ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-140/2022 от 01.03.2022 Кизлярского районного суда (Республика Дагестан)

Дело 2а-140/2022

УИД: 05RS0020-01-2020-000016-29

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РД, Кизлярский район, с. Юбилейное 11 марта 2022 г.

Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Исаева Р.М., при секретаре ФИО8, при помощнике судьи ФИО9, с участием представителя административного истца ФИО4 по доверенности ФИО5, представителя Администрации МР «<адрес>» РД ФИО12, представителя администрации МО СП «сельсовет «Кизлярский» ФИО13, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО4 к Администрации МР «<адрес>» РД о признании незаконным постановления Администрации МР «<адрес>» РД от 19.05.2020г. за «Об отмене уведомления от 14.05.2019г. -RU 05519000-39

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратилась в суд административным исковым заявлением к администрации МР «<адрес>» РД о признании незаконным постановления Администрации МР «<адрес>» РД от 19.05.2020г. за «Об отмене уведомления от 14.05.2019г. -RU 05519000-39

В обосновании административного искового заявления ФИО4 указала, что она является собственником недвижимого имущества - земельного участка, расположенного по адресу РД, <адрес>, площадью 800 кв.м., с кадастровым номером 05:02:000056:454), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.02.2019г. Данный земельный участок приобретен у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от 29.01.2019г., и передаточным актом от 29.01.2019г. Согласно уведомлению от 13.05.2019г., ФИО4, дано разрешение на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу РД, <адрес>, площадью 800 кв.м., с кадастровым номером 05:02:000056:454. Однако, когда ФИО4, начала производить строительные работы, местный участковый уведомил ее о том, что данные работы незаконны так как, разрешение на строительство отменено, согласно постановлению от 19.05.2020г., . При этом, указанное постановление ФИО4, не получала, о том, что оно было вынесено, ей также известно не было. В последующем ФИО4, обратилась с заявлением (22.11.2021г.) к главе Администрации МР «<адрес>» РД, ФИО10, в котором просила, выдать ей копию данного постановления. 25.11.2021г. Администрация МР «<адрес>» подготовила ответ на заявление ФИО4 в котором известило ее, о направлении копия постановления администрации МР «<адрес>» от 19.05.2020г. за «Об отмене уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительствеили реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке». При этом, в конверте помимо извещения о направлении в адрес ФИО4, запрашиваемого документа, самого постановления от 19.05.2020г., за , не имелось. Само же письмо от Администрации МР «<адрес>» РД, ФИО4, было получено 02.12.2021г., что подтверждается отметкой на письме «Почты России».

Однако в направленном ответе Администрации МР «<адрес>» РД от 25.11.2021г., отсутствует какая-либо информация о причинах и основаниях отмены уведомления о строительстве - индивидуального жилищного строительства (ИЖС) от 13.05.2019г. Более того, в случае наличия у Администрации МР «<адрес>» РД причин или оснований для отмены уведомления о строительстве ИЖС от 13.05.2019г., сотрудниками администрации должны были быть предприняты действия, предусмотренные законом, извещение лица и вручении копии об отмене постановления. При этом Администрация МР «<адрес>» РД в одностороннем порядке отменило разрешение на строительство, которое ранее было выдано самой МР <адрес>. Согласно же уведомления о строительстве от 13.05.2019г. указано о соответствии ИЖС параметрам допустимости строительства. На основании изложенного, считаю, вынесенное Администрацией МР «<адрес>» РД, постановление от 19.05.2020г., за , незаконным и необоснованным, нарушающим права и интересы ФИО4. Пункт 1 ст. 130 ГК РФ, предусматривает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно п.1 ст. 22 КАС РФ, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. В соответствии с ч.3 ст.124 КАС РФ административное исковое заявление содержит требования о принятии решении по конкретному вопросу или совершить определённые действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. При этом административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса (ст.218 п.5 КАС РФ).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО7 И.З., поддержал требования истца по основаниям изложенным в иске и дополнив требования, о том, что в производстве Кизлярского районного суда также находится гражданское дело, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ о запрете строительства капитального объекта по исковому заявлению Прокурора <адрес> в отношении ФИО4, При ознакомлении с материалами дела ей стало известно, что глава МО СП «сельсовет Кизлярский» ФИО11 своим постановлением от 28.12.2017г. отменил постановление от 20.07.2017г. о предоставлении в собственность ФИО3 земельный участок, категории «земли населённых пунктов» с разрешенным использованием для ведения ЛПХ с кадастровым номером , общей площадью 800 кв.м., расположенный на территории МО СП «сельсовет Кизлярский» в <адрес>» <адрес>. О существовании данного постановления никто не знал, этим и объясняется то, что указанный земельный участок стоит на кадастровом учете, и неоднократно сменялся собственник спорного участка. Считаю отмена в одностороннем порядке Администрацией МР «<адрес>» РД ране выданного постановления незаконным не обоснованным и к тому же нарушающими законные права приобретателя данного участка.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЭ). Глава 3 Федерального закона N 131-Ф3 предусматривает нормы, содержащие перечень вопросов местного значения, разрешаемые местным самоуправлением на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и внутригородских районах. Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона. Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Следовательно, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований. Право на отмену ранее принятого акта, затрагивающего интересы граждан и (или) организаций, не может быть безусловным. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права. Ненормативный акт должен содержать ссылки на нормы закона, а также на документы и материалы, обосновывающие и подтверждающие правомерность, обоснованность и необходимость его вынесения. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ. Регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено но регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, при том решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от ДД.ММ.ГГГГг.. N 739.-0-0 и от ДД.ММ.ГГГГ). Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере земельных правоотношений, органы муниципального образования не могут действовать произвольно и должны соблюдать принципы баланса частных интересов граждан и публичных интересов субъекта ФИО6 Федерации: справедливости равенства, соразмерности, которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Исходя из содержания приведенной нормы закона и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, орган самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону. Как видно из указанного постановления совершенно не понятно на основания, каких нарушений отменено первичное постановление о выделении земельного участка. Вместе с тем, на момент вынесения постановления главы МО СП «сельсовет Кизлярский» ФИО11 от 28.12.2017г. уже были зарегистрированы в Росреестре права ФИО3, следовательно, признание законным или незаконным (отмена) постановления или снятия с учета земельного участка является прерогативой суда.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.

