ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1415/2015 от 23.12.2015 Губкинского городского суда (Белгородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2015 года г. Губкин

Губкинский городской суд Белгородской области в составе

председательствующего судьи Комаровой И.Ф.

при секретаре Соболевой К.В.

с участием административного истца ФИО1

представителя административного истца (п.5 ст. 57 КАС РФ) ФИО2

представителя административного ответчика администрации Губкинского городского округа, действующего на основании доверенности №* от 29.12.2014г. ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительной политики Администрации Губкинского городского округа о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка,

установил:

ФИО1 является собственником земельного участка №* с кадастровым номером *, площадью *кв.м., расположенного в с/т «Журавушка» г. Губкина, Белгородской области, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное строительство, размещение дачных и садовых домов), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2015 года.

Административный истец обратился в администрацию с заявлением о разработке и выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок для последующего получения разрешения на строительство на указанном земельном участке жилого дома.

11.09.2015 года письмом №2145 Управление архитектуры и градостроительной политики Администрации Губкинского городского округа уведомило ФИО1 о невозможности выдачи градостроительного плана на земельный участок, в целях исключения хаотичного строительства объектов, до окончательного определения границ образуемых и изменяемых участков. В обоснование отказа Управление архитектуры сослалось на отнесение земельного участка к зоне смешанной жилой застройки, предназначенной для размещения жилых домов, отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования и т.д. В связи с разработкой проекта планировки территории администрацией Губкинского городского округа организована работа по изготовлению топографической съемки территории садоводческих товариществ «Горняк-Мичуринец» и «Журавушка», вовлекаемых в градостроительную деятельность, с последующим определением местоположения границ образуемых и изменяемых участков.

Не согласившись с отказом администрации, административный истец ФИО1 обратился в суд с требованиями о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительной политики Администрации Губкинского городского округа в разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка №* с кадастровым номером *, площадью * кв.м., расположенного в с/т «Журавушка» г. Губкина, Белгородской области и возложении на Управление архитектуры и градостроительной политики Администрации Губкинского городского округа обязанности по выдаче ему градостроительного плана земельного участка №*6 с кадастровым номером *, площадью * кв.м., расположенного в с/т «Журавушка» г. Губкина, Белгородской области (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное строительство, размещение дачных и садовых домов).

В обоснование своих требований ФИО1 ссылается на положения Градостроительного кодекса РФ, не предусматривающие возможность отказа в выдаче градостроительного плана.

В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить по казанным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Губкинского городского округа Андреев Ю.Н. возражая против заявленных требований, в представленном отзыве ссылается на наличие Концепции планировки территории садоводческих товариществ «Журавушка» и «Горняк-Мичуринец» в г. Губкине, которая направленна АО «Белгородская ипотечная корпорация» для администрирования работ по освоению (застройке) садоводческих товариществ в соответствии с распоряжением Правительства Белгородской области от 25.08.2014г. №368 «Об администраторе по освоению (застройке) земельных массивов садоводческих, огороднических объединений граждан на территории Белгородской области». Отсутствие проекта планировки территории не позволяет определить границы земельных участков, подлежащих жилищной застройке, размещению объектов обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктур. Вместе с тем, 18.12.2015 года главой администрации Губкинского городского округа принято постановление №2451-па «О подготовке проекта планировки территории садоводческих товариществ «Горняк-Мичуринец» и «Журавушка» в г.Губкине» в целях градостроительного освоения в границах согласно приложению к постановлению, и определены границы проекта планировки территории. В связи с указанными обстоятельствами, ФИО1 в настоящее время имеет право вновь обратиться в администрацию с письменным заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка и получить его.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Статьей 41 Градостроительного кодекса в качестве одной из целей подготовки градостроительных планов земельных участков в составе документации по планировке территории является установление границ земельных участков, предназначенных для строительства.

Подготовка градостроительных планов земельных участков, в силу статьи 44 Градостроительного кодекса, осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам как в составе проекта межевания территории, так и в виде отдельного документа.

В составе градостроительного плана земельного участка должны быть указаны границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ земельного участка, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, информация о градостроительном регламенте, информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1). Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2).

По смыслу ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ градостроительные планы представляют собой документ исключительного информационного характера, содержащий сведения, необходимые для определения возможностей проектирования и строительства объектов капитального строительства.

Порядок подготовки градостроительного плана регламентирован ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы. Исполнение такой обязанности образует предоставление муниципальной услуги, подпадающей также под действие ФЗ от 27.07.2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного любого заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

В силу ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ полномочия органа местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий заключаются в установлении порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, то есть предполагают лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов применительно к условиям конкретного муниципального образования.

Поскольку положениями Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» ни продление срока предоставления муниципальной услуги, ни приостановление муниципальной услуги не предусмотрено (подп. 2.13, 2.14), фактически оспариваемым ответом ФИО4 отказано в предоставлении муниципальной услуги.

Однако основания отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительного кодекса РФ не предусмотрены, в связи с чем оспариваемое решение, изложенное в ответе Управления архитектуры и градостроительной политики, является незаконным и нарушает права заявителя на получение соответствующей муниципальной услуги в установленном порядке.

Кроме того, подп. 2.14. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: отсутствие документов, свидетельствующих о наличии у заявителя права на земельный участок и отсутствие документов, свидетельствующих о наличии у заявителя права на здания, строения, сооружения.

Ни одного основания в рассматриваемом случае не имеется. ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного в садоводческом товариществе «Журавушка» г. Губкина, Белгородской области.

Само по себе утверждение проекта планировки территории застройки, в рамках которой расположены частные земельные участки, без временных границ его реализации, не может бессрочно ограничивать права собственника земельного участка по использованию своего имущества.

Кроме того, как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования.

Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).

Выдача градостроительного плана земельного участка не предрешает возможность получения разрешения на строительство, так как на стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости, осуществлять проверку соответствия разработанных заявителем проектных решений требованиям обязательных правил, обеспечивающих общественную безопасность, а равно оценивать возможное влияние будущего объекта капитального строительства на права и законные интересы смежных землепользователей, владельцев объектов недвижимого имущества на соседних участках.

В силу ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права и интересы административного истца на осуществление строительства (реконструкции) жилого дома.

При таких обстоятельствах, законных оснований для отказа ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги у Управления архитектуры и градостроительной политики администрации Губкинского городского округа не имелось, в связи с чем, административный ответчик обязан изготовить и выдать ФИО1 градостроительный план на земельный участок, о чем информировать суд и административного истца в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (п. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, подп. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ).

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 226 - 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительной политики Администрации Губкинского городского округа о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительной политики Администрации Губкинского городского округа в разработке и выдаче ФИО1 градостроительного плана земельного участка №* с кадастровым номером *, площадью * кв.м., расположенного в с/т «Журавушка» г. Губкина, Белгородской области.

Обязать Управление архитектуры и градостроительной политики Администрации Губкинского городского округа выдать ФИО1 градостроительный план земельного участка №* с кадастровым номером *, площадью * кв.м., расположенного в с/т «Журавушка» г. Губкина, Белгородской области, отнесённого к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: малоэтажная жилая застройка (индивидуальное строительство, размещение дачных и садовых домов).

Об исполнении решения сообщить в суд и административному истцу в срок, определенный подп. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Губкинский городской суд.

Судья И.Ф. Комарова