ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-141/20 от 02.12.2020 Новосибирского гарнизонного военного суда (Новосибирская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 декабря 2020 года город Новосибирск

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего — судьи Подольского Е.А., при секретаре судебного заседания Корнеевой А.В., с участием административного истца Докшина А.В., заинтересованного лица Докшиной Е.М., а также представителя административных ответчиков — федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее — ФГКУ «Центррегионжилье»), начальника и 2-го отдела (город Новосибирск) ФГКУ «Центррегионжилье» (далее —
2-й отдел «Центррегионжилье») Осинцевой Н.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело № 2а-141/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Докшина Алексея Валерьевича об оспаривании действий начальника
2-го отдела «Центррегионжилье», связанных с отказом во включении его супруги — Докшиной Е.М. в список на предоставление служебных жилых помещений в составе его семьи и в договор найма служебного жилого помещения, а также решения указанного должностного лица о предоставлении Докшину А.В. служебного жилого помещения без учёта его супруги,

УСТАНОВИЛ:

Докшин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указывает, что проходит военную службу по контракту в войсковой части , дислоцированной в городе Новосибирске, состоит в списке на предоставление служебных жилых помещений и проживает в служебном жилом помещении, предоставленном ему на основании соответствующего договора. В связи с изменением состава семьи после заключения брака и рождения ребёнка, он, с целью регистрации всех членов семьи по месту их совместного проживания, обратился во 2-й отдел «Центррегионжилье» с заявлением в котором просил внести изменения в договор найма служебного жилого помещения.

Также Докшин указывает, что уведомлением врио начальника 2-го отдела «Центррегионжилье» от 6 августа 2020 г. № 4 ему было отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений в качестве члена семьи военнослужащего его супруги — Докшиной Елены Михайловны. Основанием к отказу во включении в вышеназванный список послужил тот факт, что его супруга имеет право пользования жилым помещением — квартирой, расположенной по месту прохождения им военной службы и принадлежащей на праве собственности её матери, что, с учётом регистрации по месту жительства в указанной квартире Докшиной Е.М., свидетельствует об обеспеченности последней жилым помещением более учетной нормы, установленной в городе Новосибирске. При этом Докшину решением вышеназванного должностного лица о предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения от 7 августа 2020г. №ЦРУЖО-2/20/291-2020 жилое помещение было представлено без учёта его супруги в качестве лица, совместно вселённого с нанимателем жилого помещенияв качестве члена его семьи.

Не согласившись с вынесенными уведомлением и решением, считая свои права нарушенными, Докшин, с учётом уточнения заявленных требований, просил суд признать незаконными действия начальника 2-го отдела «Центррегионжилье», связанные с отказом во включении Докшиной Е.М. в список на предоставление служебных жилых помещений в составе семьи военнослужащего и в договор найма служебного жилого помещения, а также решение названного должностного лица о предоставлении ему служебного жилого помещения без учёта его супруги, обязав указанное должностное лицо включить ДокшинуЕ.М. в список на предоставление служебных жилых помещений и договор найма служебного жилого помещения в качестве члена семьи военнослужащего, а также изложить решение о предоставлении служебного жилого помещения в иной редакции, где в числе лиц, вселенных в служебное жилое помещение, наряду с несовершеннолетними детьми, должна быть указана и Докшина Е.М.

Административный истец в обоснование заявленных требований указал и в ходе судебного разбирательства пояснил, что в предоставленном ему служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, совместно с ним проживают его супруга — Докшина Е.М. и их несовершеннолетние дети <данные изъяты>, при этом он и дети зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу. С заявлением о включении Докшиной Е.М. в список на предоставление служебных жилых помещений он не обращался, однако, отказ должностного лица уполномоченного органа во включении его супруги в названный список и внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения, то есть отрицание факта их совместного проживания, препятствует регистрации Докшиной Е.М. по месту их совместного жительства в целях реализации им и его супругой совместного ухода и заботы за детьми.

