ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-141/2018 от 13.03.2018 Городского суда г. Дагестанских Огней (Республика Дагестан)

Дело № 2а-141/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дагестанские Огни 13 марта 2018 г.

Городской суд г. Дагестанские Огни РД в составе:

председательствующего судьи Магамедова Ш.М.,

при секретаре Мурадове А.Н.,

с участием административного истца ФИО1 и его представителя – адвоката Насруллаева Н.Г. по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа «город Дагестанские Огни» об оспаривании отказа в выдаче градостроительного плана на земельный участок,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации ГО «город Дагестанские Огни» о признании незаконным отказ главы администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче градостроительного плана и обязании выдать ему градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

В обоснование административного иска указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 05:47:020015:302, предназначенного «для строительства детского кафетерия, складских и подсобных помещений», расположенного по адресу: <адрес>

В связи с его намерением начать строительство нежилого помещения на указанном земельном участке ДД.ММ.ГГГГ он обратился к главе администрации ГО «город Дагестанские Огни» выдать градостроительный план земельного участка, который входит в перечень необходимых документов для получения Разрешения на строительство.

Уведомлением главы ГО «город Дагестанские Огни» ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в выдаче градостроительного плана, указав при этом следующее:

- «не предоставлен документ удостоверяющий право собственности на незавершенное строение на данном земельном участке. В связи с несвоевременным предоставлением выписки из ЕГРП на незавершенное строение и отсутствием данных на данное строение на портале Росреестра РФ Вам отказано выдаче градостроительного плана земельного участка».

Указанные основания не основаны на законе, в силу чего являются незаконными.

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Нормы ГрК РФ, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица (выяснение собственника земельного участка).

Для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (часть 20 статьи 45 Кодекса).

Орган местного самоуправления, отказывая ему в выдаче градостроительного плана земельного участка, неправомерно указал то, что им не предоставлен документ, удостоверяющий право собственности на незавершенное строение на данном земельном участке, и на отсутствие данных на строение на портале Росреестра РФ.

Право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информации. Отказ в выдаче градостроительного плана создает препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, в данном случае - строительству нежилого помещения.

Законом не предусмотрен также перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а также основания для отказа в выдаче ГПЗУ.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель Насруллаев Н.Г. поддержали требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просили удовлетворить их в полном объеме.

Административный истец ФИО1 пояснил, что по договору купли-продажи он приобрел у гражданина ФИО6 земельный участок с кадастровым номером 05:47:020015:302, расположенный по адресу: <адрес>. В 2012 году оформил право собственности на указанный земельный участок и с того времени неоднократно обращался в отдел архитектуры администрации г. Дагестанские Огни для получения градостроительного плана земельного участка. Отдел архитектуры администрации дважды отказывал ему в выдаче ГПЗУ по различным основаниям.

В связи с намерением начать строительство нежилого помещения на указанном земельном участке ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился к главе администрации ГО «город Дагестанские Огни» выдать градостроительный план земельного участка, который входит в перечень необходимых документов для получения разрешения на строительство. Однако в очередной раз получил отказ главы администрации мотивированный тем, что им при подаче заявления на выдачу градостроительного плана не представлен документ, удостоверяющий право собственности на незавершенное строение на данном земельном участке. Между тем на земельном участке отсутствуют какие-либо объекты незавершенного строительства, если не считать фундамента, который на участке был заложен прежним собственником участка.

Представитель административного ответчика - администрации ГО «город Дагестанские Огни», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил и об уважительности причин своей неявки суду не сообщил.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Выслушав объяснения административного истца ФИО1 и его представителя Насруллаева Н.Г., изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью 77,53 кв.м с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, ЗУ1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серии , о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 обратился к главе администрации ГО «<адрес>» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), расположенного по адресу: <адрес>

Уведомлением главы ГО «город Дагестанские Огни» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в выдаче градостроительного плана на земельный участок по тем основаниям, что им не представлен документ, удостоверяющий право собственности на незавершенное строение на данном земельном участке, и что отсутствуют данные о строении на портале Росреестра РФ.

В соответствии с ч. 26 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (ч.1 ст. 57.3 ГрК РФ).

Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.

При этом, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка является Градостроительный кодекс Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 57.3 ГрК РФ, в целях получения ГПЗУ правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его правообладателю. ГПЗУ выдается правообладателю без взимания платы.

Таким образом, основанием для отказа в выдаче ГПЗУ может явиться только то, что заявитель не является правообладателем земельного участка.

Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Кодексом не предусмотрен также перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ.

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информации. Отказ в выдаче градостроительного плана создает препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод.

Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи, т.е. градостроительный план, является документом, после получения которого выдается разрешение на строительство.

Кроме того, как следует из пояснения административного истца, на указанном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты незавершенного строительства, и целью обращения в администрацию было получения градостроительного плана, которое предшествует получению разрешения на строительство. Доказательств, опровергающих данный довод административного истца, административным ответчиком не представлено.

Таким образом, отказ главы администрации со ссылкой на то, что заявителем не предоставлен документ, удостоверяющий право собственности на незавершенное строение, является незаконным, необоснованным и не соответствующим законодательству.

На основании вышеизложенного, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности отказа главы администрации ГО «город Дагестанские Огни» от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче градостроительного плана ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 05:47:020015:302, расположенный по адресу: <адрес>, и считает необходимым обязать администрацию ГО «<адрес>» выдать ФИО1 указанный градостроительный план.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать отказ главы администрации городского округа «город Дагестанские Огни» от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче градостроительного плана ФИО1 незаконным.

Обязать администрацию городского округа «город Дагестанские Огни» выдать ФИО1 градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером 05:47:020015:302, расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через городской суд г. Дагестанские Огни в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Магамедов Ш.М.