Дело № 2а-1407/2019
(УИД 03RS0003-01-2019-000615-08)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 17 июня 2019 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ивченковой Ю.М.,
при секретаре Лутфуллиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующих в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение прав,
установил:
ФИО1, ФИО2, действующие в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным иском к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы о признании незаконным действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в несвоевременном принятии мер по направлению в Минстрой РФ заявки на участие в 2018 года Республики Башкортостан в программе «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Признании незаконным действие Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в несвоевременном принятии мер по получению Республикой Башкортостан федерального субсидирования участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Обязании Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре обеспечить семью А-вых, состоящую из пяти человек (супруга ФИО1, супруг – ФИО2, сын – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) социальной выплатой в рамках реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2018 год. Обязании Администрацию Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан оформить свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и выдать его семье А-вых (супруга ФИО1, супруг – ФИО2, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Признании незаконным действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в несвоевременном утверждении Сводного списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по Республике Башкортостан на 2018 год. Признании незаконным действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в не включении семьи А-вых (супруга ФИО1, супруг – ФИО2, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2018 году по Республике Башкортостан. Основное мероприятие «обеспечение жильем молодых семей» государственной программ Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО6 административный иск поддержали, просили удовлетворить.
В судебном заседании представители административных ответчиков Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре ФИО7, Администрация Орджоникидзевского района городского округа г.Уфы РБ ФИО8 просили в удовлетворении исковых требований отказать.
На судебное заседание административный истец ФИО2, заинтересованные лица: Прокуратура РБ, Администрация ГО г.Уфа РБ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
В соответствии со статьей 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ суду предписывается, в частности, выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав также была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", которая продлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 889 на 2015 - 2020 годы.
В последующем Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710 утверждена Государственная программ Российской Федерации обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным и услугами граждан Российской Федерации.
Приложением №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В пункте 22 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 указанных Правил, который одним из условий называет возраст участника (не превышает 35 лет) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в текущем году.
Таким образом, несоблюдение этого условия, то есть достижение супругом либо одиноким родителем возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в основном мероприятии и в соответствии с пунктом 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
В соответствии с пунктом 24 Правил, орган местного самоуправления до 01 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 25 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия (пункт 26 Правил)
Согласно пункта 27 Правил, после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года №131.
В силу пункта 1.6 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в Республике Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года №131, одним из условий включения в число участников основного мероприятия является возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье на день принятия органом исполнительной власти Республики Башкортостан решения о включении молодой семьи - участника основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, который не должен превышать 35 лет.
В соответствии с пунктом 1.8.1 названного выше Порядка молодая семья исключается из основного мероприятия в случае превышения возраста 35 лет одним из супругов либо молодым родителем в неполной семье до момента утверждения списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Согласно п. 6.2 Порядка Госстрой РБ на основании списков участников Основного мероприятия, поступивших от администраций муниципальных образований РБ, и с учетом размера средств, которые планируется выделить на финансирование реализации Основного мероприятия из бюджета РБ и на софинасирование реализации Осинового мероприятия из местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых жилищные кредиты и займы, - с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников Основного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Судом установлено, что Распоряжением Главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфы РБ от 11.07.2016г. №634-р семья административного истца ФИО1 была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
В сводном списке молодых семей – изъявивших получить социальные выплаты в 2018 году семья А-вых числилась под №230.
Семья А-вых не была включена в список семей-претендентов на получение социальных выплат в 2018 году (данный список сформирован и утверждён Госстроем РБ 01 октября 2018года), так как 19 сентября 2018 года супругу ФИО1 – ФИО2 исполнилось 36 лет, данная семья была исключена из числа участников Основного мероприятия (согласно постановлению Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы РБ от 21 сентября 2018 года №902-р).
Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфы РБ от 21.09.2018 года №902-р семья А-вых в составе 5 человек исключена из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по основанию, предусмотренному п.27 Правил предоставления социальной выплаты, в связи с достижением супругом заявителя 36-летнего возраста до формирования Госстроем РБ списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в текущем году.
Согласно п.24 и 25 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, определенных в приложении №1 к Основному мероприятию, администрация муниципального образования Республики Башкортостан до 1 июня, предшествующего планируемому, формирует список молодых семей - участников Основного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году, и представляет этот список в Госстрой РБ. В первую очередь в указанный список включаются молодые семьи – участники Основного мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Указанный список формируется Госстроем РБ на основании списков, представленных администрациями муниципальных образований в Госстрой РБ до 01 июня года, предшествующего планируемому. При этом порядок не устанавливает сроки утверждения Госстроем РБ сводного списка молодых семей – участников Основного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году. На 2018 год данный список был утвержден 28 декабря 2017года.
Дата утверждения сводного списка молодых семей – участников Основного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году, не имеет правового значения при определении претендентов по получение социальной выплаты в рамках Основного мероприятия, поскольку такие лица определяются на основании списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году,
Госстрой РБ на основании списков участников Основного мероприятия, поступивших от администраций муниципальных образований Республики Башкортостан, и с учетом размера средств, которые планируется выделить на финансирование реализации Основного мероприятия из бюджета Республики Башкортостан и на софинансирование реализации Основного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году. На 2018 год данный список был утвержден 01 октября 2018г.
Госстроем РБ подведены итоги отбора муниципальных образований Республики Башкортостан для участия в реализации Основного мероприятия в 2018 году (отбор проходил с 19 сентября до 9 октября 2018 года в соответствии с приказом Госстроя РБ от 19 сентября 2018 года №280). После утверждения списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2018 года будут заключены соглашения с муниципальными образованиями Республики Башкортостан, признанными победителями отбора.
Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре семья А-вых в сводный список молодых семей – участников основного мероприятия, в соответствии с хронологией очереди включена не была.
Таким образом, на день формирования уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре) списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, семья истцов перестала соответствовать установленным требованиям, что и послужило основаниям для не включения семьи в список претендентов.
Факт признания молодой семьи участнице подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объеме финансирования, количества участников подпрограммы.
Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «Молодая семья».
Доводы о том, что незаконные действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, послужило основанием для исключения семьи истца из списка участников, также не соответствуют действительности, поскольку пунктами 6 и 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, изначально предусматривали право на получение социальной выплаты с учетом возраста участника в планируемом году не более 35 лет.
Кроме того, пункте 27 таких Правил предусмотрено, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено в суде, на дата - день формирования уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре) списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, семья истцов перестала соответствовать установленным требованиям.
Кроме того, Госстроем РБ в установленные сроки была направлена заявка в адрес Минстроя РФ по вопросу выделения бюджетных ассигнований (копия письма Госстроя РБ от 05.07.2017г. №16-01/87).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года №738-0-0, от 19 октября 2010 года №1333-О-О, от 14 июля 2011 года №988-0-0. от 16 июля 2013 года №1195-0, от 29 января 2015 года №122-0 и др.).
Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, само по себе не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года №3-0 и от 23 апреля 2015 года №997-0).
Возможность приобретения семьей А-вых субъективного права на получение социальной выплаты в 2018 году обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе, с объемом выделяемого из средств федерального и регионального бюджетов финансирования программы.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования административных истцов ФИО1, ФИО2, действующих в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение прав, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2, действующих в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы о признании незаконным действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в несвоевременном принятии мер по направлению в Минстрой РФ заявки на участие в 2018 года Республики Башкортостан в программе «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; о признании незаконным действие Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в несвоевременном принятии мер по получению Республикой Башкортостан федерального субсидирования участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; обязании Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре обеспечить семью А-вых, состоящую из пяти человек (супруги ФИО1, супруга – ФИО2, сына – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) социальной выплатой в рамках реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2018 год; обязании Администрацию Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан оформить свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и выдать его семье А-вых (супруга ФИО1, супруг – ФИО2, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения); о признании незаконным действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в несвоевременном утверждении Сводного списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по Республике Башкортостан на 2018 год; о признании незаконным действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выразившееся в не включении семьи А-вых (супруга ФИО1, супруг – ФИО2, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2018 году по Республике Башкортостан. Основное мероприятие «обеспечение жильем молодых семей» государственной программ Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы.
Председательствующий судья Ивченкова Ю.М.