Дело №2а-1411/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 05 мая 2016 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего - судьи Фисюк О.И.
при секретаре - Федотовой С.В.
с участием представителя истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3, к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо на стороне ответчика начальник отдела ФИО4 об оспаривании решения органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
21.03.2016 г. ФИО3 обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, уточнив исковые требования (л.д.67-68), просит признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 29.03.2015 года №91/5/15-37775 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта - 2/5 части жилого <адрес> в г. Севастополе; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществить государственный кадастровый учет указанного объекта.
Иск обоснован тем, что ФИО3, является собственником 2/5 части жилого дома по <адрес> в г. Севастополе. 28.09.2015 г. истец обратилась в ООО «Севастопольское землепользование» с целью постановки на кадастровый учет 2/5 части жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> 28.12.2015 г. Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя сначала было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета указанного объекта, а впоследствии – об отказе в кадастровом учете. В соответствии с указанными решениями ответчик отнес указанную часть дома к жилому дому блокированной застройки. Таким образом, если жилой дом может быть отнесен к дому блокированной застройки, а каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве жилого дома, представляющего собой составную часть жилого дома блокированной застройки. При этом каждый такой блок должен быть расположен на отдельном земельном участке. Решение о приостановлении содержало следующие рекомендации: предоставить в орган кадастрового учета документы с учетом ст. 24 Закона о кадастре; подготовить технический план на основании проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома блокированной застройки; включить в технический план информацию о земельных участках, на которых расположены блоки жилого дома. Предельный срок устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, – не более чем три месяца, указанные обстоятельства истец не устранила, получив решение об отказе. Истец считает решение об отказе в государственной регистрации незаконным, нарушающим ее имущественные права, поскольку жилому дому общей площадью 83,0 кв.м по адресу: <адрес> присвоен кадастровый №, то есть объект недвижимого имущества в целом поставлен на кадастровый учет, из которого 2/5 доли принадлежит истцу на праве собственности и были выделены в натуре. Кроме того, истец указывает, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, находится в государственной собственности города Севастополя. Порядок пользования земельным участком определен решением суда от 08.05.2013 г. по делу №7421/11. Истец указывает, что в связи с тем, что право долевой собственности на жилой <адрес> в г. Севастополе прекращено и выделена ее 2/5 часть дома в натуре, истец имеет право приобрести земельный участок, на котором расположена ее часть дома, однако для оформления земельного участка истцу необходимо осуществить кадастровый учет ее части дома, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд с данным иском.
В судебном заседании представитель истца иск поддержала по указанным основаниям, дополнительно пояснила, что не видит реальной возможности предоставить ответчику технический план и паспорт на 2/5 доли как на самостоятельный объект, полагает, что технического плана на весь жилой дом в целом достаточно, т.к. дом учтен в кадастре как объект недвижимости, а ее доля - выделена.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала в полном объеме, ссылаясь на то, что органом кадастрового учета было принято решение об отказе в осуществления государственного кадастрового учета, соответствующее нормам и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Заинтересованное лицо на стороне ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседании извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО3, на праве собственности принадлежит 2/5 части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от 27 июля 2011 года, удостоверенного нотариусом ФИО5 (л.д.23-25).
08 мая 2013 года решением Ленинского районного суда г. Севастополя по делу № 2-4721/11 было прекращено право долевой собственности на домовладение № по <адрес> в г. Севастополе, определен порядок пользования земельным участком в соответствии с размером частей сторон в общей частной собственности на домовладение ( л.д.8-11).
Принадлежащая ФИО6 доля обозначена в техническом паспорте на жилой дом по адресу: <адрес> (л.д.14-21).
Из материалов дела усматривается, что 26 августа 2015 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя жилому дому по адресу <адрес> присвоен кадастровый № (л.д.22).
