Дело № 2а-1412/2020 КОПИЯ+
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 05 октября 2020 года
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.,
при секретаре Парамоновой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска об обжаловании действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ) к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска об обжаловании действий. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Краевым комитетом по управлению Госкомимуществом был утвержден план приватизации Красноярского проектно-строительного объединения «Красноярсксельэлектросетьстрой» путём его преобразования в открытое акционерное общество «Сельэлектрострой». Указанным планом предусматривалось, что общежитие по адресу: <адрес> стоимостью 690,9 тыс. рублей, в том числе спорное жилое помещение, включается в уставной капитал и выкупается акционерным обществом «Сельэлектрострой». Решением Красноярского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ был согласован план приватизации создаваемого акционерного общества «Сельэлектрострой» с включением в уставной капитал объектов соцкультбыта согласно Приложению №. Объекты соцкультбыта, включённые в уставной фонд, решено использовать в дальнейшем акционерными обществами по своему функциональному назначению, без изменения профиля. Как следует из приложения № к вышеуказанному решению, общежитие по адресу: <адрес> было включено в перечень объектов социальной инфраструктуры и незавершённого капитального строительства, находившихся на балансе треста «Сельэлектрострой» и передаваемых в уставной фонд ОАО «Сельэлектрострой». В отношении данного здания указано на то, что оно выкупается акционерным обществом и включается в его уставной капитал. В дальнейшем указанное жилое помещение постоянно числилось на балансе ОАО «Сельэлектрострой», которое несло расходы, связанные с его содержанием. Указанный план приватизации, являющийся правоустанавливающим документом, в установленном законом порядке не оспорен. Из представленной выписки из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект был включён в реестр муниципальной собственности на основании Постановления Верховного Совета РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Однако, из сообщения Департамента муниципального имущества и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данное помещение было включено в реестр муниципальной собственности на основании выписки из единого государственного реестра недвижимости. Между тем, само по себе Постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ не может являться основанием для включения спорного жилого помещения в реестр муниципальной собственности, в связи с чем, ссылка Департамента на приложение № к названному выше Постановлению, как на правовое основание включения объекта в реестр муниципальной собственности, не соответствует требованиям закона. Согласно разъяснению Конституционного Суда РФ, изложенному в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ - О: « Постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ было призвано лишь разграничить публичную собственность и упорядочить возникающие в связи с таким разграничением отношения между публично-правовыми образованиями. Нормы названного Постановления, которые определяют объекты, относящиеся к публичной собственности той или иной формы, сами по себе не предполагают отнесение к публичной собственности имущества лишь по мотиву наличия соответствующей категории объекта в прилагаемых к данному нормативному правовому акту перечнях и не подменяют собой нормы, регламентирующие основания возникновения права собственности на это имущество». Пунктом 1 ст. 223 ГК РФ установлено, что момент перехода права собственности определяется моментом передачи вещи. Доказательств передачи спорного жилого помещения из государственной собственности в муниципальную собственность стороной ответчика в материалы дела не представлено. В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. Статьей 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О введении в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Пункт 5 Постановления предусматривает, что оформление передачи объектов, указанных в п. 2, в муниципальную собственность, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно п. 8 Распоряжения Министерства государственного имущества РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении разъяснений о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в РФ на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность», органы местного самоуправления подтверждают соответствие конкретных объектов требованиям приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ путем регистрации перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-рп. Согласно п. 9 Распоряжения Президента РФ, действующего до 2006 г., Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Утвержденные и оформленные в предусмотренном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в двух идентичных экземплярах в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа. Комитет регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления. Представляемые перечни объектов, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность, должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатями утвердившего их органа (постранично). Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня. Таким образом, согласно установленному Постановлением Верховного Совета РФ порядку, названный объект должен быть включен в Перечень объектов, решения по которым принимались соответствующим органом исполнительной власти, и в данном случае, правоустанавливающим документом, свидетельствующим о передаче объекта в состав муниципальной собственности, может быть только утверждённый соответствующим Советом народных депутатов Перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, после чего объект включается в реестр муниципальной собственности. В настоящее время условия указанной передачи определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность необходимо представить документы, которые у административного ответчика отсутствуют. В соответствии с п. 5 указанного Постановления Правительства РФ определено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта. Административным ответчиком в материалы дела доказательств передачи названного объекта из государственной собственности в муниципальную, не представлено. Из изложенного следует, что ссылка административного ответчика на Постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, как основание включения жилого помещения в реестр муниципальной собственности, является незаконной. ФИО1 является нанимателем жилого помещения на условиях договора социального найма. На его имя открыт финансово-лицевой счет на данное жилое помещение, он числится на регистрационном учете и постоянно проживает с момента вселения по настоящее время. Без законных оснований став собственником, администрация обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 о признании не приобретшим право пользования спорным жилым помещением и выселением без предоставления другого жилого помещения, чем нарушила его права и законные интересы. Исковые требования судом удовлетворены, решение вступило в законную силу. На основании изложенного, ФИО1 просит признать незаконными действия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по включению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> реестр муниципальной собственности и исключить из реестра муниципальной собственности указанное жилое помещение.