Дело № 2а-1406/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи Ширяева А.С.,
при секретаре судебного заседания Радченко Н.В.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Ставрополя административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Ставрополя, комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ставрополя, комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании незаконным отказа комитета градостроительства администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома», изложенного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, обязании администрации города Ставрополя устранить нарушения его прав путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на основании договора об определении порядка пользования и купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1016 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А, категория земель - земли населенных пунктов.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением на выдачу разрешения на строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу направлено уведомление о принятии решения об отказе в предоставлении данной муниципальной услуги, так как установлено несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, то есть объект проектируется в охранной зоне инженерных коммуникаций.
С указанным решением ФИО1 не согласен, ввиду его необоснованности.
Указанный земельный участок сформирован как самостоятельный объект права, имеет свои идентификационные признаки, состоит на государственном кадастровом учете, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. Данный кадастровый паспорт никаких особых отметок не содержит.
На основании правоустанавливающих документов, таких как свидетельство о праве собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности жилого дома литер А и 1/2 долю в праве общей долевой собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, в 2011 году административный истец получил разрешение на строительство № № - «01010-с» на проектирование нового жилого дома – литера Б. Тогда же ему был выдан проект на строительство индивидуального жилого дома, который содержит все параметры строительства. В настоящее время право на незавершенный строительством объект зарегистрировано в установленном законом порядке, с готовностью 18 %.
Административный истец считает, что отказ комитета градостроительства необоснован, так как принадлежащий ему земельный участок никогда не имел никаких обременений, более того, такие обременения ни в каком регистрирующем органе не зарегистрированы.
На основании изложенного, административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным отказ комитета градостроительства администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома», изложенный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию города Ставрополя устранить нарушения его прав путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А.
Административный истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, в связи с чем, на основании части 6 статьи 226 КАС РФ, дело рассмотрено без его участия.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации г. Ставрополя, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил.
Согласно части 6 статьи 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Представитель административного соответчика – комитета градостроительства администрации города Ставрополя, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
Согласно части 6 статьи 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно абзацу 1 статьи 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан недействительным.
При этом основанием для признания судом ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ»).
Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО1 на основании договора об определении порядка пользования и купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок (назначение: земли населенных пунктов), площадью 1016 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора об определении порядка пользования и купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу ФИО1 принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом литер А (назначение: жилое здание), площадью 88,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
В 2011 году административный истец получил разрешение на строительство № № на проектирование нового жилого дома – литер Б. Тогда же ему был выдан проект на строительство индивидуального жилого дома, который содержит все параметры строительства.
На основании договора об определении порядка пользования и купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу ФИО1 принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства – жилой дом литер Б (назначение: нежилое), степень готовности – 18 %, расположенный по адресу: <адрес>А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением на выдачу разрешения на строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>А.
В силу пункта 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу направлено уведомление о принятии решения об отказе в предоставлении данной муниципальной услуги, так как установлено несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, то есть объект проектируется в охранной зоне инженерных коммуникаций. В соответствии с нормативами градостроительного проектирования Ставропольского края «Часть I Селитебная территория. Производственная территория. Транспорт и улично-дорожная сеть. Особо охраняемые территории» коэффициент застройки земельных участков для малоэтажного индивидуального строительства составляет – 0,2 от общей площади земельного участка 1016,0 кв.м. Коэффициент застройки земельного участка ФИО1 – 0,24, что является нарушением предельно допустимых размеров застройки. Кроме того, не представлено согласие участника долевой собственности на строительство индивидуального жилого дома.
В то же время, судом установлено, что указанный земельный участок сформирован как самостоятельный объект права, имеет свои идентификационные признаки, состоит на государственном кадастровом учете, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. Данный кадастровый паспорт никаких особых отметок либо обременений не содержит.
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство установлены в пункте 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7, 9 названной статьи, или несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке; информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
В силу частей 2, 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон, а также градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в оспариваемом отказе не конкретизировано, какие именно предельные параметры земельного участка и объекта капитального строительства (предельное количество этажей, предельная высота здания, процент застройки земельного участка и др.), нарушены административным истцом. Также в судебном заседании административным ответчиком – комитетом градостроительства администрации <адрес> не представлено доказательств того, что объект проектируется в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Более того, суд учитывает, что ранее (в 2011 году) административным истцом ФИО1 было получено разрешение на строительство № № на проектирование нового жилого дома – литер Б, а также выдан проект на строительство индивидуального жилого дома, который содержит все параметры строительства. Сведений о том, что на земельном участке по <адрес>А находится охранная зона инженерных коммуникаций, на момент не было.
При таких обстоятельствах, доказательств того, что на земельном участке по адресу: <адрес>А, невозможно продолжение строительства по утвержденному проекту, комитетом градостроительства администрации <адрес>, при отказе в выдаче разрешения на строительство, не представлено.
Также в оспариваемом отказе указано, что заявителем не представлено согласие участника долевой собственности на строительство индивидуального жилого дома. Однако, комитетом градостроительства администрации города Ставрополя не приведены положения закона, обязывающего предоставлять данные сведения при обращении с заявлением на выдачу разрешения на строительство. В то же время, перечень документов, являющихся приложением к заявлению на выдачу разрешения на строительство, установлен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в которой нет указания о предоставлении согласия участника долевой собственности на строительство индивидуального жилого дома.
При этом, согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии отказа комитета градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении ФИО1 муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома» указанным нормам действующего законодательства РФ.
Также судом установлено, что отказом комитета градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении ФИО1 муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома» существенно нарушаются права административного истца на владение и пользование принадлежащим им земельным участком по <адрес>А.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Также предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 9 статьи 1 и части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, которым определяется правовой режим земельных участков.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка по <адрес>А, его назначение: земли населенных пунктов.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Судом достоверно установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>А, свободен от обременений и прав третьих лиц. Доказательств государственной регистрации ограничения прав на данный участок в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем ведение государственного кадастра недвижимости, суду не представлено.
При разрешении заявленных ФИО1 административных требований суд исходит из принципов равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений, неприкосновенности собственности, закрепленных в пункте 1 статьи 1 ГК РФ, а также учитывает положения абзаца 2 пункта 26 и абзаца 2 пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», из которых следует, что собственник или иной законный владелец вправе требовать устранения нарушений права, которые не связаны с лишением владения, в частности, если чинятся препятствия в осуществлении права собственности.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными административные требования ФИО1 о необходимости устранения нарушения его прав путем обязания комитета градостроительства администрации города Ставрополя совершить требуемое действие, то есть выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А.
Административные исковые требования ФИО1 к администрации города Ставрополя об обязании устранить нарушения его прав, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку администрацией <адрес> не принималось решение об отказе в предоставлении услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» № от ДД.ММ.ГГГГ, и, соответственно, права ФИО1 не нарушались.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 218-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ комитета градостроительства администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении ФИО1 муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома».
Обязать комитет градостроительства администрации города Ставрополя устранить нарушения прав ФИО1 путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> об обязании устранить нарушения его прав путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья А.С. Ширяев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>