ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-141/2020УИД130025-01-2019-003565-24 от 11.02.2020 Октябрьского районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2а-141/2020 УИД 13RS0025-01-2019-003565-24

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Саранск 11 февраля 2020 года

Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Куриновой Л.Ю.,

с участием секретарей судебного заседания – Кержеманкиной Д.С.,

с участием в деле:

административного истца - ФИО1, ее представителя ФИО2, действующего на основании ордера,

административного ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя ФИО3, действующей на основании доверенности, представившей диплом о высшем юридическом образовании,

заинтересованного лица - ТФ «Ватт», его представителя ФИО4, действующей по доверенности,

заинтересованных лиц - ФИО5, ФИО6, ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации городского округа Саранск о признании незаконными действий Администрации городского округа Саранск, выразившихся в отказах от 23 октября 2019 года № 7586-ОГ и № 7592-ОГ в утверждении схем расположения земельных участков с целью последующего перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м. и <...>, площадью <пл.> кв.м., и понуждении Администрации городского округа Саранск утвердить схемы расположения земельных участков с целью последующего перераспределения земельных участков,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконными действий Администрации городского округа Саранск, выразившихся в отказах от 23 октября 2019 года № 7586-ОГ и № 7592-ОГ в утверждении схем расположения земельных участков с целью последующего перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м. и <...>, площадью <пл.> кв.м., и понуждении Администрации городского округа Саранск утвердить схемы расположения земельных участков с целью последующего перераспределения земельных участков.

В обоснование административного иска административный истец указал, что 30 сентября 2019 года она обратилась в ГАУ РМ «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением об утверждении схем расположения земельных участков с целью последующего перераспределении принадлежащих ей земельных участков с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м, и <...>, площадью <пл.> кв.м.

Ответами Администрации городского округа Саранск от 23 октября 2019 года № 7586-ОГ и № 7592-ОГ за подписью заместителя главы городского округа Саранск - директора департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск ей отказано на основании того, что первоначально перераспределяемые земельные участки входили в состав иного земельного участка, вследствие раздела которого появились земельные участки с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м и <...>, площадью <пл.> кв.м, в связи с чем произошло намеренное уменьшение площадей земельных участков.

С указанными отказами она не согласна, считает их незаконными и необоснованными. При подаче заявлений об утверждении схем расположения земельных участков для перераспределения земельного участка ею были соблюдены все условия и приложены все установленные законом документы, в результате перераспределения площадь образуемых земельных участков увеличивается не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков, т.е. требования земельного законодательства были соблюдены.

В нарушение пункта 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, Администрацией городского округа Саранск ей отказано на основании того, что первоначально перераспределяемые земельные участки входили в состав иного земельного участка, появились земельные участки с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м. и <...>, площадью <пл.> кв.м., в связи с чем, произошло намеренное уменьшение площадей земельных участков.

Указанное основание отказа законом не предусмотрено. Незаконными действиями административного ответчика нарушены её права, свободы и законные интересы в части перераспределения земельных участков, созданы препятствия к осуществлению её прав, свобод и реализации законных интересов как собственника земельных участков.

По данным основаниям административный истец просит суд признать незаконными действия Администрации городского округа Саранск, выразившиеся в отказах от 23 октября 2019 года №7586-ОГ и №7592-ОГ в утверждении схем расположения земельных участков с целью последующего перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м и <...>, площадью <пл.> кв.м и обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить схемы расположения земельных участков с целью последующего перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м и <...>, площадью <пл.> кв.м.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск – ФИО3 административные исковые требования не признала. Суду пояснила, что для обхода ограничений, которые предусмотрены Правилами землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Саранск от 06 мая 2016 года № 516, административным истцом было умышленно осуществлено уменьшение земельного участка путем его раздела. Считает, что имеет место заведомо недобросовестное осуществление ФИО1 гражданских прав для обхода норм Земельного кодекса Российской Федерации и Правил застройки и землепользования го Саранск для увеличения площади земельных участков путем перераспределения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица акционерного общества Техническая фирма «Ватт» - ФИО4, заинтересованное лицо ФИО7 просили вынести решение на усмотрение суда.

Заинтересованные лица - ФИО5, ФИО6 возразили относительно удовлетворения административного иска.

Заслушав объяснение участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственницей земельных участков с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства и <...>, площадью <пл.> кв.м, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.

