ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1423/19 от 13.05.2019 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2019 года г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Намазбаевой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело № 2а-1423/2019 по административному исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к службе природопользования и охраны окружающей среды о признании бездействия по предоставлению в орган государственного кадастрового учета необходимых сведений для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что ими в рамках проверки исполнения федерального законодательства установлено, что постановлением Правительства Астраханской области от 18 июля 2018г. №292-П создана природная заповедная территория «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области». Однако в нарушение закона в течение пяти дней с момента вступления постановления в законную силу и в последующем, административный ответчик в орган регистрации не направил подготовленные в электронной форме графические описания местоположения границ указанной особо охраняемой природной территории и перечень координат характерных точек границ. Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов, а также нарушение режима особо охраняемой природной территории. В связи с этим они были вынуждены обратиться в суд и просят признать бездействие службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по предоставлению в орган государственного кадастрового учета необходимых сведений для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории природная заповедная территория «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области» незаконным, обязать административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу подготовить в электронной форме графическое описание местоположения границ указанной особо охраняемой природной территории и предоставить в орган государственного кадастрового учета необходимые сведения для постановки её границ на государственный кадастровый учет.

В судебном заседании представитель административного истца Айриян М.К. заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном иске, просил удовлетворить.

Представитель службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Тажиева Г.И. заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к выводу об отказе удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с требованиями части 1 и пункта 1 части 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий.

При этом, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (часть 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом, может устанавливаться такое ограничение прав на землю, как особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.

Частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В настоящее время таким федеральным законом является Федеральный закон от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статье 7 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий.

Статьей 32 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что постановлением Правительства Астраханской области от 18 июля 2018г. №292-П, вступившего в силу с 6 августа 2018г. создана природная заповедная территория «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области» общей площадью 61,91 га.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

В соответствии с приведенными требованиями закона 23 августа 2018г. в сети Интернет на специализированном сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе. При этом объектом закупки являлось выполнение комплекса землеустроительных работ по уточнению площади, определению местоположения границ особо охраняемой природной территории (далее ООПТ) регионального значения природной заповедной территории «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области» и внесение сведений о границах особо охраняемых природных территорий в Единый государственный реестр недвижимости.

По результатам проведения аукциона 14 сентября 2018г. между службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и ООО Агентство недвижимости «ГеоКомплекс» заключен государственный контракт №0125500000218000291-0043364-01 со сроком выполнения всего комплекса работ до 30 ноября 2018г.

Однако, согласно представленным документам и пояснениям представителя ответчика, обязательства и условия государственного контракта от 14 сентября 2018г. подрядчиком на 4 декабря 2018г. не были исполнены, в связи с чем в адрес последнего была направлена претензия, а в последующем (24 декабря 2018г.) принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.

Также судом установлено, что административным ответчиком через Агентство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области 24 апреля 2019г. на официальном сайте в сети Интернет размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплекса работ по уточнению площади, определению местоположения границ объектов землеустройства – границ ООПТ регионального значения Астраханской области и внесение сведений о границах ООПТ в Единый государственный реестр, в том числе и в отношении границ природной заповедной территории «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области». Срок подачи заявок установлен до 24 мая 2019г.

При этом в проекте государственного контракта предусмотрен срок выполнения всего комплекса работ до 31 октября 2019г.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административный ответчик незаконного бездействия по постановке на государственный кадастровый учет границ природной заповедной территории «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области» не допускал и с момента образования этой ООПТ предпринимал и предпринимает все зависящие от него действия по выполнению указанной обязанности.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований о признании бездействия службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по предоставлению в орган государственного кадастрового учета необходимых сведений для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории природная заповедная территория «Зимовальные ямы на территории Камызякского, Икрянинского и Володарского районов Астраханской области» незаконным не имеется и в иске следует отказать.

Также не имеется оснований для возложения на административного ответчика обязанности по подготовке в электронной форме графического описания местоположения границ указанной особо охраняемой природной территории и предоставлении в орган государственного кадастрового учета необходимых сведений для постановки её границ на государственный кадастровый учет, поскольку все необходимые мероприятия для выполнения указанных работ, предусмотренные действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ, службой уже проводятся.

Учитывая изложенное и приведенные правовые нормы, в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области о признании бездействия по предоставлению в орган государственного кадастрового учета необходимых сведений для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен 17 мая 2019г.

Судья: