Мотивированное решение составлено 07 апреля 2016 года
Дело № 2а-1405/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2016 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
председательствующего судьи Лазаревой М.И.,
при секретаре Мыльцевой Ф.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Фонда содействия развитию гражданского общества и правам человека «Женщины Дона» к административным ответчикам: Министерству Юстиции Российской Федерации, Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным решения о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента,
УСТАНОВИЛ:
Фонд содействия развитию гражданского общества и правам человека «Женщины Дона» (далее – Фонд) обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ был признан некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и включен в соответствующей реестр.
С указанным решением Минюста России Фонд не согласен, поскольку для принятия решения о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, необходимо наличие в совокупности двух условий: получение организацией финансирования из иностранных источников и занятие политической деятельность.
Так как политической деятельностью Фонд не занимается, включение его реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, является незаконным.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, административный истец, уточнив исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ, просит суд признать незаконным решение Министерства Юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р о включении Фонда содействия развитию гражданского общества и правам человека «Женщины Дона» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В судебном заседании представитель Фонда адвокат Шафиев И.И., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить. Пояснил, что Фонд не занимается политической деятельностью, иностранное финансирование было получено Фондом только для реализации одного проекта, следовательно, законных оснований для признания Фонда некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не имеется.
Представитель Министерства Юстиции Российской Федерации ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, просила в иске отказать. Пояснила, что вопрос о признании Фонда организацией, выполняющей функции иностранного агента, неоднократно рассматривался судами и разрешался не в пользу Фонда. Постановлением и.о. председателя Ростовского областного суда Юровой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ были оставлены без изменения постановление мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Новочеркасского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении Фонда. Указанными судебными актами установлено, что Фонд является получателем иностранного финансирования и занимается политической деятельностью. Оснований для признания незаконным оспариваемого в рамках настоящего дела решения, не имеется.
Представитель ГУ Минюста России по <адрес> ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, просила отказать в связи с тем, что оспариваемое Фондом решение является законным и обоснованным. Также указала, что ГУ Минюста России по <адрес> является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку решение о включении Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента, принято Министерством Юстиции Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Включение сведений в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, осуществляется на основании заявления такой организации до начала осуществления ею деятельности, признаваемой политической, либо, в соответствии с п.7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), на основании решения уполномоченного на ведение реестра органа в случае выявления такой организации.
Таким образом, некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязана до начала участия в политической деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. При этом в силу презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций данная обязанность должна реализовываться в уведомительном порядке - исходя из самостоятельной оценки некоммерческой организацией собственных намерений - до начала осуществления политической деятельности. Указанная позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ№-П.
В соответствии с Порядком ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утвержденным Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Порядок) во исполнение требований п. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоммерческих организациях», уполномоченным на ведение реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также принятие решений о включении (исключении) сведений из него является Министерство юстиции Российской Федерации (пункт 2 Порядка). Территориальные органы Минюста России, в том числе и Главное управление, не наделено полномочиями по принятию таких решений и внесению сведений в соответствующий реестр.
Судом установлено, что Фонд содействия развитию гражданского общества и правам человека «Женщины Дона» создан ДД.ММ.ГГГГ, является некоммерческой организацией, ОГРН <***>, основным видом деятельности Фонда является деятельность по изучению общественного мнения.
На основании распоряжения ГУ Минюста России по РО от ДД.ММ.ГГГГ№-р проведена внеплановая проверка Фонда на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
В ходе проверки в деятельности Фонда выявлены признаки организации, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
По результатам проверки Фонда составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Минюста России от 27 октября 2015 года № 1588-р Фонд содействия развитию гражданского общества и правам человека «Женщины Дона» был включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента в соответствии с абзацем третьим пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Не согласившись с указанным распоряжением, Фонд оспорил его в суде.
Судом также установлено, что вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 27.11.2015 г. Фонд содействия развитию гражданского общества и правам человека «Женщины Дона» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
В силу прямого указания части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей было установлено, что Фонд является получателем финансирования из иностранных источников:
-по договору № 2, заключенному Фондом с Филиалом Фонда имени Генриха Белля в Российской Федерации в Москве (далее – ФГБ) о финансовой поддержке проекта «Северный Кавказ» (договор подписан сторонами 28.01.2014 и 01.02.2014), общая сумма полученных денежных средств составила 2978 927 руб. из предусмотренных договором 3078 927 руб.
Получение указанных денежных средств обусловлено предоставлением финансовой поддержки Европейкой Комиссии (ЕК) и может осуществляться только в течение периода, в который данная финансовая поддержка будет предоставляться со стороны ЕК.
Указанные сведения представлены Фондом при проведении проверки, указывались в ежегодных отчетах, а также подтверждены данными Росфинмониторинга, полученными Главным управлением в соответствии с п. 14.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях в рамках протокола об информационном взаимодействии от 28.11.2012 (соглашение о сотрудничестве от 27.01.2004 г.).
Как следует из представленной Фондом информации о своей деятельности им проводятся публичные мероприятия с целью привлечение внимания со стороны гражданского сообщества и (или) государственного аппарата к вопросам деятельности гражданского общества и изменение проводимой государственной политики по обозначенным вопросам, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Так, Фонд является организатором (партнером) проекта «Поддержка общественных лидеров и инициатив на Северном Кавказе», участвуя, в том числе посредством финансирования (координирование и организация мероприятий по проекту, субгрантовых участников программы, организация итоговой конференции по результатам проекта), участниками которого являются некоммерческие организации Дагестана, Чечни, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, местные активисты, исследователи, журналисты, преподаватели, активная молодежь.
Основной целью проекта является укрепление и развитие индивидуального потенциала общественных лидеров на <адрес> через просветительские мероприятия и поддержку местных инициатив, направленных на работу с уязвимыми группами населения, выработку механизмов обмена опытом и демократического диалога, а также продвижение идей толерантности, гражданской ответственности, миротворчества и гендерного равенства в их деятельность (приложение № к договору по сотрудничеству № от ДД.ММ.ГГГГ (описание проекта), отчет по проекту за период с 1 февраля по ДД.ММ.ГГГГ), реализация проекта направлена на привлечение внимания общественности к вопросам развития гендерной демократии на Северном Кавказе, в том числе усиление влияния общественных организаций Дагестана, Чечни, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, молодежи, работников образования, журналистов на проводимую государственную политику и возможные эффективные инициативы в регионе.
В рамках реализации проекта Фондом проведен конкурс субгрантов, победителями которого стали проекты:
«Женский ответ» <адрес> (реализация проекта направлена на развитие и усиление потенциала женщин <адрес>, их лидерских качеств и готовности к участию в общественной жизни; на создание предпосылок для наиболее полной реализации потенциала женщин в трудовой жизни и расширение их общественного участия), освещенный в информационном бюллетене с материалами проекта и репортаже в СМИ;
«Межкультурный диалог «Дорога в будущее» <адрес> (реализация проекта направлена на развитие навыков межкультурного диалога и этикета у старшеклассников), информация о результатах которого распространена жителям <адрес> через брошюры, информационные листки, электронные рассылки, публикации в печатных СМИ и интернете;
«Счастье нужно уметь построить» Чеченская Республика, <адрес> (реализация проекта направлена на содействие созданию условий для снижения уровня семейных конфликтов в молодых семьях и укреплению семейных ценностей у молодежи Чеченской Республики), «Предотвращение гендерного неравенства через социальные медиа», Чеченская Республика, <адрес> (заявленная цель проекта была направлена на снижение уровня насилия в чеченском обществе через создание социальных медиапродуктов, данные о проведенном тестировании свидетельствуют о фактической направленности проекта на изменение отношения к традиционной модели поведения и обычаям в обществе), внимание широкой общественности к которым привлечено посредством проведения круглого стола с участием преподавателей и студентов ЧГУ и ЧГПИ, созданием странички в социальной сети Фейсбук в сети интернет, а также подготовлены к печати и изданы научные статьи. По итогам проекта при финансовой поддержке Фонда издана книга «Ответственность должна быть общей», презентация которой состоялась ДД.ММ.ГГГГ в Чеченском Государственном Университете.
«История преодоления» Кабардино-Балкарская Республика, <адрес> (реализация проекта направлена на визуализацию образа современной женщины в публичном пространстве Кабардино-Балкарской Республики), в ходе реализации проекта проведена работа по отбору лиц для обучения основам коммуникации и методам проведения глубинных интервью.
На поддержку проектов Фондом были перечислены денежные средства в следующих размерах:
- 269 475,3 руб. - Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский Центр «Стратегия» (<адрес>, Кабардино-Балкарская Республика);
- 299 898,87 руб. – Чеченской региональной общественной организации «Ресурсный социально-психологический центр "Успокоение души" (Синтем)» (<адрес>, Чеченская Республика);
- 294 683,18 руб. - Региональной общественной организации «Твори добро» (<адрес>);
- 280 124 руб. - Дагестанской региональной общественной организации психологов и социальных работников «ПСИХЕЯ» (<адрес>);
- 295 071,9 руб. - Региональной общественной организации «Центр развития культуры и гражданского образования «Современник» (<адрес>, Чеченская Республика).
Итоговая конференция по проекту «Поддержка общественных лидеров и инициатив на Северном Кавказе» была проведена Фон<адрес> декабря в <адрес>, на территории санатория им. Фрунзе. В ходе мероприятия участникам конференции были показаны результаты проекта, а также новые практики и результаты визуализации темы равных прав и возможностей мужчин и женщин, искоренения насилия в отношении женщин и недопущения дискриминации по признаку пола в деятельности неправительственных организаций региона.
