УИД 38RS0032-01-2022-000830-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2022 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Васюниной Н.М., при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,
с участием представителей административного истца Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области ФИО1, ФИО2, административных ответчиков главного специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО3, представляющего свои интересы и интересы ГУ МЧС России по Иркутской области, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1423/2022 по административному исковому заявлению Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области к Главному управлению МЧС России по Иркутской области, начальнику ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО5, начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО4 , главному специалисту отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО3 о признании актов, предписаний, распоряжений, решений, бездействий незаконным, обязании устранить нарушение прав,
установил:
в обоснование административного искового заявления указано, что ГУ МЧС России по Иркутской области и его должностными лицами ФИО5, ФИО4, ФИО3 в отношении ГУФСИН России по Иркутской области вынесен ряд незаконных решений, действий (бездействий). По итогам плановой проверки ГУ МЧС на 2018 год органом государственного контроля вынесены акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ о выявленных нарушениях, в том числе о необеспечении укрытия сотрудников/работников организаций, находящихся в сфере ведения ГУФСИН России по Иркутской области в защитных сооружениях гражданской обороны (укрытиях, а для организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне – убежищах), о внесении различных изменений в план гражданской обороны, предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны о необеспечении укрытия сотрудников/работников организаций, находящихся в сфере ведения ГУФСИН России по Иркутской области в защитных сооружениях гражданской обороны в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ№ назначено проведение внеплановой проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области с целью установления исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ№. По итогам проверки вынесены акт от ДД.ММ.ГГГГ№ и предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком исполнения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, при этом ГУФСИН России по Иркутской области с актом и предписанием от ДД.ММ.ГГГГ не ознакомлены. В связи с чем, ссылаясь на ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ), полагает данные акт и предписание подлежащими отмене.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ назначено проведение внеплановой выездной проверки ГУФСИН России по Иркутской области с целью контроля исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом распоряжение, в нарушение ч. 21 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, вынесено до окончания срока устранения нарушений (ДД.ММ.ГГГГ). Более того, распоряжение вынесено до ознакомления административного истца с актом и предписанием от ДД.ММ.ГГГГ№. С указанными документами ГУФСИН России по Иркутской области ознакомлено только в мае ДД.ММ.ГГГГ года при рассмотрении дела об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности ГУФСИН России по Иркутской области по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ получено сотрудником ГУФСИН России ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за 4 дня до окончания срока исполнения предписания. Решением Куйбышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ суд отказал в удовлетворении требования ГУ МЧС о привлечении ГУФСИН России по Иркутской области за нарушения, указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ и предписании от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изложенным административный истец указывает на то, что акт и предписание от ДД.ММ.ГГГГ решением Куйбышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными. Ссылается на то, что, не выполнив обязанность по ознакомлению ГУФСИН России с актом и предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, ГУФСИН России утратило полномочия для внеплановой проверки Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№. Следовательно, акт и предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ также являются незаконными.
Более того, после признания результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля и (надзора) недействительными, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры. Однако решением ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ вновь назначена внеплановая проверка с целью установления устранения выявленных нарушений, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ№, по результатам которой вынесены акт и предписание от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что решение от ДД.ММ.ГГГГ№ вынесено с нарушением п. 5 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, а также без согласования с органами прокуратуры. Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ГУФСИН России по Иркутской области производство по указанному делу прекращено. Суд в рамках указанного дела пришел к выводу, что вина ГУФСИН России по Иркутской области в невыполнении в установленный срок п. 1 предписания ГУ МЧС России по Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ не доказана и указанное предписание в этой части является незаконным и необоснованным. Поскольку судами ранее вынесенные акты и предписания признаны незаконными, соответственно акт и предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ постановлением мирового судьи не признаны законными в силу чего подлежат отмене.
