Дело №2а-1408/21
УИД 61RS0009-01-2021-001401-85
РешениЕ
Именем Российской Федерации
23.04.2021 года
Азовский городской суд Ростовской области
в составе судьи Нестеренко И.П.
при секретаре Балюра Е.А.,
с участием административного истца- ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1408/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Азовского района РО об обязании подготовить уведомление о соответствии объекта требованиям законодательства,
УСТАНОВИЛ:
В суд с иском к администрации <адрес> РО об обязании подготовить уведомление о соответствии объекта требованиям законодательства, обратился ФИО1, обосновывая свои требования следующим:
Истец являясь собственником земельного участка по адресу <адрес>А, ДД.ММ.ГГГГ направил в Отдел Архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома, в котором сообщал о планируемом строительстве. Данное уведомление было подано лично, в уполномоченный орган. Способом направления ответа была выбрана электронная почта, по истечении 7 рабочих дней, на указанную электронную почту писем от уполномоченного органа не поступало, в виду чего, согласно п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о планируемом строительстве считается согласованным. После чего истец и приступил к строительству.
По завершению строительства ДД.ММ.ГГГГ истцом было подготовлено уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Личное обращение в уполномоченный орган было невозможно, в виду того, что здание, в котором размещается Отдел Архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, недоступно для свободного посещения, а систему предварительной записи в данную организацию мне найти не удалось.
Таким образом, указанное уведомление и прилагаемые документы необходимые для государственной регистрации права в Росреестре были направленно в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ, почтовым отправлением с уведомлением и описью. Указанный пакет документов согласно отчета об отслеживании был получен адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
На день подачи настоящего искового заявления, Уведомление о завершение строительства истцу не возвращены, что означает, что их приняли в работу, ответа на уведомление на указанный адрес электронной почты не поступало, так же согласно публичной кадастровой карте, дом в отношении которого подавалось уведомление, не поставлен на кадастровый учет и соответственно право на него не зарегистрировано.
Параметры возводимого объекта недвижимости соответствуют друг другу в уведомлении о планируемом строительстве и уведомлении о завершении строительства, и строение возведено в соответствии с этими описаниями. Согласно выписки из правил землепользования и застройки территории — возводимое мной строение соответствует требованием данные правил, а именно здание имеет отступ от красной линии более 3-х метров, отступы от границ участка составляют метр и более (при условии, что в пределах 6 м. от возведенного мной строения, отсутствуют иные строения, а границы моего и смежных участков установлены, и имеет собственников с зарегистрированными правами. Строение имеет 2 этажа, и менее 14 м., в высоту, занимает менее 50 % земельного участка и не имеет балконов, эркеров, ступеней и приямков.
Не получив результат по обращению, истец вынужден был обратиться в суд и просил обязать Отдел Архитектуры и градостроительства администрации <адрес> в установленный законов срок подготовить уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, и направить его вместе с предоставленным им ранее пакетом документов в Росреестр для государственной регистрации права собственности в на его имя на возведенное строение.
Истец в суд прибыл и поддержал заявленные требования в полном объеме. При этом пояснил, что не желает в судебном порядке признавать право собственности на объект недвижимости, поскольку это требует больших затрат на экспертизу.
Ответчик в суд не прибыл, предоставил отзыв согласно которого:
Согласно информации отдела архитектуры и градостроительства <адрес> (далее - Отдел архитектуры), содержащейся в письме от 22.04,2021 №ДД.ММ.ГГГГ/583, ДД.ММ.ГГГГ в Отдел архитектуры поступило уведомление Истца о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> «а», с кадастровым номером №.
Отделом архитектуры в адрес Истца направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором рекомендовано откорректировать отступы при строительстве от границ земельного участка.
Повторного уведомления с корректировкой в Отдел архитектуры не поступало. Не получив уведомления о соответствии Истец на земельном участке с кадастровым номером № возвел индивидуальный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м.
<адрес> считает, что Истец в соответствии со ст, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен подтвердить доказательствами обстоятельства, указанные ими в качестве оснований заявленных требований.
Учитывая вышеизложенное, ответчик руководствуясь статьями 35,149 и ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя <адрес>, полагаюсь на законное и обоснованное решение суда.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела находит иск неподлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со 4 КАС РФ - каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч.8 ст. 226 КАС РФ - при проверке законности оспариваемого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.3 КАС РФ - каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ - суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ - для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Исходя из смысла ст.2,18,51 ГрК РФ, п.4 ст.85 ЗК РФ- возведение индивидуального жилого дома возможно только при наличии разрешения на строительство, выдаваемого уполномоченными органами, в в соответствии с генпланом поселений и на их основе разработанных Правил застройки и градостроительных регламентов, установивших зонирование территории.
Согласно ч, 1 ст. 51,1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через мно гофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
В соответствии с ч. 13 ст. 51.1 ГрК РФ получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо не направление указанными органами в срок, предусмотренный ч.7 или п. 3 ч, 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствий указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с ч. 1 настоящей статьи.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, содержащийся в ст. 51 ГрК РФ является закрытым.
Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.
Так, в соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику предоставлено право свободногопользования, владения и распоряжения собственностью. Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ и п. 1 ст. 260 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику, что следует из положений ст.56 ЗК РФ и ст. 280 ГК РФ.
Из системного толкования указанных норм следует, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, однако и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.
Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Однако в силу положений ст. 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка не является способом ограничения прав собственника.
Целью разработки Правил землепользования и застройки от 27.11.2007г. №, как указано в Преамбуле, является обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и обеспечение равенства участников градостроительных отношений, необходимость учета в градостроительных регламентах фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться, в том числе, с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Пунктом 8 ст. 36 ГрК РФ, п.6 ст.7 Правил землепользования и застройки от 27.11.2007г. № установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Положения Правил не содержат какие-либо конкретные сроки приведения видов разрешенного использования земли в соответствие с градостроительными регламентами. Определяя территориальные зоны, Правила не содержат ограничения прав собственников индивидуальных жилых домов по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец направил в Отдел архитектуры уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства ( садового дома) на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> «а», с кадастровым номером №.
Ответчик почтой направил истцу ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором рекомендовал откорректировать отступы при строительстве от границ земельного участка.
Повторного уведомления с корректировкой в Отдел архитектуры от истца не поступало.
Таким образом, не получив уведомления о соответствии Истец на земельном участке с кадастровым номером № самовольно ( без разрешительных документов) возвел индивидуальный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. При этом он не предоставил документов, говорящих о
- соблюдении им СНИП и иных градостроительных правил и норм при строительстве;
- корректировке отступов( регламентированных законом и указанным ответчиком) при строительстве от границ земельного участка.
В настоящее время порядок узаконения данного объекта недвижимости регламентируется ст.222 ГК РФ.
В соответствии со ст.227 КАС РФ - по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что ответчик направлял ответ истцу почтой. При этом направление ответа истцу не электронной почтой ( по истечении 7 рабочих дней) не является основанием для признания действий( бездействий) администрации <адрес> незаконными. Доказательств направления ФИО1 в администрацию необходимого пакета документов для регистрации прав, истцом не предоставлено.
Суд считает, что права и интересы истца действиями( бездействиями) ответчика не нарушены, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1 не находит.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 к администрации Азовского района РО об обязании подготовить уведомление о соответствии объекта требованиям законодательства, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Азовский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: И.П. Нестеренко
Мотивированное решение изготовлено 30.04.2021г.