Заинтересованное лицо на стороне административного истца — ДокшинаЕ.М., поддержала требования и доводы административного иска и просила его удовлетворить, при этом она также пояснила, что с 2018 года проживает совместно с супругом и их детьми в предоставленном супругу служебном жилом помещении. Также Докшина Е.М. пояснила, что, будучи зарегистрированной по месту жительства в квартире, принадлежащей её матери на праве собственности, она желала быть зарегистрированной по месту фактического жительства, не снимаясь с регистрационного учёта, в связи с чем обратилась с соответствующим заявлением в подразделение по вопросам миграции органа внутренних дел, где ей было отказано в принятии её заявления, поскольку она не включена в договор найма служебного жилого помещения в качестве члена семьи военнослужащего.

В представленных в суд письменных возражениях начальник 2-го отдела «Центррегионжилье» <данные изъяты>. против удовлетворения требований Докшина возражала, указав, что Докшиной Е.М. обосновано было отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений в качестве члена семьи военнослужащего, в связи с тем, что она обеспечена в городе Новосибирске жилым помещением, более учетной нормы, поскольку имеет право пользования жилым помещением, принадлежащей её матери на праве собственности.

Представитель административных ответчиков — ФГКУ «Центррегионжилье»,
2-го отдела «Центррегионжилье» и начальника названного отдела Осинцева в судебном заседании против удовлетворения требований Докшина возражала и пояснила, что уведомление от 6 августа 2020 г. и решение о предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения от 7 августа 2020 г. является законным и обоснованным, поскольку врио начальника 2-го отдела «Центррегионжилье» действовала в пределах предоставленных ей полномочий.

Также Осинцева указала, что административным истцом не представлено доказательств совместного проживания со своей супругой, а вынесение должностным лицом оспариваемых уведомления и решения обусловлено тем, что изготовление текста договора найма служебного жилого помещения осуществляется путём выгрузки из базы данных сведений о включённых в список на предоставление служебных жилых помещений военнослужащего и членов его семьи, ввиду чего невозможно изготовить текст договора, если член семьи военнослужащего не включён в названный список. Вместе с тем, Осинцева не смогла внятно пояснить каким именно нормативно-правовым актом или иным руководящим документом ставится под условие указание в договоре найма служебного жилого помещения в зависимости от нахождения в базе данных уполномоченного органа сведений об отнесении лица к членам семьи военнослужащего.

Представитель административного ответчика — федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» (далее — ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО»), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, — начальник названного учреждения КолесниковаЕ.В. в суд не прибыла, представив ходатайство о проведении судебного заседания без её участия.

Заслушав объяснения административного истца, представителя административных ответчиков, заинтересованного лица на стороне административного истца, изучив доводы возражений, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «Остатусе военнослужащих», социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся, в том числе, супруга и несовершеннолетние дети.

Анализ указанных выше правовых норм позволяет суду прийти к выводу о том, что реализация гражданами предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации льгот, гарантий и компенсаций для военнослужащих, в том числе связанная с обеспечением жилыми помещениями, ставится в зависимость от принадлежности данных граждан к членам семьи военнослужащего.

Согласно разъяснениям пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ).

В соответствии с положениями статьи 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя такого жилого помещения либо собственниками жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, которые в силу ст. 93 ЖК РФ предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.

Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений по договорам найма гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Из этого следует, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении другими жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с частями 2, 5, 6 ст. 100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные, в том числе ст. 69 названного Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.

На основании частей 1–3 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, которые имеют равные с нанимателем права и обязанности, и должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

В подпункте «д» п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» рекомендовано учитывать, что в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя (ч. 6 ст. 100 ЖК РФ). Принимая во внимание, что типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право пользоваться жилым помещением вместе с членами семьи, он вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных ст. 70 ЖК РФ.

Частями 1 и 2 ст. 70 ЖК РФ предусмотрено, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя — других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.

Кроме того, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в п.26 вышеупомянутого постановления, при применении регламентирующих права нанимателя положений ч. 1 ст. 70 ЖК РФ, не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).

Исходя из анализа названных норм права, суд приходит к убеждению, что обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела и подлежащими доказыванию, являются установление фактов заключения брака, совместного проживания административного истца и его супруги, а также наличия у последней права пользования жилым помещением, расположенном в городе Новосибирске и принадлежащем на праве собственности её матери.

Также из анализа положений п. 1 ст. 15 Федерального закона «Остатусе военнослужащих» следует, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при этом такие помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии данной возможности — в других близлежащих населенных пунктах. Офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей, на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, при этом указанные военнослужащие признаются Министерством обороны РФ, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждённом Правительством РФ, и заключают с Министерством обороны РФ договор найма служебного жилого помещения, в котором определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения, а условия и порядок его заключения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В период спорных правоотношений действовали правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от29июня 2011 г. № 512.

В соответствии с пунктами 1 и 3 вышеуказанных Правил, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, осуществляется Министерством обороны РФ, при этом военнослужащий для признания его нуждающимся в жилом помещении подаёт в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом Министерством обороны РФ, соответствующее заявление и необходимые документы по указанному перечню.

Так, приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений (далее — Инструкция).

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.

Согласно пункту 2 Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны РФ, к которому прилагаются, в том числе, следующие документы: копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей; копии свидетельств о заключении (расторжении) брака; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу. При этом кадровые органы Вооруженных Сил РФ предоставляют информацию о прохождении военнослужащим военной службы, составе его семьи в структурные подразделения уполномоченного органа в десятидневный срок.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции, военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в п.2 Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности.

Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 2 Инструкции, о чем военнослужащему направляется уведомление по рекомендуемому образцу.

При поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, о чем структурным подразделением уполномоченного органа в трехдневный срок направляется военнослужащему сообщение о предлагаемом жилом помещении по рекомендуемому образцу, при этом военнослужащий вправе не согласиться с предоставляемым жилым помещением.

Согласно пункту 6 Инструкции, военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают со структурным подразделением уполномоченного органа договор найма служебного жилого помещения.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции, при изменении состава семьи военнослужащих, в результате чего площадь служебного жилого помещения, приходящаяся на военнослужащих и членов их семей, стала ниже учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан Российской Федерации общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого служебного жилого помещения, военнослужащим на основании заявления и документов, подтверждающих указанные обстоятельства, поданных в структурное подразделение уполномоченного органа, предоставляется другое служебное жилое помещение в соответствии с названной Инструкцией.

Анализ вышеизложенных положений Инструкции позволяет суду сделать вывод о том, что в список на предоставление служебного жилого помещения включается именно военнослужащий, а сведения о составе его семьи предоставляются как самим военнослужащим, так и кадровыми органами Вооруженных Сил РФ, при этом вышеуказанные положения Инструкции не ставят какие-либо условия для включения членов семьи военнослужащего в договор найма служебного жилого помещения в качестве лиц, совместно с ним проживающих.

Как следует из копий контракта о прохождении военной службы, выписки из послужного списка и справок войсковой части от 29 июля 2020 г. <данные изъяты> Докшин 1 мая 1999 г. заключил первый контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ, с 7 февраля 2019 г. по настоящее время проходит военную службу по контракту в должности <данные изъяты>) войсковой части и в его личном деле в качестве членов семьи записаны: супруга Докшина Е.М., несовершеннолетние дети — <данные изъяты>, соответственно, <данные изъяты> и <данные изъяты> рождения.

Таким образом, военным судом установлено, что Докшин относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.

Согласно копии свидетельства о расторжении брака от 4 августа 2014 г., брак между административным истцом и ДВП прекращен 29 июля 2014 г. на основании судебного решения.

Из копии свидетельства от 15 ноября 2019 г. усматривается, что в указанный день между Докшиным и ЧЕ заключен брак, после заключения брака супруге присвоена фамилия Докшина.