Ссылается на то, что о незаконности требования ГУ МЧС устранения нарушения, выразившегося в необеспечении укрытия сотрудников/работников организаций, находящихся в сфере ведения ГУФСИН России по Иркутской области в защитных сооружениях гражданской обороны (укрытиях, а для организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне – убежищах) свидетельствует и то, что не определен период применения (времени) требования МЧС, которое не соблюдено ГУФСИН. В настоящее время план гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ в период внеплановых проверок, по итогам которых вынесены предписания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании прямого требования пункта 2 приказа МЧС России от 27.03.2020 № 216-дсп «Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)».
В связи с чем ГУФСИН России по Иркутской области разработано 2 плана: на военное (мобилизации) время, согласован с ГУ МЧС ДД.ММ.ГГГГ и на мирное время, который согласован ДД.ММ.ГГГГ. При этом учреждения ГУФСИН, не отнесенные к категории по гражданской обороне, включены в планы муниципальных образований. Обращает внимание, что ГУФСИН не субъект обеспечения защитными помещениями и подчиненные ГУФСИН учреждения, ГУФСИН не имеет в своих планах требования о защитных сооружениях с категорией ГО. Кроме того, в плане ГО от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что убежища будут установлены (построены) на территории соответствующих учреждений ГУФСИН в виде убежищ быстровозводимых. Ссылается на то, что согласно реализации основ государственной политики РФ в области ГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (п. 9) оптимизация, реконструкция и строительство (при необходимости) защитных сооружений ГО (укрытия, убежища, ПРУ) запланирован срок исполнения до 2030 года.
Полагая оспариваемы решения незаконными, указывает на то, что такие решения могут быть отменены вышестоящим контрольным (надзорным) органом, в данном случае ГУ МЧС России по Иркутской области. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ГУФСИН России направило в адрес ГУ МЧС России по Иркутской области письмо о том, что, поскольку акт и предписание от ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца не были направлены, акт и предписание от ДД.ММ.ГГГГ являются нелегитимными, а также вследствие принятия нового плана ГО, согласованного ДД.ММ.ГГГГ. Просили в период внеплановой выездной проверки по решению от ДД.ММ.ГГГГ№ снять нарушение, установленное в акте и предписании от ДД.ММ.ГГГГ№ и акте и предписании от ДД.ММ.ГГГГ№. Однако ответ на указанное письмо до настоящего времени не поступил.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУ МЧС России по Иркутской области направлена жалоба, в ответе на которую указано на отказ в её рассмотрении. Полагает, что в данном случае начальник ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО5 при явных нарушениях законодательства сотрудниками ГУ МЧС не применил полномочия по отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, акта и предписания от этой же даты и номера, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№, акта и предписания от этой же даты, решения от ДД.ММ.ГГГГ№, акта и предписания от этой же даты. Кроме того, ответ дан с нарушением пятидневного срока.
На основании изложенного, с учетом уточненных административных исковых заявлений, ГУФСИН России по Иркутской области просит суд:
1. признать незаконными акт проверки ДД.ММ.ГГГГ№ и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
2. признать незаконным распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области с целью: контроля исполнения ранее выданного предписания устранения нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
3. признать незаконным акт проверки ДД.ММ.ГГГГ№ и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
4. признать незаконным решение о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области: истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований (истечение срока устранения предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
5. признать незаконным акт выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
6. признать незаконным решение начальника ГУ МЧС России по Иркутской области об отказе в рассмотрении жалобы ГУФСИН России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № В№
7. признать незаконным бездействие ГУ МЧС России по Иркутской области об оставлении без ответа обращения ГУФСИН России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о ненаправлении акта и предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ своевременно в адрес ГУФСИН России по Иркутской области для исполнения;
8. обязать ГУ МЧС России по Иркутской области отменить:
- акт проверки ДД.ММ.ГГГГ№ и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
- распоряжение (приказ) от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
- акт проверки ДД.ММ.ГГГГ№ и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
- решение о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
- акт выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
- решение начальника ГУ МЧС России по Иркутской области об отказе в рассмотрении жалобы ГУФСИН России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № №;
9. обязать ГУ МЧС России по иркутской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод ГУФСИН России по Иркутской области путем направления ответа в ГУФСИН России по Иркутской области на обращение от ДД.ММ.ГГГГ№ о снятии нарушения, указанное ГУ МЧС России по Иркутской области в акте и предписании от ДД.ММ.ГГГГ№ и акте и предписании от ДД.ММ.ГГГГ№.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление в части:
