Дело № 2а-140/2020
УИД 03RS0063-01-2019-003777-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года г. Туймазы
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Липатовой Г.И.,
при секретаре Галиевой Г.Ю.,
с участием административного истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
административного ответчика Администрации муниципального района <адрес> ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-140/2020 по административному исковому заявлению ФИО4 ФИО10 к Администрации муниципального района <адрес> РБ, начальнику жилищного отдела Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО5 об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района <адрес> РБ, начальнику жилищного отдела Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО5, в обоснование требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения комиссии №, он состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по реализации муниципальной подпрограммы «Государственная поддержка граждан муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района <адрес> на основании приложений № и № государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии (протокол №) ему была выдана выписка, подписанная начальников жилищного отдела Администрации муниципального района <адрес> – заместителем председателя комиссии ФИО5 ФИО11, в котором дословно указано следующее: « - отказать ФИО4 ФИО12 в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения.
Указанное решение принято со ссылкой на п. 2.7 «а», п. 2.1 «Порядка предоставления социальных выплаты молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей)» Приложение № к государственной программе «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№.
С данным решением жилищной комиссии он не согласен, считает, что оно не основано на условиях вышеуказанной программы.
Исходя из норм «Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении ребенка», утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что единственными основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются несоответствия заявителя п. 2.7, 2.1 Порядка. Соответственно ФИО1 как участник программы не подпадает не под одно из обстоятельств, приведенных в пункте, являющихся основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Кроме того, несостоятелен довод ответчиков о том, что «Порядком не предусмотрена возможность получения молодыми семьями социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного в целях рефинансирования ранее полученного кредита», так как такого основания для отказа в получении социальной выплаты, как перекредитование, в утвержденном Порядке отсутствует.
Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что заключенным ФИО1, договором об ипотеке № № от ДД.ММ.ГГГГ, был перекредитован первоначальный кредитный договор № № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом обоих договоров является приобретение в ипотеку (п. 1.2.5 договора от ДД.ММ.ГГГГ.) объекта недвижимости – квартиры по адресу: <адрес>, Республики Башкортостан.
ФИО1, заключая второй кредитный договор № № от ДД.ММ.ГГГГ, действовал в соответствии с Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ, и вместе с ним заключил договор об ипотеке, который несет в себе содержание ипотечного кредита, поскольку в обеспечение возврата кредита предусматривает залог недвижимости (согласно п. 1.2.7.1 договора), а так же страхование предмета залога (п. 4.1.1. договора), как того требуют нормы об ипотечном жилищном кредитовании. Соответственно до полного погашения кредитного договора, в обеспечении обязательств по кредитному договору, залогодержателем закладной по ипотеке будет являться банк. Следовательно при замене стороны по первоначальному ипотечному кредиту ипотечное кредитование, залоговое и страховое обязательство заемщика, так же осталось направленным на объект недвижимости – квартира по адресу: <адрес> РБ.
При этом ни один пункт программы и приведенного «Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении ребенка», не запрещает производить перекредитование (рефинансирование) по предмету ипотеки и данные действия не включены в перечень обстоятельств п. 2.7 «Порядка», по результатам которых заявителю может быть дан отказ в социальной выплате. Перечень приведенный в Программе является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.
При этом, ни государственная программа «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, принятая в целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, ни указанное Постановление Правительства РФ, не содержит ограничений по перекредитованию, первоначально взятого участниками программы первоначального кредита. Напротив как указано выше, государственная социальная политика в частности в отношении жилищных кредитов, направлена на снижение долговой нагрузки на заемщиков по уплате процентных платежей.
Следовательно, своими действиями ответчики неправомерно ограничивают участников государственной программы, в перекредитовании первоначально взятого кредита, рефинансирование которого связано со снижением банками России процентных ставок по ипотеке в связи с реализацией государственной политики по доступности ипотечных кредитов.
Учитывая, что предметом кредитного договора № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ПАО «МТС» является- приобретение квартиры (п. 1.2.5 договора) по адресу: РБ, <адрес>, а целью «Социальной выплаты», согласно п. 2.2 «Порядка» является предоставление молодой семье указной выплаты, на погашение основной суммы долга и уплату процентов по договорам об улучшении жилищных условий, то следовательно направление социальной выплаты на погашение договора ипотеки по договору № № от ДД.ММ.ГГГГ является правомерным, так как «Порядок предоставления социальных выплат», утвержденный Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, не содержит иных трактовок понятия «Договора об улучшении жилищных условий» и не содержит исключения в терминологии данного понятии, под которое не подпадали бы вторично оформленные кредитные займы на первичный предмет ипотеки с залоговым обеспечением перешедшим по закладной новому кредитору.
Согласно п. 5.4 «Порядка» Перечисление социальных выплат (дополнительных социальных выплат) молодым семьям осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных образований РБ на счета организаций, с которыми эти молодые семьи заключили договоры об улучшении жилищных условий, в течение 5 рабочих дней после поступления субсидий из бюджета Республики Башкортостан.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований истец просит отменить решение комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ по реализации муниципальной программы «Государственная поддержка граждан муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района <адрес> на основании приложений № и № государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе ФИО4 ФИО13 в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения, подписанное начальником жилищного отдела Администрации муниципального района <адрес> – заместителем председателя комиссии ФИО5 ФИО14; обязать Администрацию муниципального района <адрес> причислить ФИО1 социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ПАО «МТС-Банк»; взыскать с ответчика моральный вред в размере 20 000 руб.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, обеспечил явку представителя.
Административный ответчик ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в настоящее время уволена по собственному желанию.
Представитель заинтересованного лица Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
На основании ст. 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Поскольку не предусмотрена социальная выплата на рефинансированные кредиты.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства и оценив их каждое в отдельности и в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", направленную на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
К задачам подпрограммы относится предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение- жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» утвержден Порядок представления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) (далее - Порядок).
Порядок регламентирует предоставление социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка (детей) в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ (с последующими изменениями), и дети в которых родились (были усыновлены) до ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (с последующими изменениями), в части предоставления дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам подпрограммы при рождении (усыновлении) ребенка.
В соответствии с п. 1.2 Порядка социальная выплата (дополнительная социальная выплата) предоставляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в форме погашения невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, строящихся жилого помещения или индивидуального жилого дома либо основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору (договору займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - договор об улучшении жилищных условий).
Пунктом 1.3.1 предусмотрено, что размер социальной выплаты (дополнительной социальной выплаты) не может превышать остатка невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, строящихся жилого помещения или индивидуального жилого дома либо непогашенного кредита (займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, отвечающая следующим требованиям:
а) признанная в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения договора об улучшении жилищных условий;
б) имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения (усыновления) ребенка (детей);
в) возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка (детей) не превышал 35 лет;
г) ребенок (дети) в такой семье рожден (рождены) (усыновлен (усыновлены)) до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Согласно пункту 2.3 Порядка для получения социальной выплаты молодая семья в течение года после рождения (усыновления) ребенка (детей) представляет в администрацию муниципального образования Республики Башкортостан по месту постоянного жительства необходимые документы.
В соответствии с п. 2.6 Порядка администрация муниципального образования Республики Башкортостан организует проверку сведений, которые содержатся в документах, указанных в пункте 2.3 Порядка, и в десятидневный срок с даты представления этих документов принимает решение о включении либо об отказе во включении молодой семьи в список молодых семей, изъявивших желание получить социальные выплаты (дополнительные социальные выплаты). О принятом решении молодая семья письменно уведомляется администрацией муниципального образования Республики Башкортостан в 5-дневный срок.
Согласно подпункту «а» пункта 2.7 Порядка основаниями для отказа молодой семье в получении социальной выплаты являются следующие обстоятельства несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 2.1 Порядка.
Как разъяснено в письме Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ№, Порядок не предусматривает возможность получения молодыми семьями социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением комиссии по жилищным вопросам Администрации МР <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по реализации муниципальной подпрограммы «Государственная поддержка граждан муниципального района <адрес> РБ в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района <адрес> на основании приложений № и № государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «МТС-Банк» и ФИО1, ФИО6 был заключен кредитный договор № №, на сумму 2 830 000,00 рублей, на срок 240 месяцев, под 12,00 % годовых, на приобретение квартиры, расположенной по адресу: РБ, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в адрес Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан подано заявление о предоставлении социальной выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «МТС-Банк» и ФИО1, ФИО6 заключен кредитный договор № № на погашение задолженности Заемщика перед ПАО «МТС-Банк» по кредитному договору № №, заключенному между ФИО1 и ФИО6 и первичным кредитором. Приобретаемая недвижимость (Предмет ипотеки) – квартира, расположенная по адресу: РБ, <адрес>.
Сумма кредита составляет 2 240 935,82 рублей, срок возврата кредита 120 месяцев, цель кредита: на погашение задолженности Заемщика перед ПАО «МТС-Банк» по кредитному договору № №, заключенному между ФИО1 и ФИО6 и первичным кредитором, процентная ставка 9,50 % годовых. Впоследствии кредитный договор № № от ДД.ММ.ГГГГ был представлен ответчику.
В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ по реализации муниципальной подпрограммы «Государственная поддержка граждан муниципального района <адрес> РБ в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района <адрес> на основании приложений № и № государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ», утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 отказано в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения, который был мотивирован тем, что не предусмотрена возможность получения молодыми семьями социальной выплаты для погашения части кредита, предоставляемого в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита.
В обоснование своих требований истец указывает на то, что поскольку в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приведенным в Приложении № к государственной программе «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ», утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения ребенка, а ФИО1 имеет непогашенный остаток по кредитному договору № № от ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «МТС-Банк», который также был предоставлен на улучшение жилищных условий, то имеются основания для получения семьей истца спорной социальной выплаты.
Однако, суд находит данный довод необоснованным, поскольку в соответствии с указанным Порядком, целевым назначением социальной выплаты является погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) определено на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства (п.1.2.), в связи с чем правовые основания для признания отказа Администрации муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в получении социальной выплаты при рождении ребенка незаконным и возложения на Административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о получении социальной выплаты при рождении ребенка ФИО1 отсутствуют, поскольку указанный кредит по кредитному договору № № от ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «МТС-Банк», имеет целевое назначение: погашение задолженности Заемщика перед ПАО «МТС-Банк» по кредитному договору № №, заключенному между ФИО1 и ФИО6 и первичным кредитором, на момент разрешения спора кредитный договор на улучшение жилищных условий, заключенный ДД.ММ.ГГГГ полностью погашен, а возможность использования социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, даже при условии его предоставления для рефинансирования кредита, законодателем не предусмотрена.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 об отмене решения комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ по реализации муниципальной программы «Государственная поддержка граждан муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района <адрес> на основании приложений № и № государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе ФИО4 ФИО15 в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения, подписанное начальником жилищного отдела Администрации муниципального района <адрес> – заместителем председателя комиссии ФИО5 ФИО16.
В удовлетворении требований об обязании Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить ФИО1 социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ПАО «МТС-Банк», а также взыскании с ответчика морального вреда в размере 20 000 руб., следует отказать, поскольку оно является производным от первоначального.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 ФИО17 к Администрации муниципального района <адрес> РБ, начальнику жилищного отдела Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО5 об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Г.И. Липатова