Согласно копиям свидетельств о рождении, родителями <данные изъяты> и <данные изъяты>, соответственно, 2010 и 2019 годов рождения, являются Докшин и Докшина Е.М.

Как следует из копий выписок из домовой книги и финансового лицевого счёта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также из копий паспорта гражданина Российской Федерации на имя Докшина и свидетельств о регистрации по месту жительства <данные изъяты> и <данные изъяты>, административный истец и его дети зарегистрированы и проживают по указанному адресу.

Согласно копиям паспорта гражданина Российской Федерации на имя Докшиной Е.М. и выписки из домовой книги жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Докшина Е.М. зарегистрирована по указанному адресу с 20 июля 2017 г. Также из названной выписки усматривается, что собственником вышеуказанного жилого помещения, общей площадью 141,6 м2, является Ч.. и кроме неё и её дочери (Докшиной Е.М.) в жилом помещении зарегистрированы Ч1. (супруг) и Ч2.. (сын).

Из копии договора найма служебного жилого помещения от 14 мая 2012г. № 2/354с, заключенного между 2-м отделом «Центррегионжилье» и административным истцом, усматривается, что наймодатель передает, а наниматель принимает во временное пользование для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 49,31 м2, на время прохождения нанимателем военной службы в Пашинском гарнизоне, при этом в качестве совместно вселённых членов семьи военнослужащего указаны Докшина В.П. (супруга) и Д.. (сын).

Как следует из заявления Докшина от 30 июля 2020 г. на имя начальника 2-го отдела «Центррегионжилье» о внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения и приложенных к заявлению сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи по месту прохождения военной службы, поступивших в названный отдел 3августа 2020 г., административный истец просил заключить с ним дополнительное соглашение на продление права пользования служебным жилым помещением в связи с изменением состава семьи, приложив к заявлению необходимые документы, при этом Докшин указал, что проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, у него и членов его семьи: супруги Докшиной Е.М. и детей <данные изъяты> и <данные изъяты> отсутствуют жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности по месту прохождения им военной службы.

Согласно сообщениям начальника пункта полиции № 2 «Пашино» отдела полиции №4 «Калининский» УМВД России по городу Новосибирску ГУМВД России по Новосибирской области от 11 января и 27февраля 2019 г., в адрес ЧЕ. направлялись сообщения о регистрации её сообщений в КУСП по фактам нарушения тишины и покоя граждан в ночное время суток со стороны жильцов квартиры <адрес>

Из объяснений Докшина и Докшиной Е.М. следует, что последняя с 2018 года проживает совместно с Докшиным и их детьми <данные изъяты> и <данные изъяты> в предоставленном ему служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, выехав из квартиры её матери, где она зарегистрирована по месту жительства, совместно с ними проживают и их несовершеннолетние дети <данные изъяты> и <данные изъяты>. Докшин неоднократно обращался к командованию воинской части с рапортами о регистрации его супруги как по месту их жительства, так и по адресу воинской части, при этом командование положительно рассматривало такие рапорта, однако сотрудники подразделения по вопросам миграции органа внутренних дел отказывались производить регистрацию Докшиной Е.М. по адресу воинской части, поскольку она проживает совместно с супругом, зарегистрированным в служебном жилом помещении, в связи с чем регистрация ДокшинойЕ.М. возможна лишь в случае указания её среди совместно проживающих с военнослужащим членов его семьи в договоре найма служебного жилого помещения. Докшин именно с целью зарегистрировать свою супругу по месту их совместного жительства обратился во 2-й отдел «Центррегионжилье» с заявлением о заключении с ним дополнительного соглашения на продление права пользования служебным жилым помещением в связи с изменением состава семьи, а форма заявления была предоставлена должностными лицами названного отдела,при этом он указал, что бывшая супруга и их совместный ребёнок — сын А. проживают совместно по иному адресу, в связи с чем также не относятся к членам его семьи.

Таким образом, из вышеуказанных документов и объяснений, оснований сомневаться в достоверности которых не имеется, усматривается, что на момент обращения Докшина с заявлением о внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения административный истец, его супруга и их несовершеннолетние дети проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно уведомлению врио начальника 2-го отдела «Центррегионжилье»
от 6 августа 2020 г. №4, Докшиной Е.М. отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений в составе семьи военнослужащего Докшина и в договор найма служебного жилого помещения от 14 мая 2012 г. № 2/354с, при этом в названном уведомлении указано, что оснований для включения супруги административного истца в договор найма служебного жилого помещения не имеется, поскольку установлено, что она зарегистрирована в жилом помещении, расположенного по адресу: <адрес> которое имеет общую площадь 141,6 м2 и принадлежит на праве собственности её матери, в связи с чем должностное лицо приходит к выводу о том, что ДокшинаЕ.М. обеспечена жилым помещением по установленным нормам и не имеет права претендовать на предоставление иного жилого помещения. Также в уведомлении указано, что в виду того, что Докшиной Е.М. отказано во включении в качестве члена семьи военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений, Докшину, соответственно, отказано во внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения в части, касающейся указания в качестве членов семьи нанимателя, проживающих совместно с военнослужащим его супруги Докшиной Е.М.

Решением врио начальника 2-го отдела «Центррегионжилье» о предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения от 7 августа 2020 г. №ЦРУЖО-2/20/291-2020 Докшину, включённому в список на предоставление служебных жилых помещений, на основании его нахождения в списке очередников предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, при этом в качестве совместно вселённых членов семьи военнослужащего указаны только сын <данные изъяты> и дочь <данные изъяты>.

Вместе с тем, отраженный в вышеуказанном уведомлении вывод врио начальника 2-го отдела «Центррегионжилье» о наличии у супруги административного истца права пользования жилым помещением, принадлежащим её матери, является преждевременным по следующим основаниям.

Судом установлено, что административный истец является супругом Докшиной Е.М. и состоит в списке на предоставление служебных жилых помещений в городе Новосибирске, как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г.

В связи с этим супруга административного истца, как член семьи военнослужащего, в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 1 Инструкции имеет право на совместное проживание с ним в служебных жилых помещениях, предоставляемых федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором военнослужащий проходит службу, а также состоять с ним в списках на предоставление служебных жилых помещений, поскольку по месту службы мужа не имеет для проживания жилого помещения.

Докшина Е.М. на момент вынесения оспариваемых уведомления и решения врио начальника 2-го отдела «Центррегионжилье» отвечала требованиям, установленным ч.2 ст.99 ЖК РФ, поскольку выезд из квартиры, принадлежащей её матери, свидетельствует об утрате ею права пользования указанным жилым помещением.

При этом, вопреки доводам административного ответчика и его представителя, регистрация по месту жительства Докшиной Е.М. в квартире, находящейся в том же населенном пункте, где военнослужащий проходит военную службу по контракту, и которая принадлежит её матери на праве собственности, не может расцениваться, как наличие у супруги военнослужащего права пользования указанным жилым помещением, препятствующего её включению в список на предоставление служебных жилых помещений в качестве члена семьи военнослужащего, поскольку Докшина Е.М. перестала относиться к членам семьи собственника жилого помещения, своей матери, выехав из принадлежащей последней квартиры.

Данный вывод суда также согласуется с разъяснениями, изложенными в пунктах 12 и 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14, согласно которым регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением. При этом по смыслу частей 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения ивыезд в другое место жительства может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должен оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.

