ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1407/2023 от 26.12.2023 Тихвинского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тихвин Ленинградской области 26 декабря 2023 года

Тихвинский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Павловой Т.Г.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тихвинского городского прокурора <адрес>, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Шугозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по разработке проекта содержания автомобильных дорог,

УСТАНОВИЛ:

Тихвинский городской прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском, с учетом уточнений, в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Шугозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района <адрес> (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке проекта содержания автомобильных дорог в д. Заречье Шугозерского сельского поселения Тихвинского муниципального района <адрес> (далее – МО), об обязании не позднее трех лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке проекта содержания автомобильных дорог в д. Заречье МО, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения требования законодательства о дорожной деятельности в отношении дорог местного значения установлено, что Администрация до настоящего времени не провела мероприятия по разработке проектов содержания автомобильных дорог местного значения на территории д. Заречье МО, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц.

Прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д. 24), в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, направил заявление о признании административного иска (л.д. 25).

Суд, руководствуясь ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (ст.ст. 1, 4, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Статьей 1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>» определено, что за сельскими поселениями <адрес> закреплен в числе прочих вопрос местного значения, указанный в п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные государственные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ)).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу части 8 статьи 6 Закона № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельских поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 13 Закона № 257-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Частью 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В статье 17 Закона № 257-ФЗ указано, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

На основании подп. 1 п. 9 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог» в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит, в том числе разработка проектов содержания автомобильных дорог.

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ-а утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах МО, в который включены и автомобильные дороги в д. Заречье: улицы Золотова, Зареченская (л.д.л.д. 13-16).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).

Таким образом, разработка проектов содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в д. Заречье МО - обязанность административного ответчика.

Суду не представлено доказательств того, что разработка проектов содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в д. Заречье МО произведена.

Проекты содержания автомобильных дорог необходимы для обеспечения безопасности дорожного движения.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как усматривается из материалов дела, иск подан прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Из Устава МО и Положения об Администрации следует, что именно к полномочиям Администрации по решению вопросов местного значения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктом поселения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 2 ст. 33 Устава МО, п. 5 ч. 2 ст. 3 Положения об Администрации) (л.д.л.д. 5-9).

В силу части 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Принимая во внимание временные и финансовые затраты, необходимые для исполнения решения суда, с учетом принципа разумности суд считает заявленный прокурором срок для принятия мер по разработке проекта содержания автомобильных дорог в д. Заречье МО разумным и не усматривает оснований для его изменения.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным принять признание административного иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам, не нарушает права других лиц, административный иск Тихвинского городского прокурора <адрес> удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять признание административного иска представителем административного ответчика главой администрации муниципального образования Шугозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района <адрес>ФИО1.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Шугозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района <адрес> (ИНН ), выразившееся в непринятии мер по разработке проекта содержания автомобильных дорог в д. Заречье Шугозерского сельского поселения Тихвинского муниципального района <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Шугозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района <адрес> не позднее трех лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке проекта содержания автомобильных дорог в д. Заречье Шугозерского сельского поселения Тихвинского муниципального района <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Ленинградский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Тихвинский городской суд <адрес>, прокурором в тот же срок и в том же порядке может быть подано апелляционное представление.

Судья _______________