Представитель ответчика Администрации МР «<адрес>» РД ФИО12 просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель администрации МО СП «сельсовет «Кизлярский» ФИО13 не возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав сторон изучив, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В обосновании доказательства подтверждающих обстоятельства, на которых основывает свои требования истец ФИО4 представила в суд следующие доказательства:

- выписка из ЕГРН от 13.02.2019г. с кадастровым номером 05:02:000056:454, земельного участка, расположенного по адресу РД, <адрес>, площадью 800 кв.м.;

- договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 05:02:000056:454, расположенного по адресу РД, <адрес>, от 29.01.2019г., и передаточный акт от 29.01.2019г.

- уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома за подписью ФИО4 к отделу строительства, архитектуры ЖКХ администрации муниципального района «<адрес>» от 13.05.2019г., на земельном участке, расположенном по адресу РД, <адрес>, площадью 800 кв.м., с кадастровым номером 05:02:000056:454.

- уведомление от 14.05.2019г. -RU 05519000-39 о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке», выданное за подписью начальника отдела строительства, архитектуры ЖКХ администрации муниципального района «<адрес>» ФИО14

- постановление Администрации МР «<адрес>» РД от 19.05.2020г. за «Об отмене уведомления от 14.05.2019г. -RU 05519000-39 о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке».

- постановление главы МО СП «сельсовет Кизлярский» ФИО11 от 28.12.2017г. об отмене постановления от 20.07.2017г. о предоставлении в собственность ФИО3 земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 800 кв.м, расположенный к территории МО СП «сельсовет Кизлярский» в <адрес>» <адрес>.

- заявление ФИО4 от 22.11.2021г. на имя главы Администрации МР «<адрес>» РД, ФИО10, о выдаче постановления Администрации МР «<адрес>» РД от 19.05.2020г. за

-письмо Администрации МР «<адрес>» от 25.11.2021г. на заявление ФИО4 о направлении копии постановления администрации МР «<адрес>» от 19.05.2020г. за

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, ст. 235 ГК РФ.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЭ).

Глава 3 Федерального закона N 131-Ф3 предусматривает нормы, содержащие перечень вопросов местного значения, разрешаемые местным самоуправлением на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и внутригородских районах.

Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ. Регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено но регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, при том решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от ДД.ММ.ГГГГг.. N 739.-0-0 и от ДД.ММ.ГГГГ).

Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере земельных правоотношений, органы муниципального образования не могут действовать произвольно и должны соблюдать принципы баланса частных интересов граждан и публичных интересов субъекта ФИО6 Федерации: справедливости равенства, соразмерности, которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Исходя из содержания приведенной нормы закона и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, орган самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.

Согласно п.2 ч.10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Согласно выписки из ЕГРН от 13.02.2019г. земельный участок, с кадастровым номером 05:02:000056:454, расположенный по адресу РД, <адрес>, площадью 800 кв.м. относится к категории, - земель населенных пунктов, вид разрешённого использования, - для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно п.2 ст. 4 ЗК РФ 2. приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ).

Из материалов дела видно и судом установлено, что постановлением Администрации МР «<адрес>» РД от 19.05.2020г. за отменено уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке

Отменяя вышеназванное уведомление Администрация МР «<адрес>» РД в своем постановлении от 19.05.2020г. за сослалась на протест прокуратуры <адрес> на уведомление о строительстве и размещении объекта ИЖС на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, от 14.05.2019г. -RU 05 51 900-39 выданное ФИО4 администрация муниципального района «<адрес>».

Из уведомления ФИО4 отдел строительства, архитектуры и ЖКХ Администрации МР «<адрес>» от 13.05.2019г., усматривается, что административным истцом ФИО4 направлено уведомление вышеназванный отдел о том, что производится строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу РД, <адрес>, площадью 800 кв.м., с кадастровым номером 05:02:000056:454.

Из уведомления отдел строительства, архитектуры и ЖКХ Администрации МР «<адрес>» от 14.05.2019г. усматривается, что отдел строительства, архитектуры и ЖКХ Администрации МР «<адрес>» уведомляет ФИО4, о соответствии указанных в уведомлении параметров и допустимости размещения объекта жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Таким образом, постановление Администрации МР «<адрес>» РД от 19.05.2020г. за «Об отмене уведомления от 14.05.2019г. -RU 05519000-39 не может быть признано законным, так как вышеуказанном постановлении не указанно выявления противоречий закону и поэтому носит произвольный и формальный характер.

При таких обстоятельствах суд считает требования административного истца подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 218, 226-227 КАС РФ

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО4 к Администрации МР «<адрес>» РД о признании незаконным постановления Администрации МР «<адрес>» РД от 19.05.2020г. за – удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации МР «<адрес>» РД от 19.05.2020г. за «Об отмене уведомления от 14.05.2019г. -RU 05519000-39 о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме через Кизлярский районный суд РД.

ФИО15 Исаев

Копия верна

Судья Р.М. Исаев