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил своего представителя в порядке ст. 54 КАС РФ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на 3 года), заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила удовлетворить. Также просила восстановить срок для подачи административного искового заявления, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания по рассмотрению административного искового заявления ФИО1 к Управлению Росреестра по Красноярскому краю о признании отказа незаконным, при ознакомлении с материалами дела правоустанавливающих документов на объект по адресу: <адрес> ей стало известно о незаконном действии Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по включению объекта по указанному выше адресу в реестр муниципальной собственности. Ранее ФИО1 обращался в Центральный районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения по включению в реестр муниципальной собственности жилого помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ судьей было вынесено определение о возвращении административного искового заявления ФИО1, в связи с неподсудностью, после чего ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ), в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление ФИО1, в которых указал, что истцом не доказаны обстоятельства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов. Право муниципальной собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировано на основании постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В силу пункта 2 Постановления № объекты государственной собственности, указанные в приложении № к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 5 Постановления №). Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением № к Постановлению №. В приложении № указаны жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5-и и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Постановлением Краевого комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О преобразовании предприятия Красноярского строительного треста «Сельэлектрострой» в акционерное общество открытого типа «Сельэлектрострой» утвержден план приватизации государственного предприятия, треста «Сельэлекстрой». Решением Красноярского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ согласован план приватизации создаваемого акционерного общества «Сельэлектрострой» с включением в уставной капитал объектов соцкультбыта согласно Приложению №. Объекты соцкультбыта, включенные в уставный фонд, решено использовать в дальнейшем акционерным обществом по своему функциональному назначению, без изменения профиля. Как следует из Приложения № к вышеуказанному решению, общежитие по адресу <адрес>, включено в перечень объектов социальной инфраструктуры и незавершенного капитального строительства, передаваемых в уставный фонд. В отношении данного здания указано на то, что оно выкупается акционерным обществом и включается в его уставной капитал. Постановлением Арбитражного суда Восточно-сибирского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу АЗЗ-6679/2018 подтверждено, что спорное здание - общежитие подлежало отнесению к муниципальной собственности, в силу прямого указания Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен бытьпередан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятии, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Согласно пункту 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в уставный капитал созданного акционерного общества не передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательство РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Поскольку, здания общежития в силу ст. 4, 7 Жилищного кодекса РСФРС относились к жилищному фонду, на основании вышеизложенных норм законодательства общежитие в <адрес> не подлежало включению в план приватизации государственного предприятия «Проектно-строительное объединение «Красноярсксельэлектрострой», а подлежало отнесению к муниципальной собственности, согласно пункту 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. При проведении правовой экспертизы документов, представленных департаментом для возникновения регистрации права собственности на спорное помещение, Управлением реестра нарушений не установлено. В силу приведённых положений Постановления №, с учетом того, что у АО «Сельэлектрострой» и иных частных собственников право собственности на спорное помещение не возникло, право собственности зарегистрировано департаментом на основании Постановления №, законно и обосновано. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель административного ответчика Администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных правах.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 289 названного Кодекса, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца, представителя административного ответчика администрации г. Красноярска.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу вышеприведенных норм закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.
Согласно п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
На это же указывает абз. 33 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в соответствии с которым к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в части, не противоречащей ее положениям.
В связи с этим, закон не связывает момент возникновения права муниципальной собственности на объекты недвижимости с моментом их государственной регистрации.
В силу п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В п. 1 Приложения 3 к указанному Постановлению установлено, что к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другими юридическими лицами.
В п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 года N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" указано, что объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно указанной норме, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями или учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2020-655504, право собственности на помещение, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано за муниципальным образованием город Красноярск с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке № из Реестра муниципальной собственности на ДД.ММ.ГГГГ, Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, включена в реестр муниципальной собственности ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №. Также в указанной выписке указано, что жилое помещение включено в Реестр, в соответствии с абзацем 2 п.1 Приложения № Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной республики, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Постановлением Краевого комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О преобразовании предприятия Красноярского строительного треста «Сельэлектрострой» в акционерное общество открытого типа «Сельэлектрострой» утвержден план приватизации государственного предприятия, треста «Сельэлектрострой».
