Дело № 2а-1417/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2020 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Ершовой Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Воропаевой И.А.,
с участием помощника прокурора города Новотроицка Кирякова Д.В., представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Новотроицка в интересах Российской Федерации, Оренбургской области, муниципального образования город Новотроицк к администрации муниципального образования город Новотроицк о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор город Новотроицка в интересах Российской Федерации, Оренбургской области, муниципального образования город Новотроицк обратился с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Новотроицк по невыполнению условий Соглашения о предоставлении субсидии от 23.11.2018 и невыполнению требований прокурора по устранению нарушений закона незаконным, обязании в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда выполнить условия предоставления Субсидии по вводу в эксплуатацию и оформлению права муниципальной собственности на объект «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г.Новотроицк».
В обосновании заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой города проверкой исполнения администрацией муниципального образования город Новотроицк законодательства при реализации мер по финансовой поддержке монопрофильных муниципальных образований на создание инфраструктуры поддержки инвестиционных проектов выявлены нарушения бюджетного законодательства.
Так в целях реализации государственной программы «Экономическое развитие Оренбургской области», в состав которой входит подпрограмма «Развитие инвестиционной деятельности в Оренбургской области» с основным мероприятием «Поддержка монопрофильных муниципальных образований», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 №888-пп 23 ноября 2018 года между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и администрацией муниципального образования город Новотроицк заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на софинансирование мероприятий по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов (далее – Соглашение).
В силу п. 4.3.3 получатель субсидии (администрация) обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии (в отношении субсидий, предоставляемых на капитальные вложения, - достижение значений контрольных событий), установленных в приложении № 1 к Соглашению. Приложением № 1 к соглашению определен объект - «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г.Новотроицк», срок ввода в эксплуатацию - 2 квартал 2019 года, собственность городского округа – 1.
Проведенной в июне 2020 года проверкой установлено, что объект капитального строительства в эксплуатацию не введен, право муниципальной собственности на объект не зарегистрировано, в связи с чем администрацией муниципального образования город Новотроицк не обеспечена результативность использования бюджетных средств, т.е. допущено нарушение пп. 1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора г.Новотроицка Киряков Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель административного ответчика администрации МО г.Новотроицк ФИО1 в судебном заседании не оспаривала факт допущения со стороны ответчика бездействия в части несоблюдения сроков ввода объекта в эксплуатацию. Суду пояснила, что работы по строительству объекта капитального строительства «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г.Новотроицк» приняты администрацией в полном объеме 20.09.2019. Однако были выявлены недостатки в ходе выполнения работ. В настоящее время подрядчик – ООО «СТЭКМОН» исполняет гарантийные обязательства по контракту, без которых невозможно получить заключение госстройнадзора, ввести объект в эксплуатацию и признать право собственности на объект. Письмом от 18.08.2020 ООО «СТЭКМОН» предоставило администрации график производства работ в рамках гарантийных обязательств. Срок исполнения всех работ – 15.10.2020. В связи с указанным обстоятельствам, а также предусмотренными законом сроками получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и постановки на государственный учет считала, что срок исполнения решения суда не может быть установлен ранее, чем через 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу. В противном случае решение суда будет неисполнимо для ответчика и приведет к негативным последствиям в виде наложения штрафных санкций и сокращения бюджета администрации муниципального образования город Новотроицк.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Судом из материалов дела установлено, что прокуратурой города 15.06.2020 внесено представление в адрес главы муниципального образования город Новотроицк об устранении нарушений бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе при реализации мер финансовой поддержки монопрофильных муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.
Обязательства субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и исполняются, в т.ч. посредством осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, а также использования иных предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации способов.
В соответствии с п. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
В силу ч. 3, 4 ст. 20 Закона Оренбургской области от 30.11.2005 №2738/499-III-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Оренбургской области» предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждаемым законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Государственными программами Оренбургской области может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Оренбургской области. Порядок предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 10.09.2013 № 767-пп утверждена государственная программа «Экономическое развитие Оренбургской области» на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года», в состав которой входит подпрограмма 2 «Развитие инвестиционной и инновационной деятельности в Оренбургской области» с основным мероприятием «Поддержка монопрофильных муниципальных образований».
В целях реализации мероприятий государственной программы постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 15.11.2018 № 1949-п утверждена муниципальная программа «Экономическое развитие муниципального образования город Новотроицк на 2019-2024 годы», в которую входит подпрограмма «Развитие инвестиционной привлекательности муниципального образования город Новотроицк» с мероприятием «Реализация мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в муниципальном образовании город Новотроицк».
Взамен указанной государственной программы постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 №888-пп утверждена государственная программа «Экономическое развитие Оренбургской области», в состав которой входит подпрограмма «Развитие инвестиционной деятельности в Оренбургской области» с основным мероприятием «Поддержка монопрофильных муниципальных образований».
Данными постановлениями Правительства Оренбургской области также утверждены Правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, в целях реализации инвестиционных проектов, направленных на модернизацию экономики моногородов, за счет средств, поступивших от некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» (далее Правила предоставления субсидий).
