ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1412/348-2023 от 25.10.2023 Курского районного суда (Курская область)

№ 2а-1412/348-2023

УИД 46RS0011-01-2023-001181-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2023 года г. Курск

Курский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Митрохиной Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора Курского района Курской области Ховалкина Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жиленковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Курского района Курской области в защиту интересов муниципального образования «Камышинский сельсовет» Курского района Курской области к Администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению уровня образования контрактного управляющего и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению уровня образования контрактного управляющего и обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Проведенной проверкой установлено, что Распоряжением исполняющего обязанности главы администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы администрации Камышинского сельсовета курского района по финансам и экономике ФИО3 назначена контрактным управляющим. При этом, установлено, что ФИО3 обучение по программам повышения квалификации в сфере закупок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не прошла, что является прямым нарушением ст. ст. 9, 38 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В целях устранения указанных нарушений законодательства прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Камышинского сельсовета Курского района внесено представление, однако оно удовлетворено не было. Таким образом, в нарушение требований ст. 196 Трудового кодекса РФ, ст. ст. 9, 38 Федерального закона № 44-ФЗ, контрактный управляющий администрации Камышинского сельсовета Курского района ФИО3 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 108 часов. Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему администрации Камышинского сельсовета Курского района ФИО3 на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, а также к нарушению интересов администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области. Просит признать незаконным бездействие администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области, выразившиеся в непринятии мер к обеспечению уровня образования контрактного управляющего. Обязать администрацию Камышинского сельсовета Курского района Курской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области в соответствии с требованиями ст.ст. 9, 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 196 ТК РФ, в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 108 часов.

В судебном заседании старший помощник прокурора Курского района Курской области Ховалкин Е.С. уточненные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области, будучи надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Согласно представленному ходатайству, просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что исковые требования прокуратуры признают в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из абзаца 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ, муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Согласно статье 6 Федерального закона N 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 44-ФЗ, должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч. ч. 2 и 3 ст. 1 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 38 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона N 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В силу ч.ч. 4, 5 ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно части 1 статьи 10 Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан, в том числе: исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Таким образом, действующим федеральным законодательством на администрацию Камышинского сельсовета Курского района Курской области, как на муниципального заказчика в сфере закупок, возложена обязанность по обеспечению профессиональной переподготовки работника, при наличии специальных требований для осуществления трудовой деятельности.

В целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, разработаны Методические рекомендации, утвержденные Письмом Минэкономразвития России N 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России N АК-553/06 от 12.03.2015 «О направлении методических рекомендаций».

В силу п. 2.1 Методических рекомендаций, дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в сфере закупок (далее - Программы) направлены на реализацию принципа профессионализма заказчика. Программы разрабатывается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций, профессиональной деятельностью лиц, прошедших обучение по Программам, является выполнение функций специалистов заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, занятых в сфере закупок, в том числе выполняющих функции члена комиссии по осуществлению закупок, работника контрактной службы, контрактного управляющего.

В соответствии с пунктом 2.3 Методических рекомендаций предлагается устанавливать минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее - Программы) вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 Методических рекомендаций.

Как установлено судом, прокуратурой Курского района Курской области была проведена проверка исполнения законодательства в сфере закупок, в части соблюдения принципов контрактной системы в сфере закупок, в ходе которой установлено, что распоряжением исполняющего обязанности главы администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, заместитель главы администрации Камышинского сельсовета Курского района по финансам и экономике ФИО3 назначена контрактным управляющим.

При этом установлено, что ФИО3 обучение по программам повышения квалификации в сфере закупок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не прошла, что является прямым нарушением ст. ст. 9, 38 Федерального закона № 44-ФЗ.

По данному факту прокурором Курского района в адрес и.о. главы Курского района Курской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, трудового законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы Камышинского сельсовета Курского района Курской области дан ответ, из которого следует, что с лицом, ответственным за работу на данном направлении проведена разъяснительная работа, указано на недопущение подобных нарушений впредь. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заключить договор на прохождение обучения зам. главы по финансам и экономике ФИО3 не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств. Администрация Камышинского сельсовета Курского района Курской области планирует рассмотреть вопрос о выделении денежных средств при уточнении бюджета муниципального образования «Камышинский сельсовет» Курского района Курской области в 2023 году и а плановый период 2024-2025 годы с учетом решения Собрания депутатов Камышинского сельсовета, приоритетности, финансовых возможностей бюджета сельсовета и необходимостью проведения неотложных мероприятий по обеспечению выполнения полномочий муниципального образования.

Таким образом, в нарушение требований ст. 196 ТК РФ, ст. ст. 9, 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактный управляющий администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области ФИО3 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 108 часов.

Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему администрации Камышинского сельсовета Курского района ФИО3 на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, а также в нарушению интересов администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска в полном объеме и обязании администрацию Камышинского сельсовета Курского района Курской области обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области в соответствии с требованиями ст.ст. 9, 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 196 ТК РФ, в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 108 часов.

При этом, в соответствии со ст. 178 КАС РФ суд полагает необходимым установить срок исполнения решения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Курского района Курской области в защиту интересов муниципального образования «Камышинский сельсовет» Курского района Курской области к Администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению уровня образования контрактного управляющего и обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению уровня образования контрактного управляющего;

Обязать администрацию Камышинского сельсовета Курского района Курской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области в соответствии с требованиями ст.ст. 9, 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 196 ТК РФ, в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 108 часов.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курский районный суд Курской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2023 года.

Судья Н.В. Митрохина