ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1422/19 от 27.08.2019 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Краснокамск

Краснокамский городской суд Пермского края,

в составе председательствующего судьи Добрыдневой Т.С.,

при секретаре Чикишевой О.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации города Краснокамска к судебному приставу - исполнителю отдела судебных приставов по г. Краснокамску Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов в Пермском крае, об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Администрация города Краснокамска обратилась в суд с административным иском к административному ответчику, с требованием об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., вынесенного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству

В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по неисполнению исполнительного листа, выданного Краснокамским городским судом Пермского края по делу , предмет исполнения: обязать администрацию Краснокамского муниципального района выделить Управлению системой образования Краснокамского муниципального района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу денежные средства для финансирования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» для выполнения мероприятий по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, а именно: установки забора по периметру территории образовательной организации «Детский сад №41», расположенной по адресу: <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена должника с администрации Краснокамского муниципального района на администрацию города Краснокамска.

Исполнительное производство окончено фактическим исполнением ДД.ММ.ГГГГ. С постановлением о взыскании исполнительского сбора не согласны, поскольку в действиях администрации по исполнению исполнительного документа за пределами срока, установленного для добровольного исполнения, отсутствует вина, администрацией были приняты все зависящие от нее меры по исполнению содержащегося в исполнительном документе требования.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление ФССП по Пермскому краю.

Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивал.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО2, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Управление ФССП по Пермскому краю о месте и времени рассмотрения дела извещено судом, представителя в судебное заседание не направило.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства , суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 13 части 1 статьи 64, статья 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также Методическими рекомендациями о порядке взыскания исполнительского сбора, закрепленными в Письме Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 08.07.2014 № 0001/16, утвержденном Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 07.06.2014. Исходя из положений частей 1, 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», пункта 2.1 Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор в случае неисполнения в установленный срок в добровольном порядке требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Аналогичные положения закреплены в абзацах 7, 8 пункта 4.4 Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

Решением Краснокамского городского суда Пермского края по делу от ДД.ММ.ГГГГ. постановлено: «Обязать администрацию Краснокамского муниципального района выделить Управлению системой образования Краснокамского муниципального района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу денежные средства для финансирования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» для выполнения мероприятий по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, а именно: установки забора по периметру территории образовательной организации «Детский сад №41», расположенной по адресу: <адрес>».

Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Краснокамского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ администрации Краснокамского муниципального района Пермского края предоставлена отсрочка исполнения решения Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем отдела судебных приставов по г. Краснокамску Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО3 возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации Краснокамского муниципального района, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований. Данное постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена должника с администрации Краснокамского муниципального района на администрацию города Краснокамска, поскольку пунктом 4 Решения Краснокамской городской Думы Пермского края 1 созыва от 06.12.2018 года № 81 «Об учреждении администрации города Краснокамска и утверждении Положения об администрации г. Краснокамска» установлено, что с 01 января 2019 г. администрация города Краснокамска определена правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами следующих органов местного самоуправления Краснокамского муниципального района, Краснокамского городского поселения, Оверятского городского поселения, майского сельского поселения, Стряпунинского сельского поселения.

ДД.ММ.ГГГГ г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Краснокамску УФССП России по Пермскому краю ФИО2 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации города Краснокамска в размере 50 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ г. исполнительное производство окончено, поскольку требования исполнительного документа выполнены в полном объёме.

В соответствии с Законом Пермского края от 28.05.2018 года № 234-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Краснокамского муниципального района, путем объединения с Краснокамским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Краснокамского городского поселения в Краснокамский городской округ» (п.1 ст. 3) органы местного самоуправления Краснокамского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Майского сельского поселения, Оверятского городского поселения, Стряпунинского сельского поселения и Краснокамского муниципального района в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Согласно письму Управления системой образования Администрации города Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ, в 2018 году был произведен частичный ремонт ограждения в МАОУ «СОШ №5» СП «Детский сад№41», согласно договору с ИП ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ. Всего было выделено 600 тыс. рублей, из них краевых средств 450 тыс. рублей, 150 тыс. рублей – местный бюджет. В 2019 году в рамках муниципальной программы «Развитие Краснокамского городского округа на 2019-2021 годы» на ремонт ограждения выделены средства на сумму 1050,818 тыс. руб., из них 262,70450 тыс. руб.- муниципальный бюджет, 788,11350 тыс. руб. – краевые средства.

Финансовое обеспечение деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» осуществляется за счет средств бюджета Краснокамского городского округа.

В соответствии с п.4 Раздела 14 Положения о бюджетном процессе в Краснокамском городском округе, утверждённого Решением Краснокамской городской Думы от 24.10.2018 № 29, администрация города Краснокамска обеспечивает составление проекта бюджета Краснокамского городского округа и вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение Краснокамской городской Думе; вносит на рассмотрение Краснокамской городской Думе проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете Краснокамского городского округа на текущий финансовый год и плановый период. Аналогичные положения содержались в Положении о бюджетном процессе в Краснокамском муниципальном районе от 01.02.2011, в отношении администрации района.

Решением Краснокамкой городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утвержден бюджет Краснокамского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Постановлением Администрации города Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена программа «Развитие Краснокамского городского округа на 2019-2021 годы», в указанную программу ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, предусматривающие мероприятия по ремонту МАОУ «СОШ№5» СП «Детский сад №41», их финансовое обеспечение за счет средств бюджета Краснокамского городского округа, бюджета Пермского края.

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из сводной бюджетной росписи на 2018, 2019 гг., согласно которым в 2018 году выделены субсидии бюджету муниципального района на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в размере из бюджета края 420 000 рублей, муниципальные средства составили 150 000 рублей; в 2019 году субсидии на софинансирование муниципальных программ составили 4114444 рублей, за счет средств местного бюджета 1028611,00 рублей, за счет средств краевого бюджета 3085833,00 рублей.

С учетом изложенного, должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, представил достаточные доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда, виновное противоправное бездействие должника отсутствовало, при этом у администрации города Краснокамска иные организационно-правовые механизмы исполнения судебного решения не имелись.

В настоящий момент правопреемником администрации Краснокамского муниципального района является администрация города Краснокамска. Суд считает, что вина должника в неисполнении решения суда отсутствует, поэтому считает возможным освободить администрацию города Краснокамска от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству поскольку решение суда исполнено в полном объеме, при этом, истцом доказано отсутствие вины в нарушении установленного срока для исполнения судебного решения.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 228 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление администрации города Краснокамска к судебному приставу - исполнителю отдела судебных приставов по г. Краснокамску Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов в Пермском крае, об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию города Краснокамска от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого постановлением от ДД.ММ.ГГГГ г. по исполнительному производству

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Добрыднева Т.С.