Дело № 2а-1422/2021
УИД 18RS0001-02-2021-000764-50
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2021 года гор. Ижевск, УР
Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Мифтахутдиновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Главному управлению Архитектуры и Градостроительства Администрации города Ижевска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопущении размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем земельном участке,
У с т а н о в и л:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к ответчику – Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска (далее – ответчик, ГУАиГ) о признании незаконным уведомления ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче ФИО1 разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> и о возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>. В обоснование исковых требований истец указал следующие обстоятельства. Административный истец является собственником указанного земельного участка. В марте 2021 года он обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по указанному адресу. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу было отказано в выдаче разрешения в силу следующих причин: в указанной зоне строительство объекта ИЖС не предусмотрено. Административный истец, ссылаясь на положения ст. ст. 7, 40, 42, 56 Земельного Кодекса, ст. 209,260,304 ГК РФ, ст. 218 КАС РФ, указывает, что действиями ответчика нарушены его права как собственника земельного участка, а именно, нарушено его право пользования земельным участком по его усмотрению, нарушаются его права на улучшение жилищных условий. Также указывает, что земельный участок имеет вид разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, сами по себе правила землепользования и застройки противоречат действующему законодательству РФ. В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ФЗ № 256 часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50% размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства на основании: 1) сведений о зарегистрированном в ЕГРН и принадлежащем лицу, получившим сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства (п.1.1). Истец полагает, что вышеуказанные положения противоречат положениям Правил землепользования и застройки города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила) в части установленного ими градостроительного регламента. При коллизии двух нормативно правовых актов правоотношения регулируются в соответствии с актом обладающим большей юридической силой. Таким образом, оспариваемое уведомление ответчика нарушает установленное ст. 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право истца на использование средств материнского (семейного) капитала путем строительства жилого дома на принадлежащем ему земельном участке.
В ходе рассмотрения дела истцом исковые требования были уточнены в порядке ст. 46 КАС РФ, с учетом уточнения истец просил признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопущении размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, обязать административного ответчика выдать истцу разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель адвокат Валиев З.Г., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали, суду пояснили, что каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участке истца в установленном законном порядке не зарегистрировано, о чем указано в свидетельстве истца о праве собственности на земельный участок, в ЕГРН указан вид разрешенного использования: ведение дачного хозяйства с правом возведения жилого строения (жилого дома) и хозяйственных строений и сооружений, уведомление ответчика нарушает право истца на использование средств материнского капитала на строительство жилого дома в соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», нормативно-правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать действующему законодательству, Правила землепользования и застройки противоречат указанному закону в части установленного градостроительного регламента, оспаривание которого не требуется, так как, полагали, что при коллизии двух нормативно правовых актов суд обязан применить положения акта, обладающего большей юридической силой, в том числе, как принятого позднее чем Правила.
Представитель административного ответчика ГУАиГ города Ижевска в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской об извещении дела и размещенной информацией на сайте суда в сети интернет. Участвуя в судебном заседании 19 апреля 2021 года, представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представил письменный отзыв, согласно которому земельный участок входит в зону садоводства, строительство или реконструкция объектов индивидуально-жилищного строительства в указанной зоне не предусмотрено.
Суд, выслушав доводы истца и его представителя, изучив и исследовав материалы административного дела, в том числе, отзыв ответчика на исковое заявление истца, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ - гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 КАС РФ - если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления о внесении в ЕГРН сведений по заявлению заинтересованного лица об адресе, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которой следует, что земельный участок отнесен к категории земель- земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: ведение дачного хозяйства с правом возведения жилого строения (жилого дома) и хозяйственных строений и сооружений.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007 года за номером 344, установлен градостроительный регламент территориальной зоны СЗ-2 (зона садоводства и дачных участков. Цель выделения: вновь осваиваемых территорий садоводств и дачных участков с формированием их на основе зон рекреационного типа для комфортного проживания, обеспеченных необходимой инфраструктурой), в которой находится земельный участок административного истца.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУАиГ Администрации города Ижевска сообщило ФИО1 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства расположенного на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (кадастровый №) по основаниям, указанным в п. 2 ч.10 ст.51.1 ГрК РФ: «Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными Решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007 года № 344 (в ред. 8.02.2021 года № 112-р) №-р) установлен градостроительный регламент, согласно которому земельный участок расположен в территориальной зоне СЗ-2 – Зона вновь осваиваемых территорий садоводства и дачных участков. Строительство объектов индивидуального жилищного строительства на земельном участке с данным видом использования не предусмотрены».
Полагая, что отказ является незаконным, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики с вышеназванным административным иском, то есть с соблюдением сроков, установленных ст. 219 КАС РФ.
Как следует из положений части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязывающих застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 10 статьи 51.1 названного Кодекса определено, что уведомление о несоответствии может быть направлено, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно пункту 2.7 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска», утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 06 июня 2006 года № 121, направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном на территории городского округа, и внесение в них изменений, отнесено к полномочиям ГУАиГ Администрации г. Ижевска.
Таким образом, оспариваемый ненормативный акт вынесен уполномоченным лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник может возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и др.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (абз.3 п.2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения закреплены в статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Анализ приведенных положений указывает на то, что в каждом конкретном случае при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение градостроительного регламента территориальной зоны, в которой он находится.
В статье 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплены следующие положения: предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 1); строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (часть 2); садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (часть 3); в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (часть 4).
Градостроительные регламенты не являются ограничением прав собственников земельных участков в смысле статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку градостроительное законодательство устанавливает специальный порядок их установления и введения в действие – путем утверждения Правил землепользования и застройки в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007 года № 344 утверждены Правила землепользования и застройки города Ижевска.
Из преамбулы Правил землепользования и застройки города Ижевска следует, что Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории города Ижевска - разделения на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Сведений об обжаловании, признании незаконным ненормативного правового акта об утверждении указанного градостроительного плана земельного участка, материалы дела не содержат.
В соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами застройки установлены территориальные зоны с учетом: 1) определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации видов территориальных зон; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом города Ижевска; 3) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 4) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории города Ижевска; 5) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (часть 1 статьи 4 Правил землепользования и застройки города Ижевска).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, земельный участок, на котором ФИО1 планирует строительство жилого дома, расположен в территориальной зоне СЗ-2 – Зона вновь осваиваемых территорий садоводства и дачных участков. Установлен градостроительный регламент.
В соответствии с пунктом 25 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Ижевска целью выделения Зоны садоводств и дачных участков является: развитие существующих (С3-1) и вновь осваиваемых (С3-2) территорий садоводств и дачных участков с формированием их на основе зон рекреационного типа для комфортного проживания, обеспеченных необходимой инфраструктурой.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом статьи 9 Правил землепользования и застройки города Ижевска, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования недвижимости; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Правилами землепользования и застройки города Ижевска такой вид разрешенного использования как «строительство или реконструкция индивидуального жилого дома» в территориальной зоне СЗ-2, не предусмотрен.
Анализ приведенных положений указывает на то, что в каждом конкретном случае при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка.
Таким образом, установленное территориальное зонирование в функциональной зоне не ограничивает использование административным истцом земельного участка по назначению под существующий индивидуальный жилой дом.
Однако в силу пункта 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция и расширение существующего объекта капитального строительства, а также строительство нового объекта на данном земельном участке может быть осуществлена только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения, в форме уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Относительно утверждений административного истца о том, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об отнесении принадлежащего административному истцу земельного участка к функциональной зоне, где размещение объектов индивидуального жилищного строительства возможно в условно разрешенных видах использования (в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ижевска новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов в территориальной зоне СЗ-2 не предусмотрены ни в основных, ни в условно-разрешенных видах использования), то они не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения ответчика, поскольку указанная функциональная зона территории отображена в графических материалах Правил землепользования и застройки города Ижевска и данные сведения являются общедоступными.
Несогласие административного истца с указанным фактом не исключает для него возможности оспорить в данной части Правила землепользования и застройки в порядке, предусмотренном статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд также отклоняет доводы административного истца о нарушении оспариваемым уведомлением его прав, установленных ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно ст. 10 указанного закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:
1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения;
2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат (ч.1)
Согласно ч.1.1 закона часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства на основании:
1) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства; 2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге), либо копии уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, направленного указанным лицом или его супругом (супругой) в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления;
3) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции.
Из анализа положений действующего законодательства следует, что в силу положений указанного закона средства материнского капитала могут быть использованы на строительство (реконструкцию) жилого дома на земельном участке, предназначенном для этого исходя из территориальной зоны и видов разрешенного использования, установленного градостроительными регламентами. Таким образом, судом не усматривается никаких коллизий между нормативными актами, регламентирующим право граждан на использование средств материнского (семейного) капитала и осуществлением строительства объектов индивидуального жилищного строительства в соответствии с градостроительными регламентами территорий.
При таких обстоятельствах, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> является обоснованным, соответствующим действующему законодательству, принятым полномочным должностным лицом – Начальником ГУАиГ Администрации города Ижевска – ФИО3 в пределах компетенции органа.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что решение об удовлетворении полностью или в части требований административного истца о признании оспариваемого решения незаконным возможно при наличии совокупности двух условий: при несоответствии этого решения нормативным правовым актам, а также при нарушении им прав, свобод и законных интересов административного истца.
При рассмотрении административного дела судом совокупность данных условий не подтвердилась, поэтому требования административного истца суд оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к Главному управлению Архитектуры и Градостроительства Администрации города Ижевска о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопущении размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28 мая 2021 года.
Судья Л.В. Москалева