ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1414/2018 от 21.06.2018 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело №2а-1414/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 21 июня 2018 года Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего Леошик Г.Д.,

при секретаре Николаевой М.Ю.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

представителя административного ответчика администрации города Сочи – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации города Сочи о признании отказа незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации города Сочи, в котором просит признать отказ в предоставлении земельного участка в собственность незаконным и обязать заключить договор купли–продажи земельного участка с кадастровым номером: , площадью 953 м. кв., категория земель - земли населенных пунктов, по адресу: <адрес> по цене, установленной пунктом 2.3 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, утвержденного решением городского собрания Сочи от 23.12.2009 года № 181 «Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках».

Требования мотивированы тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит недвижимое имущество: здание, назначение: нежилое, площадью 439 кв.м., этажность: кадастровый , по адресу: <адрес>. Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Таким образом административный истец считает, что обладает уникальным правом на приобретение земельного участка в собственность.

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2, заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив вышеизложенное.

Представитель администрации города Сочи – ФИО3, возражал против удовлетворения административного иска, просил суд отказать административному истцу в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, ранее на основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 24 ноября 2014 года ФИО1 являлась арендатором земельного участка площадью 953 м. кв., кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «кафе», по адресу: г<адрес>. Срок договора был установлен с 24 ноября 2014 по 24 ноября 2017 года.

На спорном земельном участке расположено недвижимое имущество: здание, назначение: нежилое, площадью 439 кв.м., этажность: , кадастровый , по адресу: <адрес>, принадлежащее ФИО1 на основании решения Хостинского районного суда города Сочи.

19 апреля 2018 года ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию города Сочи об оказании муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов» в отношении земельного участка площадью 953 м. кв., с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «кафе», по адресу: <адрес>

Письмом от 15 мая 2018 года администрацией города Сочи в лице Департамента имущественных отношений ФИО1 отказано в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что объект недвижимости не соответствует целевому использованию земельного участка.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок с кадастровым номером находится в зоне Ж-2, в основные виды разрешенного использования земельных участков которого входит – магазин.

Пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ гласит, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором (классификатор видов разрешенного использования земельных участков), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

В соответствии с частью 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ) до 01.01.2020 г., орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными соответствующим классификатором. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Соответственно, после вступления решения Хостинского районного суда города Сочи по делу №2-2674/2017 в законную силу администрация города Сочи обязана была изменить вид разрешенного использования на «магазин».

Согласно пп.6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, одним из оснований предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, гражданам за плату и без проведения торгов, является предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Статьей 39.2 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в пределах их компетенции. Таким образом, предоставление указанного земельного участка из земель государственной собственности находится в компетенции органа местного самоуправления.

Так же статьей 39.14 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

ФИО1 обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность, ей соблюден порядок подачи заявлений в администрацию города Сочи о предоставлении земельного участка в собственность.

С учетом установленных обстоятельств суд считает, что отказ администрации города Сочи не отвечает требованиям закона и создает препятствия к осуществлению прав административного истца на спорный земельный участок.

В соответствии с ч.9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными иди иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные нрава, свободы н законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об лом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, судом объективно установлено, что действиями административного ответчика созданы препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов административного истца, а потому административное исковое заявление подлежит удовлетворению

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Администрации города Сочи о признании отказа незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка - удовлетворить.

Признать незаконным и необоснованным отказ Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 15.05.2018г. в предоставлении земельного участка в собственность за плату.

Обязать Администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 953 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, по адресу: <адрес>, по цене, установленной пунктом 2.3 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, утвержденного решением городского собрания Сочи от 23.12.2009 года №181 «Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках».

Настоящее решение является основанием для Управления Росреестра по Краснодарскому краю для осуществления регистрации договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью 953 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть 22 июня 2018 года.

Судья Хостинского районного суда г.Сочи Г.Д. Леошик

На момент опубликования не вступил в законную силу.

СОГЛАСОВАНО:СУДЬЯ: