РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2018 года г.Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Борисовой Д.А.,
при секретаре Тимергалиевой Э.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-1404/2018 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области о признании информации, размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории РФ,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тульской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области, в котором просит признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, расположенном по электронному адресу: <данные изъяты>, и направить решение в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой, в Российской Федерации запрещено».
В обоснование заявленных требований административный истец в заявлении указал, что Управлением Роспотребнадзора по Тульской области осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ.
18.05.2018 г. Управлением Роспотребнадзора по Тульской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> установлено, что размещена информация о круглосуточной доставке алкоголя и алкогольной продукции в г. Туле по доступным ценам. Заказ на доставку алкоголя осуществляется по телефону, указанному на сайте. В нижнем углу страницы приведен список доставляемой продукции: подарочные наборы с доставкой, алкоголь в подарок, водка, коньяк, вино, виски, текилла, хенеси и т.д. Кроме того, на вышеуказанном сайте указана информация о доступных ценах и системе скидок.
При осуществлении продажи алкогольной продукции таким способом наличие у продавца лицензии определить невозможно, данное обстоятельство допускает возможность продажи продавцами алкогольной продукции в отсутствие лицензии.
Делая вывод о том, что на вышеуказанном сайте осуществляется незаконная продажа алкогольной продукции, ссылаясь на ст. ст. 4, 22,218-227 КАС РФ, п.п. 8.40 Положения «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области», Управление Роспотребнадзора по Тульской области указывает на необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию о незаконной реализации алкогольной продукции.
Представитель административного истца - Управления Роспотребнадзора по Тульской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области, руководитель Белянин О.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении административного иска в отсутвие представителя, просил оставить рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ч.1 ст.9 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ч. 5 ст.15 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с требованиями п. 5 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции. При указанном способе реализации алкогольной продукции невозможно определить возраст покупателя, что затрудняет контроль за соблюдением действующего законодательства в части запрета продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 02.12.2015 г. № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» необходимо продолжение активной деятельности контролирующих и правоохранительных органов по пресечению фактов незаконного распространения на территории страны печатной и аудиовизуальной продукции, запрещенной к обороту законодательством Российской Федерации, в том числе пропагандирующей культ насилия и жестокости, порнографию, экстремистскую деятельность, потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также информационной продукции, запрещенной или ограниченной для реализации несовершеннолетним.
В соответствии ч.1 ст.9 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 2 ч.5 ст. 15.1 указанного закона основанием для включения в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет" сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, в том числе, доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Положениями статьи 9 закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.1,6 ст.10 данного Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Тульской области в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт, допускающий размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ, а именно: в сети «Интернет» по адресу <данные изъяты>, что размещена информация о круглосуточной доставке алкоголя и алкогольной продукции в г. Туле по доступным ценам. Заказ на доставку алкоголя осуществляется по телефону, указанному на сайте. В нижнем углу страницы приведен список доставляемой продукции: подарочные наборы с доставкой, алкоголь в подарок, водка, коньяк, вино, виски, текилла, хенеси и т.д. Кроме того, на вышеуказанном сайте указана информация о доступных ценах и системе скидок. Доступ пользователей сети «Интернет» на сайт свободный, продажа алкоголя осуществляется дистанционным способом.
При осуществлении продажи алкогольной продукции таким способом наличие у продавца лицензии определить невозможно, данное обстоятельство допускает возможность продажи продавцами алкогольной продукции в отсутствие лицензии, что позволяет сделать вывод о том, что на вышеуказанном сайте осуществляется незаконная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 вышеуказанного Федерального закона РФ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Заявление подано административным истцом в пределах полномочий, установленных ст. ст. 4, 22,218-227 КАС РФ, п.п. 8.40 Положения «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области»,
Оценивая вышеизложенное, суд учитывает, что признание распространенной в сети Интернет информации запрещенной, при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, на что ссылается заявитель, возможна, путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования Управления Роспотребнадзора по Тульской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области о признании информации, размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории РФ, удовлетворить.
Признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, расположенном по электронному адресу: <данные изъяты>.
Настоящее решение является основанием для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.06.2018 года.
Председательствующий