1. признания незаконными акт проверки ДД.ММ.ГГГГ№ и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
2. признания незаконным распоряжения (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области с целью: контроля исполнения ранее выданного предписания устранения нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
3. признания незаконным акт проверки ДД.ММ.ГГГГ№ и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
4. признания незаконным решения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области о проведении проверки в отношении ГУФСИН России по Иркутской области: истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований (истечение срока устранения предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
5. возложении обязанности по отмене:
- акта проверки ДД.ММ.ГГГГ№ и предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
- распоряжения (приказа) от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
- акта проверки ДД.ММ.ГГГГ№ и предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области;
- решения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ МЧС России по Иркутской области - оставлено без рассмотрения.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 поддержали заявленные требования, настаивали на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Иркутской области, административный ответчик ФИО3, административный ответчик ФИО4 в судебном заседании требования не признали, по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве.
Иные, участвующие в деле лица, в судебном заседании отсутствуют, уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В целях Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть, в том числе истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона
Согласно п. 1 ст. 87 Федерального закона № 248-ФЗ к результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (п. 2 ст. 87).
В пункте 1 части 2 статьи 90 указанного федерального закона предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
В соответствии с п. 4 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 1007, органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации (далее соответственно - органы, осуществляющие федеральный государственный надзор, территориальные органы).
Из п. 6 Положения следует, что федеральный государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;
б) руководитель, заместители руководителя и должностные лица структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее - структурное подразделение центрального аппарата);
в) руководители и заместители руководителей территориальных органов;
г) руководители, заместители руководителей и должностные лица структурных подразделений территориальных органов, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее - структурные подразделения территориальных органов);
д) руководители, заместители руководителей и должностные лица территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов.
Должностные лица, указанные в подпунктах «б», «г» и «д» пункта 6 настоящего Положения, являются инспекторами (п. 7).
Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с 8 по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГУФСИН России по Иркутской области, на основании решения заместителя начальника Главного управления (по надзорной деятельности и профилактической работе) – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ№, проведена внеплановая выездная проверка в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны.
Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ государственным органом выявлено допущенное ГУФСИН России по Иркутской области нарушение установленных требований в области гражданской обороны, в целях устранениях которого главным специалистом отдела надзорных мероприятий в области ГО, ЗНТЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО3 заявителю выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№.
Полагая, что указанные акт и предписание не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ГУФСИН России по Иркутской области, необоснованно возлагая обязанность по выполнению содержащихся в нем требований, заявитель обратился в суд с заявлением.
В рассматриваемом случае поводом для составления акта и выдачи ГУФСИН России по Иркутской области предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ послужило выявление надзорным органом нарушений в области гражданской обороны, а именно: не обеспечено укрытие сотрудников/работников организаций, находящихся в сфере ведения ГУФСИН России по Иркутской области в защитных сооружениях гражданской обороны (укрытиях, а для организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне – убежищах).
Указанные требования содержатся в п. 1, 2 ст. 4, ст. 7 гл. III Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Федеральный закон № 28-ФЗ); пп. 2, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»; пп. 2, 3, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309.
Согласно положениям п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона № 28-ФЗ организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны, закреплены Федеральным законом № 28-ФЗ.
Как установлено ст. 7 Федерального закона № 28-ФЗ, Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
Из ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.
В соответствии с п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства.
Правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны, определен Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309.
В соответствии с п. 2 Порядка, к объектам гражданской обороны относятся, в том числе: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
Из п. 2 Порядка также следует, что убежища создаются для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных.
Укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Административный ответчик, заявляя о незаконности оспариваемых акта и предписания, ссылался на то, что создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и согласованных с МЧС и Министерством экономики Российской Федерации. Однако наличие плана, предусмотренного п. 7 Порядка, по созданию убежища в мирное время не освобождает организацию от соблюдения требований в области гражданской обороны в части обеспечения укрытий сотрудников/работников организаций, находящихся в сфере ведения ГУФСИН России по Иркутской области.
Данная обязанность прямо возложена требованиями норм вышеназванных законов.
Позиция административного истца фактически нивелирует обязательность соблюдения пункта 10 Порядка, ссылка же на пункт 7 Порядка подразумевает не бездействие, а доведение до органов власти потребности и выполнение мероприятий по созданию ЗС ГО для случая, когда это обязательно по закону, как в данной ситуации.
Ссылаясь на то, что действующее законодательство предусматривает возможность строительства быстровозводимых убежищ, административный истец доказательств их возведения или начала их возведения, с учетом того, что данное нарушение выявлено более двух лет назад, не представил.
Таким образом, документов, подтверждающих отсутствие указанных нарушений, не представлено.
Суд отмечает, что допущенные административным истцом нарушения посягают на общественный порядок и общественную безопасность.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от № 28-ФЗ, гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне - комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Доводы административного истца о том, что оспариваемы акт и предписание являются незаконными в силу того, что ранее вынесенные решения о проведении внеплановых проверок, составленные на основании них акты и предписания являются незаконными, что в том числе подтверждается принятыми в рамках дел об административном правонарушении решениями, отклоняются судом, поскольку предыдущие результаты проверок не были оспорены административным истцом в установленном законом порядке.
Ссылка на проведение внеплановых проверок без уведомления органов прокуратуры является необоснованной, поскольку такое согласование не требуется, когда она осуществляется на основании п. п. 3 - 6 ч. 1, ч. 3 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Федерального закона № 248-ФЗ. В данном случае основанием к проведению внеплановой проверки явилось истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований, что определено пп. 5 ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ.
Иные доводы заявителя проверены судом, однако опровергаются материалами дела, являются юридически несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных ГУФСИН по Иркутской области требований.
С учетом изложенного, требования акта и предписания, предусматривающего обязанность ГУФСИН России по Иркутской области, исполнить меры по гражданской обороне, является правомерными.
Оценив, доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые акт и предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ соответствуют требованиям закона, правомерно содержат указание на допущенные административным истцом нарушения.
Рассматривая требования о признании незаконным бездействия ГУ МЧС России по Иркутской области об оставлении без ответа обращения от ДД.ММ.ГГГГ, суд не находит оснований для их удовлетворения.
На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон о рассмотрении обращений) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений юридических лиц (ч. 4 ст. 1 Закона о рассмотрении обращений).
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о рассмотрении обращений государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (документы и материалы на соответствующий запрос должны быть представлены в течение 15 дней);
- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Статья 11 Закона о рассмотрении обращений, в т.ч., содержит указание на случаи, в которых ответ на обращение не дается. В частности ответ не дается, если: если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы.
Из текста обращения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в адрес ГУФСИН России по Иркутской области поступило решение УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области о внеплановой выездной проверке от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем при проведении проверки просят учесть, что на строительство защитных сооружений (укрытий) денежные средства не выделяются в связи с отсутствием финансирования. В плане ГО от ДД.ММ.ГГГГ отражена информация об укрытиях для сотрудников и работников. В качестве укрытия определены подвальные помещения под двумя административными зданиями (вместимостью 673 человека), которые оснащены отоплением, электроснабжением, водоснабжением, канализацией, проточной вентиляцией, а также имеется телефонная связь. В приложении № плана ГО ГУФСИН России по Иркутской области отражена информация о наращивании инженерной защиты сотрудников и работников (составлена смета и проект на постройку быстровозводимых укрытий на нашей территории в период угрозы), а также строительстве убежищ (укрытий) в подведомственных учреждениях.