Также ФИО8 является собственницей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

30 сентября 2019 года ФИО1 обратилась к Главе городского округа Саранск с заявлением, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем присоединения земельного участка площадью <пл.> кв.м, государственная собственность на который не разграничена, к земельному участку площадью <пл.> кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенного: <адрес>, принадлежащего ФИО1 на праве собственности. В указанном заявлении ФИО1 также просила считать вид разрешенного использования образуемого земельного участка - для индивидуального жилищного строительства (в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Саранск от 06 мая 2016 года № 516).

Кроме того, 30 сентября 2019 года ФИО1 обратилась к Главе городского округа Саранск также с заявлением, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем присоединения земельного участка площадью <пл.> кв.м, государственная собственность на который не разграничена, к земельному участку площадью <пл.> кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенного: <адрес>, принадлежащего ФИО1 на праве собственности. В заявлении ФИО1 также просит считать вид разрешенного использования образуемого земельного участка - для индивидуального жилищного строительства (в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Саранск от 06 мая 2016 года № 516).

Решением Администрации городского округа Саранска, выраженным в письме заместителя Главы городского округа Саранска – директора Департамента перспективного развития Администрации городского округа Саранск №7592-ОГ от 23 октября 2019 года, ФИО1 отказано в утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем присоединения земельного участка площадью <пл.> кв.м к земельному участку с кадастровым номером <...>, площадью <пл.> кв.м. Из указанного решения следует, что согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно пункту 1 статьи 10 ГК Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). На основании вышеизложенного Администрация городского округа Саранск не имеет правовых оснований принять решение о перераспределении земельного участка в связи с тем, что первоначально перераспределяемый земельный участок входил в состав земельного участка общей площадью <пл.> кв.м, вследствие раздела появился земельный участок с кадастровым номером <...>, в связи с чем произошло намеренное уменьшение площади земельного участка. Дополнительно ФИО1 сообщено, что запрашиваемый участок расположен в водоохраной зоне р.Тавла. Обращено внимание на то, что согласно Правил землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 06 мая 2016 года № 516 (с изменениями), вышеуказанный земельный участок расположен в зоне Ж1 (зона многоквартирной жилой застройки 5 и выше этажей), где вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» отсутствует в основном виде разрешенного использования и расположен в условно разрешенном виде использования.

Решением Администрации городского округа Саранска, выраженным в письме заместителя Главы городского округа Саранска – директора Департамента перспективного развития Администрации городского округа №7586-ОГ от 23 октября 2019 года, ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем присоединения земельного участка площадью <пл.> кв.м к земельному участку с кадастровым номером <...>, площадью <пл.> кв.м. Из указанного отказа следует, что согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно пункту 1 статьи 10 ГК Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). На основании вышеизложенного Администрация городского округа Саранск не имеет правовых оснований принять решение о перераспределении земельного участка в связи с тем, что первоначально перераспределяемый земельный участок входил в состав земельного участка общей площадью <пл.> кв.м, в следствии раздела, появился земельный участок с кадастровым номером <...>, в связи с чем произошло намеренно уменьшение площади земельного участка. Дополнительно ФИО1 сообщено, что запрашиваемый участок расположен в водоохраной зоне р.Тавла. Обращено внимание на то, что согласно Правил землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Саранск от 06 мая 2016 года № 516 (с изменениями) вышеуказанный земельный участок расположен в зоне Ж1 (зона многоквартирной жилой застройки 5 и выше этажей), где вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» отсутствует в основном виде разрешенного использования и расположен в условно разрешенном виде использования.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 36 Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 1, 4, 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

Согласно статье 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

В соответствии со статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;

4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;

5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.

Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно пункту 9 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории (пункт 9).

В силу пункта 10 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Таким образом, пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что ФИО1 обратилась в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схем расположения земельных участков в целях заключения соглашения о перераспределения земельных участков.

Как следует из письменных отказов Администрации городского округа Саранск, и объяснений представителя административного ответчика, ФИО1 отказано в утверждении схем расположения земельных участков со ссылкой на пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, по тому основанию, что первоначально перераспределяемые земельные участки входили в состав земельного участка общей площадью <пл.> кв.в., вследствие раздела появились земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...>, в связи с чем, произошло намеренное уменьшение площади земельного участка.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 также указала о том, что ФИО1 отказано в утверждении схем расположения земельных участков, поскольку в связи с ее преднамеренным уменьшением площади принадлежащего ей земельного участка, в ее действиях усмотрено недобросовестное осуществления ею гражданских прав. Пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что образование земельного участка не должно нарушать требования другого федерального закона, в данном случае нарушаются положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указание в решениях администрации на то обстоятельство, что земельный участок находится в водоохранной зоне, носит ознакомительный характер и не является основанием для отказа.

Между тем, такое основание для отказа (намеренное уменьшение площади земельного участка, как следствие этому злоупотребление правом) не предусмотрено нормами Земельного кодекса Российской Федерации, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, в смысле, придаваемом ему пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами).

Административный ответчик, в своих отказах, ссылаясь на пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекс Российской Федерации, не привел какого-либо обоснования для вывода о том, что схемы расположения земельных участков, предоставленные с заявлением об утверждение схем расположения земельных участков, разработаны с нарушением требований закона.

Разрешая административный спор суд, в силу критериев, вытекающих из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, должен оценивать оспариваемое решение уполномоченного органа с точки зрения его правомерности и обоснованности, чтобы в каждом конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения прав, гарантируемых статьей 36 Конституции Российской Федерации.

В обжалуемых отказах об утверждении схемы расположения земельных участков административный ответчик не сослался ни на одно из оснований, исчерпывающий перечень которых закреплен пунктом 9 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, что является нарушением пункта 10 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы административного ответчика о том, что в отказах правильно нет ссылки на положение статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку административный истец обращался только за услугой по утверждению схемы расположения земельного участка, а не о заключении соглашения о перераспределении, поскольку процедура перерапределения земельных участков происходит в два этапа, отклоняются судом.

ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков именно в целях заключения соглашения о перераспределении земельных участков, в порядке, предусмотренном главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации, что также подтверждается отказами администрации, где указано, что администрация не имеет правовых оснований принять решение именно о перераспределении земельного участка.

Исходя из положений статьи 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, принятие решения об утверждение схемы расположения земельного участка является основанием для заключения соглашения о перераспределении земельного участка.

В соответствии с пунктом 7 Административного регламента Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги "Выдача согласия на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности городского округа Саранск или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного постановлением Администрации г.о. Саранск от 12.01.2016 N 22, муниципальная услуга Администрации городского округа Саранск - выдача согласия на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности городского округа Саранск или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - муниципальная услуга).

Результатом предоставления муниципальной услуги являются:

- письмо Администрации о выдаче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

- распоряжение Заместителя Главы городского округа Саранск об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением надлежащим образом заверенной копии такой схемы при отсутствии утвержденных проектов межевания территорий;

- письмо Администрации с мотивированным отказом в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (далее - решение об отказе).

В указанном случае административный ответчик (при отсутствии утвержденного проекта межевания территории) мог принять одно из следующих решений: об утверждении схемы расположения земельного участка; об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В последующем, лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (пункт 11 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения (пункт 13 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 4, 5, 18 Административного регламента Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности городского округа Саранск или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного постановлением Администрации г.о. Саранск от 12.01.2016 N 23, муниципальная услуга Администрации городского округа Саранск "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности городского округа Саранск или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности" (далее по тексту - муниципальная услуга) предоставляется в 30-дневный срок со дня регистрации заявления за предоставлением услуги.

Результатом предоставления муниципальной услуги является:

- соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности городского округа Саранск или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности;

- мотивированный отказ в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков.

Для получения муниципальной услуги заявитель лично (либо через своего представителя, уполномоченного им на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации), или через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Мордовия или почтовую связь, представляет следующие документы: заявление о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности городского округа Саранск или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, указывающее на проведенный государственный кадастровый учет земельного(ых) участка(ов), который(е) образуе(ю)тся в результате такого перераспределения (по форме заявления согласно приложению 2 к регламенту).

Пункт 49 вышеназванного Административного регламента предусматривает, что в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов, специалист Комитета, ответственный за рассмотрение заявления, готовит и согласовывает в течение 10 дней со дня поступления заявления на рассмотрение мотивированный отказ за подписью заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - Директора Департамента перспективного развития в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с предложением устранить указанные несоответствия.