Согласно решению о приостановлении государственной регистрации № 91/5/15-30625 от 28.12.2015 года (л.д.7) на основании принятых от ФИО3 документов выявлено наличие оснований для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с п.5 ч. 2 ст. 26 ФЗ от 27.04.2004 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости (далее – Закон о кадастре) – заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре. Так, в соответствии со статьей 24 Закона о кадастре в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно. Однако в нарушение указанной нормы Закона представлен технический план помещения, образуемого в результате раздела исходного объекта недвижимости, тогда как технические планы в отношении других объектов недвижимости, образуемых одновременно в результате раздела, в орган кадастрового учета предоставлены не были. Кроме того, ответчик ссылается на пункт 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Таким образом, если жилой дом может быть отнесен к дому блокированной застройки, а каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве жилого дома представляющего собой составную часть жилого дома блокированной застройки. При этой в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации каждый такой блок должен быть расположен на отдельном земельном участке. Истцу рекомендовано предоставить в орган кадастрового учета документы с учетом ст. 24 Закона о кадастре; подготовить технический план на основании проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома блокированной застройки; включить в технический план информацию о земельных участках, на которых расположены блоки жилого дома. Предельный срок устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении – не более чем три месяца (л.д.7).
Как усматривается из решения об отказе в государственной регистрации от 29.03.2016 г. №91/5/15-37775 (л.д.42), ФИО3 отказано в государственной регистрации права собственности на объект - жилой дом, находящийся по адресу <адрес>, поскольку истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. Данный факт признала в судебном заседании представитель истца.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Перечень необходимых для кадастрового учета документов регламентирован статьей 22 Закона о кадастре.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о здании указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости, изготовленного до 01.01.2013. При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (далее - Декларация). Данная Декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
При проведении проверки на соответствие нормам действующего законодательства Российской Федерации технического плана по образованию здания в электронной форме от 22.10.2016, изготовленного кадастровым инженером ФИО7 на основании технического паспорта на жилой дом индивидуального жилого фонда, изготовленный ГКП «Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества» от 23.06.2005, выявлено, что указанный технический паспорт не содержит необходимых сведений о характеристиках (вид, площадь и прочие) образуемых объектов недвижимости и является документом, изготовленным для индивидуального жилого дома в целом.
Таким образом, технический паспорт на жилой дом индивидуального жилого фонда, изготовленный ГКП «Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества» от 23.06.2005г., невозможно признать необходимым документом для разработки технического плана в электронной форме для осуществления постановки на государственный кадастровый учет вновь образованных объектов недвижимости.
Частью 5 статьи 1 Закона о кадастре установлено, что в соответствии с Законом о кадастре кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (объектов недвижимости).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Градостроительный кодекс РФ (часть 2 статьи 49) выделяет, в том числе такие виды объектов капитального строительства, как: объекты индивидуального строительства, под которым понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи; жилые дома блокированной застройки — это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из них предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Постановка на государственный кадастровый учет жилых помещений (в том числе квартир) в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав, не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
В зависимости от квалификации образованных в результате раздела жилого дома объектов, жилой дом необходимо отнести либо к дому блокированной застройки, либо к многоквартирному дому.
В этой связи, если жилой дом отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве жилого дома, представляющего собой часть здания - жилого дома блокированной застройки.
Таким образом, если жилой дом, в результате раздела которого образуются объекты, указанные в заявлении, может быть отнесен к дому блокированной застройки, а каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве жилого дома, представляющего собой составную часть жилого дома блокированной застройки. При этом, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, каждый такой блок должен быть расположен на отдельном земельном участке.
Суд отмечает, что градостроительное законодательство не содержит указаний на отсутствие необходимости подготовки проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома блокированной застройки. В связи с чем, технический план должен быть разработан на основании вышеуказанных документов, содержащих сведения о вновь образуемых объектах недвижимости.
Таким образом, учитывая, что орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости в точном соответствии с представленными документами, невозможно осуществить процедуру постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без отнесения к соответствующему виду исходного объекта капитального строительства, предусмотренного Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 24 Закона о кадастре определено, что в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
В нарушение ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ФИО3 не представлено заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы, что не соответствует требованиям закона, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 62, 111, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО3, к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо на стороне ответчика начальник отдела ФИО4 об оспаривании решения органа государственной власти отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнести на истца.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.05.2016 года.
Судья: