоставлении земельного участка, был присвоен номер в очереди, в настоящее время она состоит в очереди под №, никаких действий по предоставлению земельного участка ни Департаментом социальной политики администрации г. Перми, ни Департаментом земельных отношений администрации г. Перми не предпринимается с 2017 года по настоящее время. Согласно п. 5 ст. 3 Закона Пермского края от 01.12.2011 года № 871-ПК срок предоставления земельного участка не должен превышать 12 месяцев, фактически прошло более 48 месяцев, но земельный участок не предоставлен. Порядок распределения земельных участков между многодетными семьями, поставленными на учет в целях предоставления земельных участков на территории г. Перми, утвержден постановлением администрации г. Перми от 04.12.2012 года № 88-П, однако считает, что в связи с истечением всех сроков, указанный порядок не применим.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, также предоставил письменный отзыв относительно заявленных требований, просит в удовлетворении требований отказать (л.д. 32-33).
Представитель заинтересованного лица Департамента социальной политики администрации г. Перми в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, также предоставил письменный отзыв относительно заявленных требований, из содержания которого следует, что в рамках заявленных требований, правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков многодетным семьям в Пермском крае на территории муниципального образования г. Перми, регулируются также постановлением администрации г. Перми от 20.06.2012 года № 309 «Об утверждении Порядка формирования перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов г. Перми», от 04.12.2012 года № 88-П «Об утверждении порядка распределения земельных участков между многодетными семьями, поставленными на учет в целях предоставления земельных участков на территории г. Перми». Истец подавала в Департамент заявление о предоставлении в собственность земельного участка в 2017 году, поставлена на учет, в настоящее время номер в очереди 4043.
Исследовав материалы дела, оценив доводы административного искового заявления, доводы отзывов административного ответчика и заинтересованного лица, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В судебном заседании установлено, что ФИО6 является многодетной матерью несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., данные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о рождении ребенка (л.д. 11-14), состоит в браке с ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Как следует из возражений заинтересованного лица, с 2017 года семья ФИО6 поставлена на учет многодетных семей, обратившихся с заявлением, номер очереди на предоставление в собственность земельного участка на момент рассмотрения дела – 4043.
23.10.2020 года ФИО6, ФИО5 обратились в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 года № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» и с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1603 кв.м. в Ленинском районе г. Перми в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, предоставили схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 38-39).
26.11.2020 года Департаментом земельных отношений администрации г. Перми принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка № 21-01-07-И-6862 (л.д. 37).Причинами, послужившими основаниями к отказу, явились следующие обстоятельства: Из представленных документов следует, что семья является многодетной. На территории Пермского края процедура предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена, регламентирована Законом Пермского края от 01.12.2011 года № 871-ПК. Решение о предоставлении земельного участка в собственность многодетным семьям бесплатно принимается органами местного самоуправления Пермского края в случае включения земельного участка, предназначенного для предоставления многодетным семьям, в перечень или включения земельного участка, предусмотренного ч. 5 ст. 2 Закона Пермского края от 01.12.2011 года № 871-ПК, предназначенного для предоставления многодетным семьям, в альтернативный перечень. В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона Пермского края № 871-ПК решение о предоставлении земельного участка многодетной семье при наличии утвержденного перечня или альтернативного перечня принимается с учетом очередности многодетных семей и количества сформированных земельных участков. Согласно Порядку распределения земельных участков между многодетными семьями, поставленными на учет в целях предоставления земельных участков, распределение земельных участков осуществляется методом случайной выборки (жеребьевки) комиссией по распределению земельных участков между многодетными семьями на территории г. Перми. Таким образом, предоставление определенного земельного участка по выбору многодетной семьи, вне очереди, не включенного в Перечень и Альтернативный перечень, минуя процедуру предоставления земельных участков, установленную действующим законодательством, не предусмотрено (л.д. 37).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Порядок предоставления в собственность гражданам, в том числе многодетным семьям, земельных участков бесплатно установлен Законом Пермского края от 01.12.2011 N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае".
В соответствии со ст. 3 Закона Пермского края от 01.12.2011 N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" решение о предоставлении земельного участка многодетным семьям в собственность бесплатно принимается органами местного самоуправления Пермского края в случае включения земельного участка, предназначенного для предоставления многодетным семьям, в перечень (далее - Перечень) или включения земельного участка, предусмотренного частью 5 статьи 2 настоящего Закона, предназначенного для предоставления многодетным семьям, в альтернативный перечень (далее - Альтернативный перечень).
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона Пермского края от 01.12.2011 N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" решение о предоставлении земельного участка многодетной семье при наличии утвержденного Перечня или утвержденного Альтернативного перечня принимается органом местного самоуправления с учетом очередности многодетных семей и количества сформированных земельных участков не позднее 30 дней со дня опубликования в установленном порядке Перечня или Альтернативного перечня. Порядок распределения земельных участков, включенных в Перечень или Альтернативный перечень, между многодетными семьями устанавливается органами местного самоуправления.
Разрешая заявленные ФИО6 требования, суд исходит из следующего.
Включение многодетной семьи в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков осуществляется на основании соответствующего заявления и пакета документов.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в 2017 году семья ФИО6 поставлена на учет многодетных семей, обратившихся с заявлением, на дату рассмотрения дела номер в очереди 4043.
Согласно нормам действующего законодательства земельные участки в собственность предоставляются многодетным семьям в порядке очередности принятия на учет в число участников реестра многодетных семей.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления многодетным семьям социальных гарантий в виде предоставления в собственность земельных участков в порядке очереди и в пределах поступающих ассигнований из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению земельными участками.
Оснований для первоочередного или внеочередного предоставления ФИО6 земельного участка в собственность не имеется, административным истцом о наличии таких обстоятельств не заявлено, и в судебном заседании не установлено.
Из совокупности собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что многодетная семья ФИО6 не имеет прав на первоочередное включение в список семей-претендентов на получение земельных участков, соответственно не имеет права на первоочередное предоставление земельного участка в собственность, которое будет происходить в соответствии с датой постановки на учет многодетных семей.
Поскольку право многодетной семьи ФИО6 на предоставление земельного участка в собственность не наступило, суд приходит к выводу о том, что права административного истца на предоставление земельного участка административным ответчиком не нарушены.
В связи с чем, решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 26.11.2020 года является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, разрешая требования ФИО6 о возложении на административного ответчика обязанности предоставить земельный участок согласно схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, суд приходит к выводу об отсутствии у ФИО6 права на предоставление такого земельного участка ранее лиц, состоящих перед нею в реестре многодетных семей.
Суд считает, что ФИО6 подлежит обеспечению земельным участком в порядке очередности согласно реестру (списку) многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
При этом следует отметить, что в силу Закона Пермского края от 01.12.2011 N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае", земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность: бесплатно; без торгов и предварительного согласования места размещения объекта; для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, садоводства, огородничества, животноводства. Иного выше приведенным Федеральным законом не установлено.
В данном случае, административный истец фактически испрашивает конкретный земельный участок, тогда как названным Законом для многодетной семьи не предусмотрено право произвольного выбора земельного участка, подлежащего предоставлению.
Следовательно, претендуя на предоставление конкретного земельного участка, административный истец фактически обратился за предоставлением земельного участка в рамках иного правового регулирования, которое не подпадает под правоотношения по обеспечению многодетных семей земельными участками.
Закон Пермского края № 871-ПК закрепляет лишь право на получение земельного участка и такое право гарантировано изложенными выше положениями законодательства, а не самовольным выбором земельного участка.
При таких обстоятельствах, решение Департамента об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка основано на нормах действующего законодательства, обязанности по предоставлению административному истцу земельного участка в первоочередном порядке у Департамента не возникло, прав административного истца не нарушает, поскольку не повлекло за собой нарушение прав ФИО6 в рамках Закона Пермского края от 01.12.2011 N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае".
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что незаконных действий (бездействий), нарушения прав и законных интересов ФИО6 при рассмотрении ее обращения со стороны должностных лиц Департамента земельных отношений администрации г. Перми допущено не было.
Доводы ФИО6, положенные в основу заявленных требований, не нашли своего подтверждения, в связи с чем, суд признает их несостоятельными.
Таким образом, суд приходит к выводу, что очередь ФИО6 на предоставление земельного участка в собственность в 2021 году не наступила, права административного истца не нарушены, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных ФИО6 требований о признании незаконными действий (бездействий) Департамента земельных отношений администрации г. Перми и решения от 26.11.2020 года № 21-01-07-И-6862, возложении обязанности предоставить земельный участок согласно схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в удовлетворении требований административного истца к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми следует отказать.
Поскольку в удовлетворении требований ФИО6 отказано, соответственно отсутствуют правовые основания для взыскания с административного ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Сырковой ФИО10 к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконными действий (бездействий) Департамента земельных отношений администрации г. Перми и решения от 26.11.2020 года № 21-01-07-И-6862, возложении обязанности предоставить земельный участок согласно схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
Копия верна. Судья
Мотивированное решение изготовлено 30.04.2021 года.
Подлинник документа находится в материалах
административного дела № 2а-1403/2021
в Ленинском районном суде г. Перми.