Дело № 2а-141/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 августа 2017 года с. Сарыг-Сеп
Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ак-кыс А.В., с участием: административного истца помощника прокурора Иргита Б.Ш., представителя административного ответчика ФИО1, по доверенности, при секретаре Сандык С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва Мельникова Е.А. в интересах муниципального образования «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» к Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также по не размещению в сети «Интернет» информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и возложении обязанности в течении 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить муниципальную программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 2018-2019 годы, распространить социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также организовать информационное обеспечение граждан путем размещения на официальном сайте администрации Каа-Хемского района в сети «Интернет» информации о требованиях федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности,
установил:
Прокурор Каа-Хемского района Республики Тыва в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ обратился в суд с вышеуказанным административным иском с учетом уточненного иска к ответчику, указывая, что по результатам проверки исполнения законодательства в сфере электроэнергетики, установлено, что ответчиком муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не разрабатывалась и не утверждалась, деятельность по координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, а также информационное обеспечение граждан в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности не осуществляется. В связи с чем, прокуратурой района 10.11.2016 в адрес администрации Каа-Хемского района было внесено представление об устранении указанных нарушений федерального законодательства. В ответе на представление администрации района от 23.12.2016 указано, что муниципальная программа на 2017 год разрабатывается и будет представлена на рассмотрение в Хурал представителей Каа-Хемского района в январе 2017 года. Для информирования граждан в данной сфере используется официальный сайт администрации Каа-Хемского района. В ходе проведенной прокуратурой района в июне 2017 года контрольной проверки установлено, что до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены. На основании ст. 39 КАС РФ, ст.35 Федерального закона РФ «О прокуратуре» исковые требования заявлены в защиту интересов муниципального образования «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва». Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каа-Хемский кожууп» по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также по не размещению в сети «Интернет» информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Каа-Хемский кожуун» в течении 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить муниципальную программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 2018-2019 годы, распространить социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также организовать информационное обеспечение граждан путем размещения на официальном сайте администрации Каа-Хемского района в сети «Интернет» информации о требованиях федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
В возражении на административный иск представитель административного ответчика ФИО2 просит отказать в удовлетворении требований, поскольку органы местного самоуправления полномочны принимать в пределах своей компетенции на основе лимитов бюджетных расходов текущего года муниципального района вправе, а не обязаны, разработать и утвердить муниципальную программу по энергосбережению и энергетической эффективности. Органы местного самоуправления, в силу п.3 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ, самостоятельно решают вопросы местного значения в рамках принадлежащих им полномочий, определять формы и процедуры реализации своих полномочий по обеспечению комплексного социально-экономического развития муниципального образования, в том числе путем принятия решения о формировании муниципальных программ, а также определять порядок их формирования и реализации. Со стороны администрации кожууна по исполнению возложенной обязанности было принято распоряжение от 10.04.2017 г. №168 «О закреплении ответственных лиц за вводом данных в Модуле «Информация» о энергосбережении и повышения энергетической эффективности».
В судебном заседании помощник прокурора Иргит Б.Ш. уточненный административный иск поддержал и просил удовлетворить по указанным в иске основаниям, дополнительно указав, что указываемое в административном иске бездействие административного ответчика нарушает права муниципального образования, поскольку не осуществляется снижение потерь и расходов энергоснабжения, бюджет муниципального района несет дополнительные расходы, наличие муниципальной программы по энергосбережению и энергетической эффективности позволило бы бюджету муниципального района сэкономить расходы на энергоснабжение.
Представитель административного ответчика Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва ФИО1 возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном возражении на уточненное административное исковое заявление.
Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, административный иск прокурором подан в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; 5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п.2 ч.2 ст. 22 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение в том числе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения, указанные в ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ, согласно которой указанная информация, должна включать в себя сведения: 1) о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и о ходе их реализации; 2) об объеме использования энергетических ресурсов, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, жилищных фондов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; 3) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, обобщенные относительно государственного, муниципального, частного жилищных фондов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, организаций с участием государства или муниципального образования; 4) полученные в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, и данных, полученных по запросам согласно части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также данных реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования; 5) о количестве и об основных результатах обязательных энергетических обследований; 6) о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии (в том числе в стоимостном выражении) энергетических ресурсов при реализации энергосервисных договоров (контрактов); 7) о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов и имеющих высокую энергетическую эффективность, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 8) об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 9) о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; 10) о нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; 11) иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежит обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет, на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети Интернет и обновлению не реже чем один раз в квартал в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из пункта 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
Также согласно п. 8.1 ст. 9 Устава муниципального района «Каа-Хемский кожуун» к полномочиям органов местного самоуправления относится утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического, обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Судом установлено, что ответчиком программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не разрабатывалась и не утверждалась, в СМИ не опубликовывалась, социальная реклама в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не размещалась, в сети "Интернет" информация о требованиях федерального законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности также не размещалась.
Согласно ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до начала функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в полном объеме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают создание и функционирование соответствующих официальных сайтов в сети "Интернет", на которых размещается информация о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также подлежащая включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности иная информация.
Согласно пунктов 1, 2 части 2 ст. 22 ФЗ от 23.11.2009 г. N 261 ФЗ вне зависимости от функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, органы местного самоуправления в обязательном порядке обязаны распространить информацию о правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, распространять социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, опубликовывать в средствах массовой информации муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком не принимаются меры, направленные на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также по не размещению в сети «Интернет» информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что материалами дела доказан факт незаконного бездействия администрации муниципального образования «Каа-Хемский кожуун» по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также по не размещению в сети «Интернет» информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Указанное бездействие затрагивает интересы муниципального образования «Каа-Хемский кожуун», поскольку приводит к созданию неблагоприятных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, к нерациональному их использованию, к дополнительному расходу бюджетных средств муниципального образования на энергоснабжение.
В связи с этим требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Каа-Хемский кожуун» по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также по не размещению в сети «Интернет» информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, обоснованно и подлежит удовлетворению.
В связи с чем, суд на основании п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на ответчика обязанность в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, устранить допущенное нарушение интересов муниципального образования путем принятия мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 2018-2019 годы, распространению социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также организации информационного обеспечения граждан путем размещения на официальном сайте администрации Каа-Хемского района в сети «Интернет» информации о требованиях федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, с сообщением суду об исполнении в указанный срок.
В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в связи с чем, на основании ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каа-Хемский кожуун» по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, распространению социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также по не размещению в сети «Интернет» информации о требованиях законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, устранить допущенное нарушение путем принятия мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 2018-2019 годы, распространению социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также организации информационного обеспечения граждан путем размещения на официальном сайте администрации Каа-Хемского района в сети «Интернет» информации о требованиях федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, с сообщением суду об исполнении в указанный срок.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 21 августа 2017 года.
Председательствующий А.В. Ак-кыс