ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1410/201820 от 20.11.2018 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-1410/2018 20 ноября 2018 года

29RS0022-01-2018-001603-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,

при секретаре Мельницкой А.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску ФИО3 к администрации муниципального образования «Заостровское» о признании незаконным бездействия, обязании организовать размещение муниципальных правовых актов,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к администрации МО «Заостровское» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать размещение муниципальных правовых актов на официальном сайте МО «Заостровское». В обоснование заявленных требований указала, что МО «Заостровское» в сети «Интернет» имеет официальный сайт. В соответствии с пп. а, б п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация, размещаемая указанными органами в сети Интернет в зависимости от сферы деятельности органа содержит информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований. В соответствии с п.1 ст.10 указанного закона информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. На официальном сайте МО «Заостровское» отсутствует информация, указанная в пп. а, б п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В соответствии с п.3, п.5 ФЗ пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации. Просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации размещения информации о нормотворческой деятельности, обязать организовать размещение на официальном сайте муниципального образования «Заостровское» муниципальных правовых актов, включая сведения о внесении изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, текстов проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что летом 2018 года для уточнения правил пользования земельным участком истец обратилась на сайт МО «Заостровское», однако, необходимая ей информация на сайте отсутствовала. Тексты необходимых административному истцу документов были опубликованы на сайте МО «Заостровское» уже после подачи в суд административного искового заявления, однако, данные документы не содержат подписи, в связи с чем не могут считаться нормативно-правовыми актами. Бездействие администрации выражается в отсутствии контроля за исполнением заключенного со сторонней организацией соглашения о ведении сайта в части размещения нормативных актов.

Представитель административного ответчика администрации МО «Заостровское» ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что в соответствии с положениями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и местного самоуправления, помимо размещения информации в сети Интернет, может обеспечиваться также иными способами. В соответствии с п.2 ст.47 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Решением муниципального совета МО «Заостровское» от 03.02.2011 для обнародования сообщений, материалов, нормативно-правовых и иных актов администрации утверждено официально печатное издание МО «Заостровское» - Информационный Вестник муниципального образования «Заостровское». Кроме того, пояснил, что изначально разработкой сайта занималось ООО «Планета информационных технологий», которые повели себя недобросовестно, в связи с чем, администрация МО «Заостровское» была вынуждена 04.06.2018 заключить договор с ООО «Группа компаний «ТВИМ», которая заново разрабатывала сайт администрации, регистрировала новый домен. В настоящее время сайт наполняется.

Заслушав представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ) установлено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ одними из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Часть 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.

Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ предусмотрен перечень информации, обязательной для размещения органами местного самоуправления в сети «Интернет», к которой, в том числе, отнесены: нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время администрация МО «Заостровское» имеет официальный сайт в сети «Интернет» - http://zaostrovskoe.ru.

09.03.2015 между администрацией МО «Заостровское» и ООО «Планета информационных технологий» был заключен договор, предметом которого являлось осуществление работ по сопровождению сайта mozaostrovskoe ru., ранее являвшимся официальным сайтом администрации МО «Заостровское».

Работы в рамках указанного договора ООО «Планета информационных технологий» исполнялись ненадлежащим образом.

04.06.2018 администрация МО «Заостровское» заключила договор с ООО «Группа компаний «ТВИМ». По условиям указанного договора ООО «Группа компаний «ТВИМ» приняло на себя обязанность провести услуги по установке, тестированию и сопровождению программ ЭВМ. Под услугами по установке, тестированию и сопровождению программ ЭВМ понимаются услуги по передаче исключительных прав на готовое решение Программа для ЭВМ «ТВИМ» Официальный сайт для администраций областей. Районов, городов и сельских поселений» согласно техническому заданию и лицензионному договору . Срок исполнения обязательства – по 10.07.2018. В перечень работ по договору включена, в том числе, регистрация домена http://zaostrovskoe.ru, при этом срок разработки сайта составляет 25 рабочих дней.

Таким образом, существующий на сегодняшний день официальный сайт администрации МО «Заостровское» разработан, зарегистрирован и начал работу в июле 2018 года.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу приведенных процессуальных норм во взаимосвязи с ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд признает незаконным бездействие органа при условии, если оно одновременно не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Обозрев в судебном заседании официальный сайт администрации МО «Заостровское» суд пришел к выводу, что работы по наполнению сайта административным ответчиком ведутся, нормативно-правовые акты, публикуются на сайте, что свидетельствует об отсутствии со стороны администрации МО «Заостровское» бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации размещения информации о нормотворческой деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Так, согласно п.п. 2, 3 ч. 2 ст. 62 КАС РФ, административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Вместе с тем, стороной административного истца не представлено достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца. Ссылка представителя административного истца о том, что летом 2018 года его доверитель не смогла найти на сайте администрации МО «Заостровское» какой-то нормативно-правовой акт, является несостоятельной, не конкретизированной в части периода и конкретного документа.

Кроме того, перечень способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренный ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, не является исчерпывающим и предусматривает такие способы доступа к информации как обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах.

Информация о деятельности администрации МО «Заостровское» размещается на информационных стендах в здании администрации МО «Заостровское».

Что касается опубликования нормативно-правовых актов, то в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» раскрывает понятие официального опубликования нормативного акта, которым считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с п.3 ст.47 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 6 ст. 6 Устава МО «Заостровское», решением муниципального совета МО «Заостровское» №101 от 03.02.2011 для обнародования сообщений, материалов, нормативно-правовых и иных актов администрации утверждено официально печатное издание МО «Заостровское» - Информационный Вестник муниципального образования «Заостровское», а также Положение о периодическом печатном издании, регулирующем порядок подготовки, выпуска и распространения периодического печатного издания.

Из представленного суду Информационного Вестника муниципального образования «Заостровское» следует, что сообщения, материалы, нормативно-правовые и иные акты администрации регулярно обнародуются, что свидетельствует о наличии у административного истца возможности с ними ознакомится.

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации размещения информации о нормотворческой деятельности, со стороны административного ответчика отсутствует, информация о нормотворческой деятельности на территории МО «Заостровское» размещается в соответствии с требованиями закона, сведения о нарушении каких-либо прав административного истца в суде подтверждения не нашли.

В связи с чем административное исковое заявление ФИО4 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к администрации муниципального образования «Заостровское» о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации размещения информации о нормотворческой деятельности, обязании организовать размещение на официальном сайте муниципального образования «Заостровское» муниципальных правовых актов, включая сведения о внесении изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, текстов проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Шитикова