Решением Красноярского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ согласован план приватизации создаваемого акционерного общества «Сельэлектрострой» с включением в уставный капитал объектов соцкультбыта согласно Приложению №.
Согласно Приложению № к решению городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, в перечень объектов социальной инфраструктуры и незавершенного капитального строительства, находящихся на балансе треста «Сельэлектрстрой», передаваемых в уставный фонд АО «Сельэлектрострой» включено общежитие по адресу: <адрес> которое выкупается Акционерным обществом и остается в уставном капитале.
Из ответа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № в адрес ФИО1 следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, включено в Реестр муниципальной собственности ДД.ММ.ГГГГ на основании выписки из ЕГРН. Право муниципальной собственности на указанный объект зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной республики, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ (вх. № Т-18705) административный истец в лице своего представителя ФИО2 обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением, в котором просил исключить жилое помещение по адресу: <адрес> из реестра муниципальной собственности, как принятое в муниципальную собственность без соблюдения предусмотренного законом порядка.
В ответе на данное заявление Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Т-18705ДМиЗО указано об отсутствии оснований для исключения жилого помещения по адресу: <адрес> из реестра муниципальной собственности, поскольку, в соответствии с Постановлением Верховного совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, к объектам муниципальной собственности относятся объекты жилищного фонда, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов. Право муниципальной собственности зарегистрировано на вышеуказанное жилое помещение на основании данного Постановления. Согласно Положению о Реестре муниципальной собственности <адрес>, утвержденному постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Реестре муниципальной собственности <адрес>», в Реестре учитывается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности. В соответствии с данным положением, <адрес> «И» включена в Реестр муниципальной собственности.
В силу положений ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ – ДД.ММ.ГГГГ, жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом.
Впредь до его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В силу п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 5 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1).
Абзацем 2 пункта 1 Приложения N 3 к приведенному Постановлению установлено, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Статьей 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
На основании ст. 18 в редакции ФЗ от 23.12.1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", вступившей в действие 10.01.1993 г., при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" предусмотрено, что Акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально - бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.
Согласно выписке № из реестра муниципальной собственности на ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес> включено в реестр муниципальной собственности ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с абз.2 п. 1 Приложения № к постановлению Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно п. 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 передача объектов, указанных в пункте 2 названного Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2002 г. N 1453-р "О завершении до 31 декабря 2004 года передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы", постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской федерации и муниципальную собственность", согласно которым на органы местного самоуправления совместно с администрацией предприятий возлагалась обязанность по оформлению необходимой документации и актов приема-передачи.
Постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№, в целях обеспечения надежной основы для организации системы учета и управления объектами муниципальной собственности города Красноярска, руководствуясь ст. ст. 63 - 65 Устава города Красноярска, Решением Красноярского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 17-155 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью", было утверждено Положение о Реестре муниципальной собственности города Красноярска согласно приложению.
Согласно п. 1.2. Приложения, реестр представляет собой совокупность сведений об объектах муниципального имущества в соответствии со структурой, предусмотренной пунктом 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 424, разделом 4 настоящего Положения. Реестр носит открытый характер.
Ведение Реестра имеет целью пообъектное выделение муниципальной собственности, разграничение ее с другими формами собственности, расположенными на территории г. Красноярска, ( п. 1.3)
Ведение Реестра осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом, изданным реестродержателем в соответствии с возложенными функциями, с учетом требований, предусмотренных настоящим разделом. ( п.3.1)
Учету в Реестре подлежит определенное федеральным органом исполнительной власти имущество, в том числе: находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество; находящееся в муниципальной собственности движимое имущество либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, закрепленное на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, стоимость которого превышает 100000 рублей; находящееся в муниципальной собственности движимое имущество либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, составляющее городскую казну, стоимость которого превышает 0,01 рубля; находящееся в муниципальной собственности особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых находятся в муниципальной собственности, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является город. ( п. 3.2).
Ведение Реестра осуществляется отделами департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города, ответственными за определенные разделы Реестра. ( п.3.3.).
Согласно п. 3.12 Приложения, включение жилых помещений в Реестр осуществляется на основании нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, Красноярского края, органов местного самоуправления города Красноярска, выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в виде бумажного документа или в электронной форме, договоров, решений судебных органов, иных документов.
Согласно п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента России от ДД.ММ.ГГГГ N 114-рп ( действующим до ДД.ММ.ГГГГ - издания Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ), которым определен порядок передачи объектов в собственность субъектов РФ, муниципальную собственность в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности в соответствии упомянутым выше Постановлением Верховного Совета Р..
В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1.
Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Распоряжения Совета народных депутатов г. Красноярска, района ( об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность в части указанного выше жилого помещения, утвержденного до ДД.ММ.ГГГГ ) в материалы дела административными ответчиками суду не представлено.
В соответствии со ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 154 указанного выше Федерального закона установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества, кроме имущества, указанного в пункте 1(1) настоящего Постановления, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" установлено, что при управлении федеральным имуществом (то есть при передаче федерального имущества, в том числе муниципальным образованиям, или при приобретении имущества в федеральную собственность, в том числе от муниципальных образований) право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта.
Проанализировав приведенные нормы, не смотря на то, что в рамках настоящего административного спора административными ответчиками не представлен передаточный акт в отношении спорного жилого помещения о передаче его в муниципальную собственность, суд приходит к выводу, что при приватизации Красноярского проектно-строительного объединения «Красноярсксельэлектросетьстрой», жилищный фонд, находившийся в их ведении, подлежал передаче в муниципальную собственность, в том числе и <адрес>.
Исследовав фактические обстоятельства дела, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о необходимости учета волеизъявления сторон при осуществлении мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что спорный объект, подлежащий передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность, относится к объектам жилищного фонда, которые упомянуты в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, и обязанность принятия их в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.
Необходимость наличия документов, оформленных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, при принятии уполномоченным федеральным органом решения о передаче объектов, находящихся в федеральной собственности, в собственность муниципального образования, предусмотрена указанными выше нормативно-правовыми актами, однако их отсутствие в рамках настоящего административного спора не свидетельствует о незаконных действиях Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по включению <адрес> в реестр муниципальной собственности ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанное жилое помещение с момента утверждения плана приватизации, в силу прямого указания закона подлежало передаче в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах, при отсутствии возражений уполномоченного федерального органа против передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность, суд приходит к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> обоснованно включено в реестр муниципальной собственности, с учетом положений с абз. 2 п. 1 Приложения № к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые действия административных ответчиков создают препятствия к осуществлению административным истцом прав и свобод, нарушают права и свободы, либо возлагают какую-либо обязанность, не представлено.
При этом суд отмечает, что решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ ( вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 признан не приобретшим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, и выселен из него без предоставления иного жилого помещения, а также ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что права ФИО1 включением спорного жилого помещения в реестр муниципальной собственности, не затрагиваются и не нарушают его законных интересов, с учетом признания его не приобретшим права пользования указанным выше жилым помещением.
Рассматривая ходатайство административного истца о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Из пояснений представителя административного истца следует, что о нарушении прав действиями Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ при ознакомлении с материалами дела правоустанавливающих документов на объект по адресу: <адрес> ходе судебного заседания по рассмотрению административного иска ФИО1 к Управлению Росреестра по Красноярскому краю об обжаловании действий.
Из материалов дела судом установлено, что первоначально настоящий иск был подан административным истцом в Центральный районный суд г. Красноярска, определением от ДД.ММ.ГГГГ которого, административное исковое заявление было возвращено ФИО1 за неподсудностью спора Центральному районному суду г. Красноярска.
После чего, ДД.ММ.ГГГГФИО1 подал настоящее административное исковое заявление подано в Железнодорожный районный суд <адрес> (согласно штампа Почта Р. на конверте).
Кроме того, из материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обращался в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>. На его обращение был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ, а именно административному истцу была направлена выписка из реестра муниципальной собственности на дату ДД.ММ.ГГГГ, в которой было указано спорное жилое помещение и указана его дата включения в реестр муниципальной собственности – ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что ФИО1 узнал о включении спорного жилого помещения в реестр муниципальной собственности с момента получения данного ответа, с учетом времени доставки почтой по городу ( до 6-ти дней, дата отправки из ДМиЗО ДД.ММ.ГГГГ), суд полагает возможным принять дату ДД.ММ.ГГГГ, а не исчислять срок для обращения с настоящим иском в суд с даты указанной представителем административного истца - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что установленный законом 3-х месячный срок для обращения с административным иском в суд ФИО1 пропущен.
При этом доказательств наличия причин, которые могли быть расценены судом в качестве уважительных, объективно препятствующих административному истцу своевременно обратиться в суд с данным иском, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ не представлено. Пропуск административным истцом установленного срока обращения в суд без уважительной причины также является достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку, действия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по включению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес><адрес> реестр муниципальной собственности соответствуют нормативно-правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также с учетом пропуска истцом срока для обращения с настоящим административным иском в суд, оснований для удовлетворения требований ФИО1 судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании незаконными действий по включению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> реестр муниципальной собственности, об исключении из реестра муниципальной собственности указанного жилого помещения - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Панченко
Решение изготовлено в окончательной форме 15 октября 2020 года