ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1403/2023 от 27.11.2023 Теучежского районного суда (Республика Адыгея)

дело № 2а-1403/2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2023 года г. Адыгейск

Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе

председательствующего судьи Чич А.Х.,

при секретаре Уджуху М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Ткачевой ФИО3 к администрации муниципального образования «Тлюстенхабльское городское поселение» о признании незаконным отказа администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении его схемы расположения на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

Ткачева И.М. обратилась в суд с административным иском к администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» о признании незаконным отказа администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении его схемы расположения на кадастровом плане территории.

В обоснование иска указано, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2021г. №79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» она обратилась в администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, <адрес>

Закон о гаражной амнистии вступил в силу с 01.09.2021 г. и будет действовать до 01.09.2026 г.

Амнистия призвана упростить процедуру регистрации права собственности на гаражи, построенные до 30.12.2004 г. (до вступления с действие Градостроительного кодекса РФ).

Новый закон распространяется на гаражи, на которые не имеются никакие документы: расположены на муниципальной земле, т.е. когда нет правового акта о предоставлении земельного участка под строительство гаража, а так же нет никакой технической документации на сам гараж.

Суть «гаражной амнистии»: предусматривается одновременный государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на гараж, возведенный до введения в действие Градостроительного кодекса, и на земельный участок под гаражом. Это будет осуществляться по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставившего указанный земельный участок. Соответствующее заявление должно быть подано уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней с момента принятия им решения о предоставлении земельного участка гражданину. В случае если в указанный срок заявление не подано, гражданин вправе обратиться в орган регистрации прав самостоятельно.

Воспользоваться нормой закона о «гаражной амнистии» можно при наличии трех условий: гараж является капитальным (имеет прочную связь с землёй); гараж построен до 29 декабря 2004 года; гараж не признан самовольной постройкой по суду или решению органа местного самоуправления; оформление гаража по гаражной амнистии возможно даже в случае если гаражный кооператив уже не существует; гараж имеет общие стены с другими гаражами и находится с ними в одном ряду; не оформлена земля под гаражом; собственник, у которого приобретен гараж, умер или о нём ничего не известно; гараж не был оформлен по наследству; земля под гаражом предоставлена кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды. В данном случае технический паспорт объекта подтверждает, что он является капитальным строением и построен до декабря 2004 года, т.е. в 1980 году, нет информации и доказательств, что гараж признан самовольным строением по решению суда или органа местного самоуправления.

Таким образом, спорный объект отвечает всем трем условиям и подпадает под амнистию.

Год постройки определен специалистом БТИ на основании конструктивных элементов здания и определения износа, а также с привязкой к объектам застроенной территории, рядом с многоквартирными домами, год постройки которых 1980 год. Обращение истца с заявлением о о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка — первый шаг в алгоритме действий, предусмотренных законом о «гаражной амнистии», установленных следующими нормами нового закона, на основании которого внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации.

Утверждение в письме администрации, что заявитель не указал вид права, на котором он намерен приобрести земельный участок не обоснованно, потому что в заявлении подробно описано, что согласно о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка закону, в соответствии с которым направлено заявление, земельный участок предоставляется в собственность и это отражено в заявлении.

Предусмотренный п.п.5-6 ст.3.7 Закона 137-ФЗ перечень документов предназначенных для подтверждения года постройки гаража не является закрытым и наличие технического паспорта до 2013 года не является безусловным требованием для применения «гаражной амнистии».

Просит признать незаконным отказ администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Теучежский муниципальный район, городское поселение Тлюстенхабльское, <адрес> по заявлению Ткачевой И.М.

Административный истец в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие и удовлетворить иск.

Представитель административного ответчика, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, представил возражения, аналогичным в ответе истцу.

В силу ч.2 ст.289 КАС РФ суд определил рассмотреть административный иск в отсутствие неявившегося ответчика.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Оспаривание решения органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав.

В силу п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положения ч.1 ст.218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.п.3-4 ППВС РФ от 28.06.2022 г. №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ могут быть оспорены в том числе письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам), содержанию. К действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению. Наименование оспариваемого документа определяющего значения не имеет (п.6).

В соответствии с п.26 ППВС РФ от 28.06.2022 г. №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2021г. №79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» Ткачева И.М. обратилась в администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, <адрес>

Закон о «гаражной амнистии» вступил в силу с 01.09.2021 г. и будет действовать до 01.09.2026 г.

Амнистия призвана упростить процедуру регистрации права собственности на гаражи, построенные до 30.12.2004 г. (до вступления с действие Градостроительного кодекса РФ).

Новый закон распространяется на гаражи, на которые не имеются никакие документы: расположены на муниципальной земле, т.е. когда нет правового акта о предоставлении земельного участка под строительство гаража, а так же нет никакой технической документации на сам гараж.

Суть «гаражной амнистии»: предусматривается одновременный государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на гараж, возведенный до введения в действие Градостроительного кодекса, и на земельный участок под гаражом. Это будет осуществляться по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставившего указанный земельный участок. Соответствующее заявление должно быть подано уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней с момента принятия им решения о предоставлении земельного участка гражданину. В случае если в указанный срок заявление не подано, гражданин вправе обратиться в орган регистрации прав самостоятельно.

Воспользоваться нормой закона о «гаражной амнистии» можно при наличии трех условий: гараж является капитальным (имеет прочную связь с землёй); гараж построен до ДД.ММ.ГГГГ; гараж не признан самовольной постройкой по суду или решению органа местного самоуправления; оформление гаража по гаражной амнистии возможно даже в случае если гаражный кооператив уже не существует; гараж имеет общие стены с другими гаражами и находится с ними в одном ряду; не оформлена земля под гаражом; собственник, у которого приобретен гараж, умер или о нём ничего не известно; гараж не был оформлен по наследству; земля под гаражом предоставлена кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды. В данном случае технический паспорт объекта подтверждает, что он является капитальным строением и построен до декабря 2004 года, т.е. в 1980 году, нет информации и доказательств, что гараж признан самовольным строением по решению суда или органа местного самоуправления.

Таким образом спорный объект отвечает всем трем условиям и подпадает под амнистию.

Год постройки определен специалистом БТИ на основании конструктивных элементов здания и определения износа, а также с привязкой к объектам застроенной территории, рядом с многоквартирными домами, год постройки которых 1980 год. Обращение истца с заявлением о о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка — первый шаг в алгоритме действий, предусмотренных законом о «гаражной амнистии», установленных следующими нормами нового закона, на основании которого внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации.

Согласно ст.3.7.Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

До 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях: 1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям, в том числе предусмотренным настоящей статьей; 2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям, в том числе предусмотренным настоящей статьей, и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.

Образование земельного участка, на котором расположен гараж, отвечающий требованиям пункта 2 настоящей статьи, из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в случае, если отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка, либо утвержденный проект межевания территории не предусматривает образование такого земельного участка.

В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.

В случае отсутствия у гражданина документа, подтверждающего предоставление или иное выделение ему земельного участка либо возникновение у него права на использование такого земельного участка по иным основаниям, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов: заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг; документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В случае, если заявителем не представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц о гаражном кооперативе, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в настоящей статье - уполномоченный орган), не вправе требовать указанный документ от заявителя и самостоятельно запрашивает необходимые сведения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

К заявлению гражданина о предоставлении в соответствии с настоящей статьей земельного участка, на котором расположен гараж, наряду с документами, предусмотренными настоящей статьей, прилагается технический план указанного гаража (в случае, если ранее государственный кадастровый учет указанного гаража не был осуществлен).

Наряду со случаями, предусмотренными настоящей статьей и другими федеральными законами, гражданин вправе приобрести в порядке, предусмотренном статьей 39 20 Земельного кодекса Российской Федерации, бесплатно в собственность земельный участок (за исключением случаев, если такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, находящийся в собственности данного гражданина и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Утверждение в письме администрации, что заявитель не указал вид права, на котором он намерен приобрести земельный участок не обоснованно, потому что в заявлении подробно описано, что согласно о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка закону, в соответствии с которым направлено заявление, земельный участок предоставляется в собственность и это отражено в заявлении.

Предусмотренный п.п.5-6 ст.3.7 Закона 137-ФЗ перечень документов предназначенных для подтверждения года постройки гаража не является закрытым и наличие технического паспорта до 2013 года не является безусловным требованием для применения «гаражной амнистии».

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ткачевой ФИО4 удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, <адрес> по заявлению Ткачевой ФИО5.

Обязать администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» осуществить действия по предоставлению земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, <адрес>» по заявлению Ткачевой ФИО7

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Теучежский районный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Председательствующий А.Х.Чич

Копия верна