Дело № 2а-141/2023
24RS0009-01-2023-000150-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Революции улица, д.11
С.Большой Улуй, Красноярский край 29 августа 2023 года
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником председателя Большеулуйского районного суда Кинзуль Е.В., секретарём Доброхотовой С.Н.,
с участием истца Захаров А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Захаров А.А. к администрации Большеулуйского района Красноярского края о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Захаров А.А. обратился в суд с административным иском к администрации <адрес> о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№, возложении обязанности. Требования мотивированы следующим. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцу на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Участок расположен в территориальной зоне «Ж-1» Жилая усадебная застройка, на котором возможно строительство и реконструкция сооружений, в том числе жилых домов. В целях реконструкции принадлежащего ему жилого дома ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в администрацию <адрес> было направлено уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу поступило уведомление администрации <адрес>№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с наличием ограничений в отношении земельного участка в виде установления на земельном участке зоны подтопления, прилегающей к зоне затопления, а также в связи с наличием охранной зоны объектов электросетевого хозяйства. Порядок подачи и рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома регламентируется ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, форма уведомления утверждена Приказом Минстроя России от 19.09.2018 года № 591/пр. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Вывод администрации Большеулуйского района о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с наличием охранной зоны объектов электросетевого хозяйства противоречит, по мнению административного истца, указанным нормам, которые не содержат безусловного запрета на осуществление хозяйственной деятельности в таких зонах.
В соответствии с п.1 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещается строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод. При этом запрещено строительство, но не запрещена реконструкция объекта, которую намеревался выполнить административный истец. Кроме того, отнесение земельного участка к зоне затопления (подтопления) не устанавливает безусловного запрета на индивидуальное жилищное строительство или реконструкции, с учетом того, что именно собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, в том числе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации на водных объектах при их использовании. Из положений Водного кодекса Российской Федерации не следует, что защитные сооружения на момент подачи уведомления о планируемом строительстве или реконструкции уже должны быть возведены, в перечне документов, которые подлежат приложению к уведомлению, документов, подтверждающих наличие инженерной защиты от подтопления, не указаны. Административный истец просит признать незаконным, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации Большеулуйского района Красноярского края, возложить на администрацию Большеулуйского района обязанность в течение 7 рабочих дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление Захаров А.А. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Определением Большеулуйского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Енисейское территориальное управление Росрыболовства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Публичное акционерное общество «Россети Сибири».
Административный истец Захаров А.А. в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что он намеревался увеличить площадь принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, расположенного на принадлежащем ему земельном участке, при этом расширение площади предполагалось вдоль линии электропередач, от которой строение находится на расстоянии 6 метров, и вдоль береговой линии, что не может привести к приближению объекта строительства ни к линии электропередач, ни к береговой линии. Полагает, что планируемая реконструкция не нарушает действующего законодательства, не нарушает прав других лиц.
Представители административного ответчика администрации Большеулуйского района Красноярского края, заинтересованных лиц Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Енисейского территориального управления Росрыболовства, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Публичного акционерного общества «Россети Сибири» в судебное заседание не явились, административный истец и представитель ПАО «Россети Сибири» просили о рассмотрении административного дела в их отсутствие, другие заинтересованные лица о причинах своей неявки суд в известность не поставили, об отложении судебного разбирательства не просили. В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика и заинтересованных лиц.
В письменном отзыве на административный иск представитель административного ответчика указывает, что ДД.ММ.ГГГГ через Государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности Красноярского края в администрацию Большеулуйского района поступило уведомление Захаров А.А. о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. К уведомлению были приложены две выписки из ЕГРН на земельный участок, жилой дом, а также копия паспорта административного истца и схема планируемой реконструкции объекта. Схемой установлено, что административным истцом запланирована реконструкция жилого дома с увеличением площади с 26,4 до 100 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок по указанному адресу наложены ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании приказа об установлении зон затопления, подтопления территорий, прилегающих к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов как на иную зону с особыми условиями использования территории. По мнению администрации Большеулуйского района на спорном земельном участке запрещено проведение реконструкции жилого дома, так как реконструкция является одним из элементов строительства (л.д.19-20).
Заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, и соответствия содержания оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагаются на орган, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения либо совершивший оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец обжалует решение органа местного самоуправления, принятое ДД.ММ.ГГГГ. С настоящим административным иском в суд он обратился ДД.ММ.ГГГГ. Следует считать установленным, что срок обращения административного истца в суд с административным иском не пропущен.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Положениями пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что собственник имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использование с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность лица, осуществляющего строительство, осуществлять строительство капитального объекта, в том числе с учетом ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В настоящем судебном заседании установлено, что административный истец является собственником земельного участка и возведенного на нём жилого дома. В отношении земельного участка установлены ограничения в связи с его отнесением к зоне затопления и охранной зоне электросетевого хозяйства. Административный ответчик, намереваясь осуществить реконструкцию принадлежащего ему на праве собственности жилого дома в пределах территории принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, обратился к административному ответчику с соответствующим уведомлением по установленной форме, представив все необходимые документы, однако административным ответчиком было вынесено противоречащее действующему законодательству уведомление о несоответствии планируемой реконструкции установленным параметрам.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Как следует из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продавец Томашевич Е.В. продала, а покупатель Захаров А.А. купил дом с кадастровым номером № земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.138).,
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Захаров А.А. на основании договора купли-продажи дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48-49, 139-142).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий площадь <данные изъяты> относится к категории земель Земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, является собственностью Захаров А.А. на основании договора купли-продажи дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. В особых отметках содержится информация о наличии сведений об ограничениях права на объект, предусмотренных статьёй 56 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства РФ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» от ДД.ММ.ГГГГ№; ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, приказ об установлении зон затопления, подтопления территорий, прилегающих к <адрес> в д.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (л.д.13-16, 23-32).
Скриншотами из программы подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ через Государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности Красноярского края в администрацию Большеулуйского района поступило уведомление Захаров А.А. о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. К уведомлению были приложены две выписки из ЕГРН на земельный участок, жилой дом, а также копия паспорта административного истца и схема планируемой реконструкции объекта (л.д.33-50).
Согласно уведомлению администрации Большеулуйского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, направленного ДД.ММ.ГГГГ, Захаров А.А. уведомлён о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям:
ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, приказ об установлении зон затопления, подтопления территорий, прилегающих к <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов; ограничения определены ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации; реестровые номера границ: <данные изъяты>; вид объекта реестра границ: зона с особыми условиями использования территории; вид зоны по документу: зона затопления территорий, прилегающих к незарегулированной <адрес> в <адрес> (территории сильного, умеренного и слабого затопления); тип зоны: иная зона с особыми условиями использования территории;
ограничения прав, предусмотренные статьёй 56 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства РФ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» от ДД.ММ.ГГГГ№; содержание ограничения: охранная зона ВЛ 0,4кВ от ТП 96-4-7 в границах <адрес>; реестровый номер границы: <данные изъяты> (л.д.10-12, 21-22).
Согласно представленной административным истцом схемы планируемой реконструкции жилого дома расстояние от границ жилого дома после его реконструкции до границ принадлежащего истцу земельного участка в четырёх направлениях составляет 5 метров (в направлении линии электропередач), 18 метров, 73 метра (в направлении реки Чулым), 21 метр (л.д.45)
Пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципальных районов относится выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.
Оспариваемое административным истцом уведомление вынесено уполномоченным органом.
Административным ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке допускается строительство жилых домов, равно как и не оспаривается соблюдение административным истцом процедуры обращения с уведомлением о планируемой реконструкции объекта капитального строительства, достаточности представленных административным истцом документов для разрешения поставленных в уведомлении вопросов, указанные обстоятельства подтверждены перечисленными выше документами.
Рассмотрение судом дела в соответствии с требованиями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предполагает необходимость проверки законности обжалуемого решения органа власти именно по тем основаниям, которые в нем указаны.
В соответствии с положениями ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи (п.1). Уведомление о планируемом строительстве, в том числе с приложением к нему предусмотренных частью 3 настоящей статьи документов, наряду со способами, предусмотренными частями 1 и 1.1 настоящей статьи, может быть подано: 1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг (за исключением случаев, если уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом является федеральный орган исполнительной власти в сфере государственной охраны); 2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности (ч.1.2). Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч.2). К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; 3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи (ч.3). Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ч.7). Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (ч.10). В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
В соответствии со ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (ч.1). Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) утратил силу; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами (ч.2). Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (ч.3). Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок (ч.4). Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч.6).
