ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1424/2021 от 29.09.2021 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-1424/2021

УИД 12 RS0008-01-2021-002346-80

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

п.Медведево 29 сентября 2021 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Поповой С.С.,

при секретаре Хакимовой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тымбаева Г.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Тымбаев Г.В. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведского муниципального района, в котором просит признать незаконным и отменить предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 3 от 30 июня 2021 года в отношении Тымбаева Г.В.

В обоснование иска указано, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведского муниципального района вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № ... от <...> года. Указывает, что границы участка, которые им самовольно заняты, не устанавливались, в связи с чем нельзя считать установленным самовольное занятие земельного участка. Вынесенное предписание не отвечает требованиям закона.

Определением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от <...> года привлечена к участию в деле в качестве соответчика администрация Медведевского муниципального района Республики Марий Эл.

В судебном заседании истец Тымбаев Г.В. и его представитель по устному ходатайству Васенина Е.Н. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, пояснили аналогично изложенному в иске.

Представитель административных ответчиков –Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл Козлова И.В. полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Заинтересованное лицо Знаменская сельская администрация Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ООО «Межа» Еропов И.С. пояснил, что при обмерах земельного участка допустима погрешность в 14 кв.м.

При таких обстоятельствах с учетом мнения участников процесса в соответствии с положениями ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что Тымбаеву Г.В. принадлежит земельный участок с кадастровым номером 12:04:1610101:0127, общей площадью 1501 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ... Эл, ..., д. Яметкино, ..., что следует из свидетельства о государственной регистрации права от <...> года. Из материалов дела и правоустанавливающих документов усматривается, что основанием для регистрации права собственности истца на данный земельный участок послужила выписка из постановления Знаменской сельской администрации ... Республики Марий Эл № ... от <...> года «О предоставлении земельного участка» от <...> года, выдана администрацией муниципального образования «Знаменское сельское поселение» Медведевского муниципального района Республики Марий Эл.

Распоряжением и.о. руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл ФИО6 утверждено проведение проверкив отношении Тымбаева Г.В. по месту нахождения: ... Эл, ..., д. Яметкино, ..., кадастровый номер земельного участка 12:04:1610101:127 с целью соблюдения требований земельного законодательства, Задачами настоящей проверки являются: уточнение площади земельного участка, расположенного по адресу: ... Эл, ..., д. Яметкино, ..., кадастровый номер земельного участка 12:04:1610101:127, сравнение с данными, содержащимися в государственному кадастре недвижимости. Срок проведения проверки установлен с <...> года по <...> года.

В соответствии с п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Под муниципальным земельным контролем согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах муниципального района объектов земельных отношений.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.

Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из распоряжения и.о. руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл ФИО6 от <...> года усматривается, что правовыми основаниями проведения проверки являлись: Земельный Кодекс РФ, Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Медведевский муниципальный район», утвержденном решением Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район» от <...> года№ ...-VII, Административный регламент «Муниципальный земельный контроль на территории Медведевского муниципального района», утвержденный постановлением Медведевского муниципального района от <...> года№ ....

Следовательно, ответчики наделены правом на проведение выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении земельного участка, принадлежащего истцу, а также правом на выдачу предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.

В силу п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от <...> года№ ... «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <...> года№ ... «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Как следует из материалов дела уведомление о проведении проверки направлялось Тымбаеву Г.В. в соответствии с Положением о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Медведевский муниципальный район»,где будет проведена проверка соблюдения требования законодательства в отношении земельного участка по адресу: ... Эл, ..., д. Яметкино, ....

Выездная проверка проведена административным ответчиком Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл <...> года, из акта проверки следует, что при проведении измерений земельного участка проверкой установлено, что площадь земельного участка меньше используемой площади полученной путем замеров фактических границ на 11 кв.м.

<...> года заместителем руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района ФИО7 вынесено предписание, согласно которому указано, что установлен факт нарушения Тымбаевым Г.В. действующего земельного законодательства, в связи с чем данный факт может квалифицироваться в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ. Предписано Тымбаеву Г.В. устранить указанное нарушение в установленном законодательством порядке в срок до <...> года.

Определением государственного инспектора Республики Марий Эл по использованию и охране земель Управления Росреестра по ... Эл от <...> года в возбуждении дела об административном правонарушении отказано за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7.1 КоАП РФ в отношении Тымбаева Г.В.

Из пояснений заинтересованного лица ООО «Межа» Еропова И.С. следует, что им проводилось межевание земельного участка Тымбаева Г.В. в 2007 году. На момент проведения работ смежный участок ФИО8 уже стоял на учете, межевание проводилось с учетом сведений, внесенных ранее в государственный учет. Изначально были отмежованы участки Отмаховой и Отмахова, между ними были участки Тымбаева и ФИО12, велись работы по устранению реестровой ошибки, однако один из собственников не подписывал акт согласования, а без его согласия нельзя внести сведения в ЕГРН. При измерениях кадастровые инженеры пользуются методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра России <...> года). Согласно п. 16.2 указанных Методических рекомендации имеется формула, которая устанавливает расхождение допустимых площадей, и в соответствии с указанной формулой расхождение в площадях земельного участка Тымбаева Г.В. может составлять 14 кв.м.

Из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 12:04:1610101:0127 следует, что площадь установлена 1501 +/- 9 кв.м.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО9 от <...> года следует, что земельный участок огорожен полностью, фактические границы земельного участка проходят по сложившимся в натуре строениями и заборам, что образует площадь 1512 кв.м.

Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).

Предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным.

В связи с тем, что выездная проверка, проведенная административным ответчиком Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл <...> года, установила, что площадь земельного участка меньше используемой площади полученной путем замеров фактических границ на 11 кв.м., в ходе судебного заседания установлено, что абсолютное расхождение между вычисленной площадью земельного участка и площадью, указанной в документе, удостоверяющем права на землю, достигает 14 кв.м., в связи с чем суд приходит к выводу о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № ... от <...> года.

Кроме того, согласно оспариваемому предписанию от <...> года№ ... Тымбаеву Г.В. предписано устранить указанное нарушение в установленном законодательством порядке в срок до <...> года. Вместе с тем требование оспариваемого предписания содержит общие формулировки, лишь констатирующие в описательно-мотивировочной части, что площадь земельного участка меньше используемой площади полученной путем замеров фактических границ, нет конкретизации, отсутствует определенность. При этом Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района не указано относительно способов устранения нарушений, действий, которые должен совершить Тымбаев Г.В. с целью устранения вменяемого нарушения, что является самостоятельным основанием для признания незаконным оспариваемого предписания. Суд приходит к выводу, что формулировки, изложенные в оспариваемом предписании, делают его заведомо неисполнимым, и возлагают на административного истца неопределенные обязанности, чем нарушают его права и законные интересы.

В связи с указанными обстоятельствами требования административного искового заявления о признании незаконным предписания подлежат удовлетворению.

При этом оснований для отмены предписания не имеется, поскольку судом указанное предписание признано незаконным, права и законные интересы административного истца восстановлены путем признания судом незаконным обжалуемого предписания.

Руководствуясь ст. ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Тымбаева Г.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № ... от <...> года.

Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл обязанность устранить нарушения прав и интересов административного ответчика в течение 30 дней со дня вынесения настоящего решения и сообщить об исполнении решения Медведевскому районному суду Республики Марий Эл.

В удовлетворении требований об отмене предписания отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.С. Попова