Дело № 2а-1414/2023
УИД 39RS0010-01-2023-001031-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2023 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Чулковой И.В.,
при помощнике судьи Литвиненко Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карацуба к Агентству по имуществу Калининградской области о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Карацуба обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Агентству по имуществу Калининградской области, указав в его обоснование, что по результатам итогов аукциона на основании договора аренды № 737 от 10.08.2018 ей в аренду сроком на 5 лет был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 39:03:050021:73 площадью 378338 кв.м., по адресу: <адрес >, <адрес > из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: растениеводство. Срок действия договора аренды установлен до 09.08.2023.
18.10.2021 истец обратилась в Агентство по имуществу с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Агентство по имуществу Калининградской области отказало Карацуба С.Н. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации. В ответах от 25.10.2021 и от 17.11.2021 ей было указано, что вдоль границы земельного участка расположен водный объект – проводящий канал В-1-1, участок находится в границах его береговых линий.
Между тем, в договоре аренды земельного участка от 10.08.2018 информация о каких-либо обременениях, влияющих на целевое использование участка либо на его правовой статус (в т.ч. на свободу в обороте), отсутствовала.
С учетом информации, содержащейся в ответах Агентства по имуществу Калининградской области, и по рекомендации его специалистов Карацуба С.Н. обратилась к кадастровым инженерам с целью проведения кадастровых работ по разделу земельного участка № для отделения территории, включающей береговую полосу, от территории основного участка, арендуемого ею.
ДД.ММ.ГГ кадастровым инженером ООО «Землеустройство и кадастры» подготовлен межевой план, ДД.ММ.ГГ истцом в Агентство по имуществу подано заявление о согласовании схемы расположения земельного участка с условным кадастровым номером №, образованного из участка с КН №, для дальнейшего приобретения в собственность. Приказом Агентства по имуществу <адрес >№-пр от ДД.ММ.ГГ схема образования земельного участка с условным кадастровым номером № путем раздела исходного земельного участка с КН № с сохранением его в измененных границах утверждена. Образованному участку площадью 362770 кв.м, присвоен кадастровый №.
ДД.ММ.ГГ Агентство по имуществу Калининградской области заключило с Карацуба С.Н. договор аренды земельного участка № на срок до ДД.ММ.ГГ в рамках действия первоначального договора аренды № от ДД.ММ.ГГ. Согласно п. 1.1 договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с КН 39:03:050021:604 площадью 362770 кв.м., в связи с разделом ранее предоставленного в аренду земельного участка с КН №.
Также ДД.ММ.ГГ Агентство по имуществу Калининградской области заключило с Карацуба С.Н. дополнительное соглашение № к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГ в связи с изменением площади земельного участка с кадастровым номером № (п. 1 соглашения) и изменением размера годовой арендной платы (п. 2 соглашения). Остальные условия договора, на затронутые соглашением, остались без изменений и обязательны для сторон (п. 3 соглашения).
После устранения препятствий для продажи земельного участка, находящегося у административного истца на праве аренды, она ДД.ММ.ГГ обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № для растениеводства.
ДД.ММ.ГГ ответчик отказал Карацуба в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с КН № обосновав отказ тем, что договор аренды земельного участка с КН № заключен ДД.ММ.ГГ, трехлетний срок аренды подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГ и правом на его выкуп она сможет воспользоваться не ранее ДД.ММ.ГГ.
Полагая данный отказ незаконным, поскольку договоры аренды земельного участка № № являются взаимосвязанными и представляют собой, по сути, договоры в отношении одного предмета, с одним сроком действия (имея в виду срок окончания договоров), срок использования земельного участка суммарно по двум договорам превышает три года и является достаточным для приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером №, административный истец просила суд признать незаконным отказ Агентства по имуществу Калининградской области от ДД.ММ.ГГ № НК-2210 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов, а также обязать Агентство по имуществу Калининградской области повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов.
Извещенный надлежащим образом административный истец Карацуба С.Н. в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы Бруно Е.В.
В судебном заседании представитель административного истца Бруно Е.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Соколова Н.Е., действующая на основании доверенности, относительно удовлетворения административных исковых требований возражала по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражений.
Выслушав представителей сторон, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и законных интересов административного истца.
В силу п. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Как разъяснено в п. 6 совместного постановления Пленума ВС РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом Карацуба С.Н. соблюден.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Порядок и условия предоставления сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для осуществления сельскохозяйственного производства регламентируется ЗК РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Как следует из подп. 9 п. 2 ст. ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В подп. 5 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ указано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного развития территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подп. 8 настоящего пункта, п. 5 ст. 46 настоящего Кодекса.
Статьей 7 ЗК РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п.8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ВК РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 6 ст. 6 ВК РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
На основании ч. 8 ст. 6 данного Кодекса каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65).
В силу п. 52 ст.102 ЗК РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов, водоохранного и санитарно-защитного назначения, общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).
По смыслу приведенных выше норм права, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности
В выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 13.02.2018 указано, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 39:03:050021:73 категории земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – растениеводство является Калининградская область. Ограничение прав и обременение данного объекта недвижимости не зарегистрированы.