Затопление и подтопление, согласно пункту 16 статьи 1, части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты, в целях предотвращения такого воздействия, ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом принимаются меры по обеспечению инженерной защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Ограничения использования земельных участков, расположенных в зонах затопления и подтопления, изложены в статье 67 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещаются строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Согласно ч.4 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.
Из анализа нормы ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что строительство на земельном участке, принадлежащем административному истцу, разрешено при соблюдении требований инженерной защиты объекта от затопления, подтопления. Из буквального содержания указанных норм права, изложенных в статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, не следует, что защитные сооружения на момент уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства уже должны быть возведены.
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в части 1 данной статьи, и прикладывает документы, поименованные в части 3.
Положения частей 1 - 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие требования к форме, содержанию уведомления о планируемом строительстве, перечню необходимых документов, не содержат обязанности заявителя представлять документы, касающиеся соблюдения требований инженерной защиты в соответствии с положениями пункта 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Более того, предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления), возможно в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения жилого дома, в том числе собственником земельного участка.
С учетом того, что в зонах затопления запрет на строительство индивидуальных жилых домов федеральным законодательством, на нормы которого сослался административный ответчик в уведомлении, не предусмотрен, а напротив предусмотрена возможность такого строительства при соблюдении требований инженерной защиты (специальных защитных мероприятий), уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства является незаконным и необоснованным, нарушает права административного истца - собственника земельного участка в населенном пункте, предназначенного для личного подсобного хозяйства, предусматривающего по целевому назначению возможность строительства индивидуального жилого дома.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Правительство Российской Федерации постановлением от 24 февраля 2009 года № 160 утвердило Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (пункты 1 и 3 Правил).
Пунктом 2 Правил определено, что в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В силу пункта "а" Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160, для ЛЭП напряжением до 1 кВ охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны ЛЭП на 2 метра от крайних проводов при неотклоненном их положении.
Из представленных административным истцом в числе приложенных к уведомлению документов очевидным являлся тот факт, что расстояние от границы жилого дома после его реконструкции до линии электропередач составляет более 5 метров.
Согласно справке ПАО «Россети Сибири» от ДД.ММ.ГГГГ, она дана Захаров А.А. в том, что земельный участок с кадастровым номером № и находящийся на данном участке жилой дом с кадастровым номером №, находится в 6,6 метрах от ВЛ-0,4кВ Л-1 ТП 96-4-7 и не попадает в охранную зону ВЛ-04кВ (которая составляет 2 метра). Ограничений (обременений) прав собственника к пользованию земельным участком филиалом ПАО «Россети Сибири» - «Красноярскэнерго» не установлено.
Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что не весь, а лишь часть спорного земельного участка (реестровый номер границы <данные изъяты>) площадью <данные изъяты> с учетным номером № расположена в охранной зоне ВЛ 0,4кВ (л.д.29 обратная сторона), что объективно подтверждает доводы административного истца о том, что имеющееся на земельном участке строение, в том числе после планируемой реконструкции, не попадает в охранную зону воздушной линии электропередач.
Закрытый перечень оснований для направления застройщику уведомления приведен в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ.
Ссылок на конкретные положения части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, явившиеся основанием для направления оспариваемого уведомления о несоответствии, в уведомлении не приведены, судом такие основания не установлены.
Доказательства наличия ограничений, препятствующих размещению объекта, указанного в уведомлении об изменении параметров планируемой реконструкции (в том числе как элемента строительства) от 16 мая 2023 года, административные ответчики суду не представили вопреки положениям статьи 62, частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом распределения бремени доказывания.
С учетом изложенного уведомление о планируемом строительстве подано административным истцом с соблюдением требований, изложенных в частях 1 - 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства принято административным ответчиком с нарушением положений статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что препятствует административному истцу в использовании земельного участка по целевому назначению, нарушает его право свободно распоряжаться своей собственностью. Административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
административный иск Захаров А.А., удовлетворить.
Признать незаконным, нарушающим права Захаров А.А. уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации Большеулуйского района Красноярского края о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Администрации Большеулуйского района Красноярского края в течение 7 рабочих дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление Захаров А.А. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, направленного ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 08.09.2023 года.
Судья: