ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1418/19 от 04.07.2019 Аксайского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-1418/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 июля 2019 года г. Аксай

Аксайский районный суд Ростовской области в составе: судьи Янченкова С.М., при секретаре Олейниковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации Аксайского района, заинтересованное лицо Государственная корпорация «Российские автомобильные дороги», служба главного архитектора Аксайского района об оспаривании постановления,

УСТАНОВИЛ :

ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском ссылаясь на то, что она является владельцем земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № ... расположенного по адресу: ..., а так же расположенных на указанном земельном участке сооружений образующих конно-спортивный комплекс.

Постановлением Администрации Аксайского района №201 от 28.03.2019г. установлен публичный сервитут в отношении принадлежащего истцу земельного участка для обеспечения целей по размещению платной автомобильной дороги М-4 «Дон».

Поскольку по мнению административного истца строительство указанной автодороги нарушает его права как владельца земельного участка и конно-спортивного комплекса просил признать недействительным постановление Администрации Аксайского района «Об установлении публичного сервитута» №201 от 28.03.2019г. в части установления публичного сервитута в соответствии с п. 2 ст. 39.37 ЗК РФ в целях размещения временных автомобильных дорог обеспечения реконструкции и строительства объекта транспортной инфраструктуры федерального значения – «Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке 1024 км. 1091 в Ростовской области» этап 4. Подготовка территории строительства автомобильной дороги м-4 «Дон» в Аксайском районе в части земельного участка с кадастровым номером № ... расположенного по адресу: ....

Административный истец, будучи извещенная о дате рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств не заявляла.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании настаивал на исковых требованиях, ссылаясь на доводы административного иска и представленные в деле доказательства.

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица государственной компании «Российские железные дороги», действующая на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 является владельцем земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № ... расположенного по адресу: .... Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования: предприятия и производства агропромышленного комплекса, отнесенные действующими санитарными нормами к объектам с санитарно-защитной зоной не более 50 м.

Так же административный истец является собственником нежилого здания площадью 412,1 кв.м. по расположенного на указанном выше земельном участке.

Постановлением Администрации Аксайского района №201 от 28.03.2019г. установлен публичный сервитут в отношении принадлежащего истцу земельного участка для обеспечения целей по размещению платной автомобильной дороги М-4 «Дон».

Указанное постановление было принято в связи с обращением Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее –ГК Автодор) (исх. от 27.12.2018г. №5395-РФ) по вопросу установления публичного сервитута для размещения временных дорог №1, №2, №3, №4, №8, №10 на территории Аксайского района.

В соответствии со ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

В соответствии с пунктом 2 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта.

Программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 2146-р (ред. от 13.10.2017), предусмотрена реализации проекта «Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1024 - км 109.1- в Ростовской области».

Документация по планировке территории Объекта утверждена распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 25.03.2015г. №528-р «Об утверждении документации по планировке территории объекта «Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1024 - км 1091 в Ростовской области».

Согласно заключения государственной экспертизы № ... от ... г.. предусмотрено размещение временных дорог №1, №2, №3, №4, №8, №10 на территории Аксайского района. Использование данных временных автомобильных Дорог II категории необходимо для непрерывного своевременного доступа строительной техники на различные локальные участки производства работ. После проведения работ, как предусмотрено проектной документацией, временная дорога № 8 разбирается, а занимаемые под ней земли рекультивируются.

Согласно ст. 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37ЗК РФ устанавливается:

1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;

2) решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях;

3) решениями уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, - в случае установления публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных или муниципальных нужд;

4) решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренныхстатьей 39.37настоящего Кодекса и не указанных вподпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения;

5) решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.

Таким образом, ввиду отсутствия в вышеуказанных пунктах 1-3 ст. 39.38 ЗК РФ цели, обозначенной в п. 2 ст. 39.37 ЗК РФ, в силу прямого указания нормы пункта 5 ст. 39.38 ЗК РФ в данном случае, Администрация Аксайского района РО как орган местного самоуправления муниципального района вправе принять решение об установлении публичного сервитутав отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок с к.н. № ... расположен по адресу: ... (выписка из ЕГРН № ... от ... г. прилагается).

Таким образом, Администрация Аксайского района РО в силу положений п. 5 ст. 39.38, п. 2 ст. 39.37 ЗК РФ имела полномочия по принятию оспариваемого решения об установлении сервитута в отношении земельного участка с к.н. № ....

Согласно п. п. 4, 5 ч. 2 ст. 125 КАС РФ для рассмотрения спора по существу в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение, а также содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.

Согласно правовой позиции изложенной Конституционным судом РФ в определении от 25.10.2016 N 2209-Озаконодательство об административном судопроизводстве исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом, указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. 175 – ст. 180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 9 июля 2019 года.

Судья: