ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1405/2022 от 08.07.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-1405/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2022 года г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе

председательствующего судьи Истягиной Н.М.,

при помощнике судьи Степановой К.Э.,

с участием административного истца - Сосидко А.В.,

представителя административного истца Сосидко А.В.Литвинова О.В.,

представителя начальника 205 Отряда судов обеспечения (осо) Черноморского флота МО – Решетовой М.В.,

представителя ответчика Командующего Черноморским флотом, заинтересованного лица - Министерства обороны Российской Федерации – Аксютина А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сосидко А.В. о признании незаконными и отмене не приказа, приказания, указаний,

УСТАНОВИЛ:

Сосидко А.В. обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском к начальнику 205 Отряда судов обеспечения Черноморского флота Министерства обороны, Командующему Черноморским флотом, начальнику Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации с требованиями (с учетом произведенного уточнения), признать незаконным и отменен приказа начальника 205 Отряда судов обеспечения от 18.10.2021 года «О внесении изменений в приказ командира войсковой части от 16.06.2015 года»; признать незаконным и отменить приказания от имени Командующего Черноморским флотом, подписанные Начальником Управления кадров Черноморского флота, подписанные начальником Управления кадров Черноморского флота капитаном 1 ранга ФИО7 ТЛГ исх. от 14.10.2021г. , согласно которым ответчику приказано: исключить из Приказа командира в/ч 43535 от 16.06.2015 года лиц гражданского персонала военного транспорта ракетного вооружения «Генерал Рябиков»; признать незаконным и отменить абзац 2 Указаний начальника Главного управления кадров Министерства обороны РФ от 06.09.2021года дсп.

Исковые требования мотивированы тем, что истцу в начале марта стало известно о том, что приказом начальника 205 Отряда судов обеспечения от 18.10.2021 года «О внесении изменений в приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении персонального списка членов экипажа и прикомандированных военного транспорта ракетного вооружения «Генерал Рябиков», принимавших участие в выполнении задач с 08 по 22 августа по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия И республики Абхазия». Данным приказом из списка лиц гражданского состава исключен административный истец. Внесение изменений в данный приказ повлекло принятие комиссией Черноморского флота по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий 19.11.2021 г. решения об исключении истца из протокола комиссии от 17.09.2015 г. которым ранее принималось решение о выдаче Сосидко А.В. удостоверения ветерана боевых действий. Истец полагает что оспариваемый приказ и указания являются незаконными изданы по прошествии шести лет, нарушают его права на социальное обеспечение.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве привлечено в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю, Министерство обороны Российской Федерации.

Административный истец Сосидко А.В. и его представитель Литвинов О.В. в судебном заседании поддержали требования излоденные в административном исковом заявлении и в заявлении об уточнении исковых требований, просили суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - начальника 205 Отряда судов обеспечения (осо) Черноморского флота МО Решетова М.В. против удовлетворения иска возражала, по основаниям изложенным в возражениях.

Представитель административного ответчика Командующего Черноморским флотом, заинтересованного лица - Министерства обороны Российской Федерации Аксютина А.И. против удовлетворения иска возражал по основаниям изложенным в возражениях.

Начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ, командующий Черноморским флотом в судебное заседание не явился о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю для участия в судебном заседании своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дело в своем отсутствии.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела и письменных пояснений сторон следует, что Распоряжением командующего Черноморским флотом Российской Федерации от 23.07.2008 года , командира 30-й дивизии разнородных сил Черноморского флота Российской Федерации от 24.07.2008 года втррв «Генерал Рябиков» направлен в территориальные воды Грузии для выполнения задач по предназначению 12.08.2008. Члены экипажа судна (гражданский персонал) прикомандированные военнослужащие поименованы в судовой роли.

Директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 04.12.2008 года втррв «Генерал Рябиков» включен в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекавшихся к выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республика Южная Осетия и Республика Абхазия.

С учетом обращений членов экипажа данного судна, приведенных распоряжения и директивы командиром войсковой части издан приказ от 11.08.2014 года «Об объявлении списочной численности членов экипажа, пассажиров и прикомандированных мтв «Генерал Рябиков», участвовавших в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ в период грузино-осетинского вооруженного конфликта». Приказом командира войсковой части от 11.01.2015 года указанный приказ отменен, как незаконно изданный, так как войсковая часть не является правопреемником войсковой части .

В последующем издание данного приказа послужило основанием для отказа в выдаче членам экипажа втррв «Генерал Рябиков» удостоверений ветерана боевых действий, которое было оспорено в суде. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Севастополя от 16.02.2015 года по делу на Комиссию Черноморского флота по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий возложена обязанность выдать истцу удостоверение ветерана боевых действий.

Из пояснений сторон следует, что указанное решение, а также справка начальника организационно-мобилизационного управления штаба Черноморского флота от 29.01.2015 года о правопреемстве войсковой части от войсковой части и в связи с ходатайством членов экипажа втррв «Генерал Рябиков», командиром войсковой части издан приказ «Об объявлении персонального списка членов экипажа и прикомандированных военного транспорта ракетного вооружения «Генерал Рябиков», принимавших участие в выполнении задач с 08 по 22 августа 2008 года по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия» (далее Приказ ).

На основании данного Приказа , а также иных документов, истец в 2015 году получил удостоверение ветерана боевых действий.

Из материалов дела следует, что 18.10.2015 года в 205 отряд судов обеспечения Черноморского флота поступила телеграмма начальника Управления кадров Черноморского флота с доведением приказания командующего Черноморским флотом в соответствии с указаниями начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 06.09.2021 года в срок до 18.10.2021 года исключить из приказа командира войсковой части 16.06.2915 года лиц гражданского персонала втррв «Генерал Рябиков» лиц гражданского персонала.