Судом установлено, что 10.08.2018 между Калининградской областью в лице Агентства по имуществу Калининградской области и Карацуба С.Н. заключен договор аренды № № земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Калининградской области, по условиям которого Карацуба С.Н. в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности сроком на 5 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 378338 кв.м, расположенный по адресу: <адрес >, <адрес >», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – растениеводство. Срок аренды земельного участка установлен с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В п. 1.2 указанного договора указано, что ограничения (обременения) в использовании участка не зарегистрированы.
18.10.2021 Карацуба С.Н. обратилась в Агентство по имуществу Калининградской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов арендуемого земельного участка с кадастровым номером № для ведения растениеводства.
Агентство по имуществу Калининградской области в письме от ДД.ММ.ГГ № НК-8252 отказало Карацуба С.Н. в предоставлении в собственность без проведения торгов вышеуказанного земельного участка со ссылкой на п. 8 ст. 27 ЗК РФ, указав, что по информации Министерства сельского хозяйства Калининградской области, вдоль границы земельного участка с кадастровым номером № расположен водный объект – проводящий канал В-1-1, и земельный участок находится в границах его береговой полосы.
08.09.2022 Карацуба С.Н. обратилась в Агентство по имуществу Калининградской области с заявлением об утверждении схемы земельного участка с кадастровым номером 39:03:050021:73:ЗУ1 (условный), образованного путем разделения земельного участка с кадастровым номером №
Приказом от 10.10.2022 № 1979-пр Агентство по имуществу Калининградской области утвердило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Калининградской области, с сохранением его в измененных границах со следующими характеристиками: земельный участок № площадью 362 770 кв.м.; местоположение – <адрес >», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – растениеводство. Вновь образованному земельному участку после государственной регистрации присвоен кадастровый №.
11.01.2023 между Калининградской областью в лице Агентства по имуществу Калининградской области и Карацуба С.Н. заключен договор аренды № 1390 земельного участка, находящегося в собственности Калининградской области, от ДД.ММ.ГГ№-ГР/473 и от ДД.ММ.ГГ№-ГР/478, в связи с разделом ранее предоставленного в аренду земельного участка с кадастровым номером № для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности Карацуба С.Н. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 39:03:050021:604, площадью 362 770 кв.м., относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения расположенный по адресу: <адрес > участка установлен с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Кроме того. 11.01.2023 заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Калининградской области от 10.08.2018 № 737, которым в указанный договор внесены изменения в части площади ранее предоставленного в аренду Карацуба С.Н. земельного участка с кадастровым номером №, в связи с изменением его площади после проведения кадастровых работ – площадь 378 338 кв.м. заменена на 15 568 кв.м., а также изменен размер годовой арендной платы, указана дата начала измененных платежей.
В выписках из ЕГРН в отношении обоих арендованных Карацуба С.Н. земельных участков отсутствуют сведения о правопритязаниях и о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничениях права или обременения объекта недвижимости, сделок в отношении недвижимости.
06.03.2023 Карацуба С.Н. обратилась в Агентство по имуществу Калининградской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов арендуемого земельного участка с кадастровым номером № для ведения растениеводства.
Агентство по имуществу Калининградской области в письме от 28.03.2023 № НК-2210 отказало Карацуба С.Н. в предоставлении в собственность без проведения торгов вышеуказанного земельного участка со ссылкой на п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, указав, что договор аренды на земельный участок с кадастровым номером № был заключен с ней 11.01.2023, государственная регистрация была произведена ДД.ММ.ГГ, таким образом, трехлетний срок аренды земельного участка подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГ и правом на его выкуп без проведения торгов она может воспользоваться не ранее ДД.ММ.ГГ.
В заключении кадастрового инженера ООО «Землеустройство и Кадастры» Дряхловой А.А. от 24.07.2023 указано, что земельный участок с кадастровым номером 39:03:050021:604 – это тот же земельный участок с кадастровым номером №, но без территории, выделенной под проводящий канал В-1-1 (также в выписке из ЕГРН от 24.07.2023 № № есть ссылка на земельный участок №, из которого образовался участок №.
Разрешая возникший спор по существу, суд исходит из того, что трехлетний срок аренды земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства, установленный подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ в случае продажи участка его арендатору без торгов, подлежит исчислению с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных в этот период нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
При этом судом установлено, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, испрашиваемого заявителем в собственность, был заключен между Агентством по имуществу Калининградской области и Карацуба С.Н. 11.01.2023, в связи с чем трехлетний срок аренды земельного участка подлежит исчислению именно с указанной даты, что исключает возможность предоставления в собственность заявителя спорного земельного участка без проведения торгов.
Оценивая доводы административного истца о том, что договоры аренды земельного участка № 737 и № 1390 являются взаимосвязанными и представляют собой, по сути, договоры в отношении одного предмета, с одним сроком действия (имея в виду срок окончания договоров), срок использования земельного участка суммарно по двум договорам превышает три года и является достаточным для приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером №, суд находит их несостоятельными, поскольку предметом указанных договоров аренды являются разные земельные участки, имеющие различную площадь и конфигурацию, земельный участок с кадастровым номером № является вновь образованным, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена приказом Агентства по имуществу Калининградской области от 10.10.2022 № 1979-пр.
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание отсутствие необходимой совокупности условий для предоставления спорного земельного участка в собственность Карацуба С.Н. без проведения торгов, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Карацуба – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционный жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления председательствующим мотивированного решения
Судья: И.В. Чулкова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 августа 2023 года.
Судья: И.В. Чулкова