Дело № 2а-14246/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Н.Е. Колосовой,
С участием административного истца ФИО1,
при секретаре Дробот Д.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, 10 октября 2016 года дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия в вопросе благоустройства территории, прилегающей со стороны ул. ... к земельному участку по ул. ... (кадастровый номер ...), указав, что является собственником земельного участка и дома, расположенных по адресу: ... Проезд к земельному участку и участкам других собственников от пересечения улиц ..., не обустроен, освещение отсутствует. В период таяния снега дорога размывается, участки подтапливаются, грязь не позволяет передвигаться без использования транспортных средств. Письмом от ** ** ** г. он потребовал от Администрации ... и Администрации МО ГО «Сыктывкар» принять меры к обустройству проезда. Письмом от ** ** ** г. Администрация .... ... сослалась на отсутствие полномочий в решении данного вопроса, рекомендовала обратиться в суд за защитой своих прав. Письмом от ** ** ** г. Администрация МО ГО «Сыктывкар» в лице Управления ЖКХ уведомила о том, что в летний период будет произведено профилирование проезжей части, освещение проезда в ближайшей перспективе не запланировано, рекомендовала самостоятельно принимать меры по отведению с участка талых и дождевых вод. Между тем, профилирование проезжей части предполагает ремонт существующего дорожного покрытия, то есть предполагается, что дорога как объект благоустройства построена, но требуется ремонт ее покрытия (профилирование). Однако никакая дорога в как объект благоустройства не строилась, асфальтовое покрытие отсутствует до настоящего времени. Просил также обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу выполнить в соответствии с требованиями строительных норм и правил благоустройство указанной территории, в том числе построить дорогу (проезд) с асфальтовым покрытием, систему водоотведения, выполнить наружное освещение.
В судебном заседании административный истец ФИО1 иск поддержал, уточнил срок выполнения работ по обустройству дороги – не позднее ** ** **.
Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании участия не принял, судом извещен.
Заслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.
ФИО1 является собственником земельного участка и дома, расположенных по адресу: ...
Проезд к земельному участку и участкам других собственников от пересечения улиц ..., не обустроен, освещение отсутствует.
Из объяснений истца следует, что в период таяния снега дорога размывается, участки подтапливаются, грязь не позволяет передвигаться без использования транспортных средств.
Письмом от ** ** ** ФИО1 потребовал от Администрации ... и Администрации МО ГО «Сыктывкар» принять меры к обустройству проезда.
Письмом от ** ** ** Администрация ... сослалась на отсутствие полномочий в решении данного вопроса, рекомендовала обратиться в суд за защитой своих прав.
Письмом от ** ** ** Администрация МО ГО «Сыктывкар» в лице Управления ЖКХ уведомила о том, что в летний период будет произведено профилирование проезжей части, освещение проезда в ближайшей перспективе не запланировано, рекомендовала самостоятельно принимать меры по отведению с участка талых и дождевых вод.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар» нашло свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела, и выражается в том, что административный ответчик не выполнил предусмотренную законом обязанность осуществить строительство надлежащей дороги, обеспечивающей проезд к земельному участку истца.
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Кроме этого, в силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (принят Советом МО городского округа "Сыктывкар" 18.01.2006), дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 16 Правил благоустройства муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утв. Решением Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 07.07.2014 N 26/2014-385, проезд как объект благоустройства представляет собой искусственное покрытие поверхности земельного участка.
Согласно пунктов 3.1., 3.2. СНиП III-10-75. «Благоустройство территорий" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 25.09.1975 N 158), при строительстве внутриквартальных проездов должны соблюдаться требования главы СНиП "Автомобильные дороги". Покрытия внутриквартальных проездов должны обеспечивать отвод поверхностных вод, не должны быть источниками грязи и пылить в сухую погоду. Внутриквартальные проезды должны возводиться обертывающим профилем.
В нарушение требований пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации подъезд в настоящее подъезд по ... к земельному участку № ... (кадастровый номер ...), а также земельным участком других собственников, от пересечения улиц ... не отвечает в полной мере требованиям безопасности дорожного движения, а также не обеспечивает безопасность для здоровья и имущества граждан, суд приходит к выводу о том, что администрация МО ГО «Сыктывкар» не приняла надлежащих мер к строительству дороги, бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении транспортной доступности к земельным участкам по ул. ..., непринятии мер по строительству автомобильной дороги, надлежащем содержании дороги общего пользования, незаконно, нарушает права и законные интересы ФИО1, использующего дорогу для проезда к участку.
Обязанность по строительству автомобильной дороги лежит на органах местного самоуправления в лице администрации МО ГО «Сыктывкар», однако до настоящего времени никаких мер по строительству автомобильной дороги не осуществляется, в то время как реальная возможность строительства дороги у администрации имеется, поскольку доказательств обратного суду не представлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь, ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в вопросе благоустройства территории, прилегающей со стороны ул. ... к земельному участку по ул. ... (кадастровый номер ...
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» выполнить в соответствии с требованиями строительных норм и правил благоустройство указанной территории, в том числе построить дорогу (проезд) с асфальтовым покрытием, систему водоотведения, выполнить наружное освещение в срок до ** ** **
Судья - Н.Е. Колосова