18.10.2021 года начальником 205 Отряда судов обеспечения Черноморского флота издан приказ от 18.10.2021 года, которым внесены изменения в приказ «Об объявлении персонального списка членов экипажа и прикомандированных военного транспорта ракетного вооружения «Генерал Рябиков», которым лица гражданского персонала, включая Сосидко А.В. исключены из списков члена экипажа (далее Приказ ).

По мнению административного истца, издание оспариваемого приказа привело к нарушению его прав, поскольку ранее именно на основании изменённого приказа «Об объявлении персонального списка членов экипажа и прикомандированных военного транспорта ракетного вооружения «Генерал Рябиков» в отношении него комиссией Черноморского флота вынесено положительное решение о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

После внесения оспариваемых изменений решением Комиссии Черноморского флота по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий 19.11.2021 года лица гражданского персонала ТРК «Капитан Рябиков», в том числе, административный истец – исключены из протоколов указанной комиссии, которыми ранее выдавались удостоверения ветеранов боевых действий.

В Абзаце 8 пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобороны от 11.08.2012 г. (действующего на момент рассмотрения заявлений истцов в 2015-2016 годах) определено общее правило, согласно которому заявителям необходимо предоставлять: документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, которое не распространяется на исключения – территории указанные в «абзацах пятом, шестом и седьмом настоящего пункта».

В абзаце 5 пункта 9 Порядка, утвержденного Приказом Минобороны от 11.08.2012 г. указано, что для лиц, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, в комиссию предоставляются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Таким образом, согласно данному Порядку, действующему на момент возникновения данных правоотношений, истец подпадал под исключение, то есть он не обязан предоставлять доказательства непосредственного участия в боевых действиях, ему было достаточно представить выписку из приказа подтверждающего выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.

В рассматриваемой ситуации Приказ являлся приведенным в Порядке приказом, подтверждающим выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.

Суд критично относится к доводам представителей ответчиков о том, что Приказ содержал недостоверные сведения, которые противоречили трудовому законодательству (статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации) возлагающего на работодателя обязанность обеспечивать работнику условия труда, отвечающие требованиям безопасности, а следовательно подлежал приведению в соответствие с действующим законодательством.

Из преамбулы Приказа следует, что он издан в соответствии с тремя документами: боевым распоряжением командующего Черноморским флотом от 23.07.2008 года (); боевым приказом командира войсковой части 10790 от 24.07.2008 года , а также на основании судовой роли членов экипажа и прикомандированных втррв «Генерал Рябиков».

Правомочность приведенных приказов о направлении экипажа втррв «Генерал Рябиков» в зону боевых действий, относительно соответствия трудовому законодательству, не была оспорена, сведений об их отмене, суду не представлено.

Приведенные обстоятельства, свидетельствуют о том, что внесение изменений в приказ на основании указаний начальника управления кадров Черноморского флота от 14.10.2021 года в части исключения из списка лиц гражданского персонала, необоснован и противоречит боевому распоряжению командующего Черноморским флотом от 23.07.2008 года (); боевому приказу командира войсковой части от 24.07.2008 года , судовой роли членов экипажа и прикомандированных втррв «Генерал Рябиков» на основании которых он был издан.

По своей правовой сущности Приказ является архивной справкой, источником сведений о выполнении членами экипажа судна задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия для получения удостоверения ветерана боевых действий.

Само по себе предполагаемое нарушение трудового законодательства при направлении лиц гражданского персонала в зону боевых действий, не является законным основанием для изменения приказа содержащего сведения о списке членов экипажа в части исключения из списка лиц гражданского персонала.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость действий органов исполнительной власти.

Участники соответствующих правоотношений вправе в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и существующих правоотношений. Правовая определенность необходима для того, чтобы участники соответствующих отношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав и обязанностей. Игнорирование данной ценности права в правоприменительной деятельности судов, может привести к произволу, бесправию граждан перед государством.

Приказ в совокупности с иными документами послужил основанием для выдачи административному истцу удостоверения ветерана боевых действий. Внесение в него изменений, привело к пересмотру ранее принятого решения о выдаче истцу удостоверения, вследствие чего он был лишен социальных выплат и льгот, которые получал на протяжении 6 лет.

Подобные действия по пересмотру ранее принятых решений не согласуются с требованиями поддержания доверия к закону и стабильности гражданских правоотношений, составляющими ядро принципа правовой определенности, имеющего универсальное значение в отношениях государства и индивида.

Из положений статьи 46 Конституции РФ, статьи 218 КАС РФ следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Таким образом, административный иск может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

В рассматриваемой ситуации приказаниями от имени Командующего Черноморским флотом, подписанные Начальником Управления кадров Черноморского флота, подписанными начальником Управления кадров Черноморского флота капитаном 1 ранга ФИО7 ТЛГ исх. от 14.10.2021г. и абзацем 2 Указаний начальника Главного управления кадров Министерства обороны РФ от 06.09.2021года дсп права свободы и законные интересы административного истца не нарушаются, в связи с чем данные акты не могут быть признаны незаконными и следовательно отмене не подлежат.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, о том, что оспариваемый Приказ о внесении изменений в ранее изданный Приказ , необоснован, противоречит конституционному принципу правовой определенности, так как социальные права административного истца, реализованы им на основании изданного приказа, внесение изменений в который ухудшило его положение, повлекло утрату им выплат и льгот, в связи с чем подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сосидко А.В. - удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить Приказ начальника 205 Отряда судов обеспечения (осо) от 18.10.2021 года «О внесении изменений в приказ командира войсковой части от 16.06.2015 года»

В остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2022 года.

Председательствующий Н.М. Истягина