Таким образом, включение супруги военнослужащего в состав членов его семьи, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, установленные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», предусмотрено в прямой постановке п.2 ст. 5 названного Федерального закона, согласуется с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации, положениями которых совместное проживание супругов также предполагается.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 СК РФ, семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

В п. 2 ст. 54 СК РФ определено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что уведомление
от 6 августа 2020 г. и решение от 7 августа 2020 г. врио начальника 2-гоОтдела «Центррегионжилье» противоречат вышеприведенным нормам материального права, основаны на предположениях, в связи с чем являются преждевременными и не соответствующим требованиям закона, а также установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам, ввиду чего действия названного должностного лица, связанные с отказом во включении Докшиной Е.М. в список на предоставление служебных жилых помещений в составе семьи военнослужащего и в договор найма служебного жилого помещения, а также решение указанного должностного лица о предоставлении ДокшинуА.В. служебного жилого помещения без учёта его супруги в качестве совместно вселённого члена семьи военнослужащего, следует признать незаконными.

При этом судом также учитываются вышеизложенные положения ст. 70 ЖК РФ, в соответствии с которыми в данном случае административный истец вправе по собственной инициативе вселять в предоставленное ему служебное жилое помещение свою супругу, а в действиях последней не усматривается злоупотребления правом.

Вместе с тем, разрешая требование Докшина о возложении на начальника 2-го отдела «Центррегионжилье» обязанности включить Докшину Е.М. в список на предоставление служебных жилых помещений и договор найма служебного жилого помещения в качестве члена семьи военнослужащего, а также изложить решение о предоставлении служебного жилого помещения в иной редакции, суд не находит оснований для его удовлетворения ввиду следующего.

Так, в рамках положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), для восстановления прав Докшина признаны незаконными уведомление от 6 августа 2020 г. и решение от 7 августа 2020 г. врио начальника 2-го отдела «Центррегионжилье».В то же время суд не вправе определять на будущее содержание выносимых по обращению административного истца решений при реализации органом дискреционных полномочий, предусмотренных ЖК РФ, иными нормативными правовыми актами.

Разрешая вопрос о восстановлении нарушенных прав административного истца, суд полагает необходимым возложить на начальника 2-го отдела «Центррегионжилье» обязанность повторно рассмотреть заявление Докшина от 30 июля 2020 г. о внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения (заявления о заключении дополнительного соглашения) в связи с изменением состава семьи, с учётом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего спора.

В соответствии с положениями ст. 111 КАС РФ судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в размере 398 рублей, понесённых Докшиным в связи с направлением копий административного искового заявления административным соответчикам, на общую сумму 698 рублей, подлежат взысканию в пользу административного истца с ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО», на финансовом обеспечении которого находится ФГКУ «Центррегионжилье».

Руководствуясь положениями статей 175–180 и 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Докшина Алексея Валерьевича об оспаривании действий начальника 2-го отдела (город Новосибирск) федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом во включении его супруги — Докшиной Е.М. в список на предоставление служебных жилых помещений в составе его семьи и в договор найма служебного жилого помещения, а также решения указанного должностного лица о предоставлении Докшину А.В. служебного жилого помещения без учёта его супруги — удовлетворить частично.

Признать незаконными действия начальника 2-го отдела (город Новосибирск) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации связанные с отказом во включении супруги административного истца — ДокшинойЕ.М. в список на предоставление служебных жилых помещений в составе его семьи и в договор найма служебного жилого помещения, а также решение указанного должностного лица о предоставлении Докшину А.В. служебного жилого помещения без учёта его супруги.

Обязать начальника 2-го отдела (город Новосибирск) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть заявление ДокшинаА.В. от 30 июля 2020 г. о внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения.

В удовлетворении требования административного искового заявления ДокшинаА.В. о возложении на начальника 2-го отдела (город Новосибирск) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанности включить Докшину Е.М. в список на предоставление служебных жилых помещений и договор найма служебного жилого помещения в качестве члена семьи военнослужащего, а также изложить решение о предоставлении служебного жилого помещения в иной редакции — отказать.

Обязать начальника 2-го отдела (город Новосибирск) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить о его исполнении административному истцу и в Новосибирский гарнизонный военный суд.

Взыскать с федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» в пользу Докшина Алексея Валерьевича 698 (шестьсот девяносто восемь) рублей — понесённые административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины и почтовые расходы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Подольский

.