В целях реализации вышеназванных программных мероприятий 23 ноября 2018 года между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и администрацией муниципального образования город Новотроицк заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на софинансирование мероприятий по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов (далее – Соглашение).
В силу п. 4.3.3 получатель субсидии (администрация) обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии (в отношении субсидий, предоставляемых на капитальные вложения, - достижение значений контрольных событий), установленных в приложении № 1 к Соглашению.
Приложением № 1 к соглашению определен объект - «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г.Новотроицк», срок ввода в эксплуатацию - 2 квартал 2019 года, собственность городского округа – 1.
Пунктом 1 представления прокурора от 15.06.2020, в том числе выявлен факт не обеспечения администрацией муниципального образования город Новотроицк результативности использования бюджетных средств. Установлено, что в нарушении условий Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образовании город Новотроицк Оренбургской области от 23.11.2018 № 169-с объект капитального строительства - «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г.Новотроицк» в установленный срок в эксплуатацию не введен, право муниципальной собственности на объект не зарегистрировано.
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Главный распорядитель бюджетных средств в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (пп.1 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ).
Из ответа заместителя главы муниципального образования город Новотроицк – начальника финансового управления от 16.07.2020 следует, что отделом архитектуры и градостроительства на основании заявления администрации муниципального образования город Новотроицк было подготовлено разрешение на строительство объекта капитального строительства - «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г.Новотроицк» от 20.12.2018. На основании заявления администрации от 20.09.2019 подготовлено разрешение на ввод в эксплуатацию данного объекта. Однако, в виду выявления технических ошибок и несоответствия разрешения на ввод в эксплуатацию выданному разрешению на строительства администрацией издано постановление от 23.10.2019 №1708-п «Об отмене разрешения на ввод в эксплуатацию» и на основании заявления администрации подготовлено соответствующее разрешение на строительство, которое оформлено надлежащим образом взамен ранее выданному от 20.12.2018. Для ввода объекта в эксплуатацию необходимо выполнить пусконаладочные работы, которые не были предусмотрены проектно-сметной документацией. В настоящее выделены бюджетные средства и подготовлен проект на завершение пусконаладочных работ, контракт планируется подписать до 01.07.2020. После завершения пусконаладочных работ будет выполнен комплекс мероприятий для оформления ввода объекта в эксплуатацию
В судебном заседании представитель административного ответчика не оспаривала допущения бездействие по не невыполнению условий Соглашения от 23.11.2018 № 169-с в части соблюдения срока ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию. В связи с изложенным, требования прокурора города Новотроицка о признании незаконным бездействие муниципального образования город Новотроицк по не невыполнению условий Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образовании город Новотроицк Оренбургской области от 23.11.2018 № 169-с в части соблюдения срока ввода объекта в эксплуатацию указанного в пункте 1 приложения № 1 к соглашению подлежат удовлетворению. При таких обстоятельствах требования об обязании административного ответчика выполнить условия Соглашения также подлежат удовлетворению в части.
При рассмотрении вопроса об установлении срока выполнения условий Соглашения суд приходит к следующему.
Из представленного ООО «СТЭКМОН» графика производства работ в рамках гарантийных обязательств следует, что срок работы по исполнению гарантийных обязательства по контракту будут окончены 15.10.2020.
Пунктом 10 приложения к Приказу Инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области от 20.05.2019 №220 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов» установлено, что государственная услуга предоставляется в течение десяти рабочих дней с даты регистрации в Инспекции обращения заявителя за выдачей заключения о соответствии. В указанный срок включаются все административные процедуры, необходимые для получения результата предоставления государственной услуги.
Частью 5 ст.55 Градостроительного кодекса РФ установлено, что срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию составляет 5 рабочих дней со дня поступления заявления
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч.10 ст.55 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Статьей 16 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ установлены сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав согласно которой срок постановки на государственный учет составляет 7 рабочих дней, а срок регистрации права – 5 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
На основании вышеизложенного суд находит, что для исполнения решения суда и соблюдения баланса прав и интересов сторон требование об обязании выполнить условия Соглашения от 23.11.2018 № 169-с по вводу в эксплуатацию и оформлению права муниципальной собственности на объект «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г. Новотроицк» разумным следует признать срок в 1 месяц, следовательно ответчик должен выполнить необходимые действия по вводу в эксплуатацию и оформлению права муниципальной собственности на объект в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Новотроицка в интересах Российской Федерации, Оренбургской области, муниципального образования город Новотроицк удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального образования город Новотроицк по не невыполнению условий Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образовании город Новотроицк Оренбургской области от 23.11.2018 № 169-с в части соблюдения срока ввода объекта в эксплуатацию указанного в пункте 1 приложения № 1 к соглашению.
Обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области выполнить условия Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образовании город Новотроицк Оренбургской области от 23.11.2018 № 169-с по вводу в эксплуатацию и оформлению права муниципальной собственности на объект «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г. Новотроицк» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Н.Г. Ершова
Мотивированное решение составлено 11 сентября 2020 года
Судья: Н.Г. Ершова