Таким образом, с учётом положений вышеназванных норм, исходя из того, что ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлениями об утверждение схем расположения земельных участков с целью заключения соглашения о перераспределении земельных участков, отказ администрации должен быть мотивирован и содержать основания для отказа, предусмотренные пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В возражениях на административное исковое заявление и при рассмотрении дела, представитель Администрация городского округа Саранск, помимо оснований, указанных в оспариваемых отказах указал более подробно и дополнительно основания для принятия оспариваемых решений, в том числе имеются ссылки на подпункт 4 пункта 7 статьи 39.27, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 39.28 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, на положения Водного кодекса Российской Федерации.

Между тем, суд дает оценку законности оспариваемых решениях, только по тем основаниям, которое указаны в данных решениях, а не иных, установленных судом оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения, которые были установлены при рассмотрении дела.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Суд считает, что в данном случае отказы Администрации городского округа Саранск об утверждении схем расположения земельных участков не соответствуют требованиям пунктов 9 и 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, что нарушает права административного истца, который должен быть проинформирован об основаниях принятого органом местного самоуправления решения и иметь возможность устранить допущенные нарушения, обращение административного истца в установленном порядке в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением, подлежащим рассмотрению с принятием соответствующего решения об удовлетворении заявления либо об отказе в удовлетворении заявления, не предполагает для органа местного самоуправления произвольного правоприменения, то есть необоснованного (немотивированного) отказа.

Кроме того, суд считает необходимым отметить о несостоятельности доводов Администрации городского округа Саранск о недобросовестном поведении административного истца.

Суд не усматривает в действиях ФИО1 злоупотребление правом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений презюмируется (пункт 3 статьи 10 ГК Российской Федерации).

По смыслу статьи 10 ГК Российской Федерации, добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующие ей. При этом установление злоупотребления правом одной из сторон влечет принятие мер, обеспечивающих защиту интересов добросовестной стороны от недобросовестного поведения другой стороны.

Статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе.

Раздел земельных участков предусмотрен статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

ФИО1 в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации произвела раздел принадлежащего ей земельного участка, в результате образовались земельные участки с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м. и <...>, площадью <пл.> кв.м. Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 06.05.2016 N 516, для малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство) и для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок) минимальные размеры земельных участков - 450 кв. м, максимальные - 1500 кв. м (кроме земельных участков, находящихся в территориальной зоне Ж 4.4 "Зона комплексного освоения в целях индивидуальной жилой застройки».

Земельным Кодексом Российской Федерации также предусмотрено перераспределение земельных участков.

Из указанного следует, что действия ФИО1 нельзя расценивать как недобросовестные, поскольку она действовала в пределах предоставленного ей Земельным кодексом Российской Федерации правом на перераспределение земельных участков.

Довод представителя административного ответчика о том, что ФИО1 выбран неверный способ защиты права, является несостоятельным.

Таким образом, совокупность предусмотренных статьей 227 КАС Российской Федерации условий для удовлетворения требования административного истца об оспаривании решений Администрации г.о.Саранск установлена в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, у суда имеются достаточные основания для признания данных актов незаконными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 227 КАС Российской Федерации, в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия в течение тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление административного истца ФИО9 по существу в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом избранный административным истцом способ восстановления нарушенного права - обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить схемы расположения земельных участков с целью последующего перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м и <...>, площадью <пл.> кв.м, в данном случае не применим, поскольку суд не может подменять собой орган местного самоуправления, который принимает решения об утверждении схем расположения земельного участка с целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административными истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Саранск о признании незаконными действий Администрации городского округа Саранск, выразившихся в отказах от 23 октября 2019 года № 7586-ОГ и № 7592-ОГ в утверждении схем расположения земельных участков с целью последующего перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м. и <...>, площадью <пл.> кв.м., и понуждении Администрации городского округа Саранск утвердить схемы расположения земельных участков с целью последующего перераспределения земельных участков удовлетворить.

Признать действия Администрации городского округа Саранск, выразившиеся в принятии решений от 23 октября 2019 года № 7586-ОГ и № 7592-ОГ об отказе ФИО1 в утверждении схем расположения земельных участков с целью последующего перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м. и <...>, площадью <пл.> кв.м. незаконными.

Обязать Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия в течение тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявления ФИО1 об утверждении схем расположения земельных участков с целью последующего перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <...>, площадью <пл.> кв.м. и <...>, площадью <пл.> кв.м., по существу в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

Административному ответчику Администрации городского округа Саранск необходимо сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Куринова

Мотивированное решение суда

составлено 17 февраля 2020 года.

Судья Л.Ю. Куринова