В судебном заседании представитель ГУФСИН России по Иркутской области ФИО1 пояснила, что направление обращения являлось попыткой мирного урегулирования возникшей ситуации, и цели получения ответа на указанное обращение не было, поскольку предполагалось, что изложенные в обращении доводы будут учтены при проведении проверки и все замечания сняты. Однако, поскольку результатом проверки явились вынесенные акт и предписание, то полагают, что в данном случае административный ответчик обязан дан ответ.
Суд находит данные доводы административного истца не состоятельными, поскольку, во-первых, просительная часть обращения сформулирована таким образом, что не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы как основание для составления ответа. Во-вторых, несогласие с результатом проведенной проверки не может служить основанием к возложению обязанности по составлению ответа на такое обращение.
У суда также отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании незаконным решения начальника ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО5 в силу следующего.
Согласно пп. 20 п. 15 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 27.03.2020 № 217, начальник Главного управления МЧС России, в том числе организует и ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам осуществления деятельности Главного управления МЧС России, принимает по ним необходимые меры.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона.
Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Федерального закона № 248-ФЗ).
Пунктом 7 ст. 40 Федерального закона № 248-ФЗ определено, что в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.
Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, в том числе, если: жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 настоящего Федерального закона, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы, в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано (п. 1 ст. 42).
В обоснование доводов о незаконности действий административным истцом указано, что при наличии нарушений в действиях должностных лиц, начальник ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО5 не применил свои полномочия по отмене: распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, акта и предписания от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, акта и предписания от ДД.ММ.ГГГГ№, решения от ДД.ММ.ГГГГ№, акта и предписания от ДД.ММ.ГГГГ№.
При этом, как следует из представленной в материалы дела жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец в досудебном порядке просил отменить нарушения, изложенные в акте и предписании от ДД.ММ.ГГГГ№. Таким образом, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№, акт и предписание от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, акт и предписание от ДД.ММ.ГГГГ№, решение от ДД.ММ.ГГГГ№ в данной жалобе не оспаривались.
Кроме того, указанная жалоба не рассматривалась по существу, в её рассмотрении отказано в связи с нарушением сроков обращения и отсутствия уважительности причин пропуска срока для её подачи.
Учитывая, что в удовлетворении требований о признании незаконными акта и предписания от ДД.ММ.ГГГГ№, бездействия по ненаправлению ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, решения начальника ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано, принимая во внимание, что принятие решений по отмене принятых решений относится к исключительной компетенции государственного органа, должностных лиц, в силу положений ст. 10 Конституции Российской Федерации, правовых оснований у суда возлагать на административных ответчиков обязанности отменить оспариваемые решение, акт и предписание, нет. Требования административного истца об обязании ГУ МЧС России по Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и свобод путем отмены акта и предписания от ДД.ММ.ГГГГ№, направления ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, отмены решения от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такой совокупности обстоятельств судом не установлено.
Срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области к Главному управлению МЧС России по Иркутской области, начальнику ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО5, начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО4 , главному специалисту отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО3 о признании акта выездной внеплановой проверки ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№, предписания ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении выявленных нарушений обязательных требований, признании незаконным решения начальника ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО5 об отказе в рассмотрении жалобы ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, признании незаконным бездействие ГУ МЧС России по Иркутской области об оставлении без ответа обращения ГУФСИН России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании ГУ МЧС России по Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и свобод путем отмены акта выездной внеплановой проверки ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№, предписания ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении выявленных нарушений обязательных требований, путем направления ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании начальника ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО5 устранить допущенное нарушение прав и свобод путем отмены решения от ДД.ММ.ГГГГ № № – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.М. Васюнина
Мотивированное решение суда будет изготовлено 17.06.2022