По итогам конференции опубликован буклет «Общественные инициативы на Северном Кавказе. Истории от практиков» под ред. ФИО3 и ФИО4 (сотрудник ФГБ). Данный буклет содержит информацию о следующих проектах: проект Региональной общественной организации "Твори добро" из Кизляра - "Женский ответ"; ЖеНиТер - кизлярский клуб "Женщины Нижнего Терека"; фрагмент "круглого стола" психологов, участников проекта "Женский ответ"; "Межкультурный диалог "Дорога в будущее" Дагестанской региональной общественной организации "Психея"; проект "Счастье нужно уметь построить", реализованный ЧРОО "Центр развития культуры и гражданского образования "Современник" (Чеченская Республика); проект "Медиапродукты для гендерного равенства" реализовала организация "Ресурсный социально-психологический центр "Успокоение души" ("Синтем", Чеченская Республика); проект "История преодоления" автономной некоммерческой организации "Научно-исследовательский центр "Стратегия".
Информация о данном буклете размещена на Интерент-сайте ФГБ в разделе «Публикации» (http://ru.boell.org) и Интернет-сайте Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» в разделе «Каталог библиотеки Мемориала» (http://lib.memo.ru).
Согласно представленным материалам 13-ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и 20-ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> были проведены семинары «Права человека для женщин», количество участников семинара – 15 человек (в <адрес>), 16 человек (в <адрес>).
Цель семинара: познакомить участников с правами человека и с понятием прав человека для женщин, стимулировать участников распространять эти знания в своих сообществах.
Во время семинара демонстрировались просветительские фильмы «Фемина» (Татарстан) по теме «Права человека для женщин».
Журналисты-участники семинара в <адрес> опубликовали материал о семинаре в городских газетах.
Отчеты о проведенных Фондом мероприятиях и обсуждаемых на них вопросах, в том числе с указанием участников мероприятий, темах докладов, размещены на сайте Фонда имени Генриха Белля в Российской Федерации в Москве в сети интернет (http://ru.boell.org/ru), на страницах Региональной общественной организацией «Центр развития культуры и гражданского общества «Современник» (<адрес>, Чеченская республика) и Чеченской Региональной общественной организации «Ресурсный социально-психологический центр «Успокоение души (Синтем) в Facebooke, что подтверждается скрин-шотами информации с сайта. Кроме того, Фондом был заключен договор с ООО «Телерадиокомпания 37 канал» о подготовке фильма-репортажа о конференции, проводимой Фон<адрес>-ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по проекту «Поддержка общественных лидеров и инициатив на Северном Кавказе».
Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что деятельность Фонда имеет признаки политической, поскольку он как непосредственно, так и опосредованно (в том числе путем финансирования) участвовал в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
При этом довод Фонда о том, что его деятельность является социальной и не относится к политической, отклоняется, как основанный на неверном толковании норм Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и противоречащий правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной по данному вопросу в Постановлении от 08.04.2014 №10-П, согласно которой осуществляемая некоммерческой организацией деятельность признается политической в случае, если:
1) такая деятельность не относится к исключениям, установленным положениями абз. 3 п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
2) такая деятельность, как по содержанию, так и по последствиям, на наступление которых она рассчитана, не ограничивается собственными (внутренними) нуждами некоммерческой организации, а со всей очевидностью затрагивает как публично-правовые интересы в целом, так и права и свободы всех граждан;
3) вне зависимости от формы участия в политической деятельности имеет направленность на воздействие, в том числе путем привлечения к участия в проводимых мероприятиях представителей государственных органов с целью публичного обсуждения вопросов их деятельности, на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского сообщества.
Материалами дела подтверждено, что все отмеченные Конституционным Судом Российской Федерации признаки политической деятельности некоммерческой организации обнаруживаются и в деятельности Фонда содействия развитию гражданского общества и правам человека «Женщины Дона».
Суд полагает, что направленность реализованного Фондом проекта «Поддержка общественных лидеров и инициатив на Северном Кавказе» со всей очевидностью нацелена на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны гражданского сообщества к вопросам укрепления и развития индивидуального потенциала общественных деятелей <адрес> (формирование общественных лидеров), выработку механизмов обмена опытом и демократического диалога, а также продвижение идей толерантности, гражданской ответственности, миротворчества и гендерного равенства на Северном Кавказе.
Фонд непосредственно участвовал в реализации указанного проекта, который, по мнению суда, носит политическую направленность в смысле положений ч. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», как путем финансирования субпроектов, так и путем проведения итоговой конференции, связанной с подведением итогов реализованного проекта.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в рамках настоящего дела решение (распоряжение) Минюста России от 27.10.2015 г. № 1588-р о включении Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, соответствует положениям действующего законодательства, в том числе, Федеральному закону от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», следовательно, прав и законных интересов Фонда не нарушает и признанию незаконным не подлежит.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения административного иска Фонда отсутствуют.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Фонда содействия развитию гражданского общества и правам человека «Женщины Дона» к административным ответчикам: Министерству Юстиции Российской Федерации, Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным решения о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий