ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1425/2022 от 23.05.2022 Клинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 года гор. Клин Московская область

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аррыковой Л.Д.,

при секретаре Андрющенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1425/2022 по административному исковому заявлению Равчеева А. А.ча к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес/ о признании незаконным решения от /дата/ о приостановлении государственной регистрации прав, об обязании устранить нарушение,

установил:

Р. А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес/ о признании незаконным решения от /дата/ о приостановлении государственной регистрации прав, об обязании устранить нарушение.

В обоснование заявленных требований указал, что /дата/ по договору купли-продажи за счет личных средств кредита и средств материнского (семейного) капитала по сертификату /номер/ от /дата/ была приобретена квартира с кадастровым номером /номер/, расположенная по адресу: /адрес/.

/дата/ административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес/ с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на указанное имущество, предоставив соглашение о выделении долей от /дата/, заключенное в простой письменной форме.

/дата/ совершение регистрационных действий административному истцу было приостановлено на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от /дата/ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В обоснование данного решения органом регистрации в уведомлении №/номер/ от /дата/ указано, что в случае, если жилое помещение приобретено не только за счет средств материнского капитала, но и за счет собственных средств супругов (иных источников), тогда для оформления жилого помещения, приобретенного в общую долевую собственность родителей (супругов) и детей должно быть прекращено право совместной собственности супругов на данный объект. Условие о прекращении совместной собственности супругов на жилое помещение, приобретенное не только с использованием средств материнского капитала, может быть включено в содержание соглашения по определению долей в праве общей собственности родителей и детей на такое жилое помещение, заключаемое в соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от /дата/ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Таким образом, соглашение об определении размеров долей в праве общей собственности родителей и детей на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала и совместных средств супругов, содержащее по выбору супругов элементы брачного договора или соглашения о разделе общего имущества супругов, должно быть нотариально удостоверено.

Считает оспариваемое уведомление о приостановлении государственной регистрации прав нарушающим права административного истца, просит суд признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес//номер/ от /дата/ о приостановлении государственной регистрации прав, обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию прав Равчеева А. А.ча, Равчеевой К. С., Равчеева Р. А., Равчеевой А. А., Равчеевой В. А. долевой собственности на жилое помещение, с кадастровым номером /номер/, расположенное по адресу: /адрес/ соответствии с соглашением о выделе долей от /дата/, заключенного в простой письменной форме.

Административный истец Р. А.А. в судебное заседание явился, поддержал административный иск по доводам, изложенным в нем, просил удовлетворить требования.

Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес/ в судебное заседание не явился, извещен, представил в суд возражения на административный иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д. 37-38).

Заинтересованное лицо Р. К.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Р. В.А., Р. А.А., Р. Р.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Руководствуясь положениями ст.150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, письменные возражения административного ответчика, суд приходит к следующему.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Осуществление кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на него с 1 января 2017 года регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленный Законом о регистрации порядке.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в ч.2 ст. ст. 14 Закона о регистрации.

Согласно статье 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» порядке.

Согласно ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221- ФЗ «О кадастровой деятельности» решение о приостановлении осуществления кадастрового учета или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Судом установлено, что административный истец состоит в зарегистрированном браке с Р. К.С. с /дата/, имеют несовершеннолетних детей: Р. Р.А., Р. А.А. и Р. В.А.

/дата/ по договору купли-продажи за счет личных средств кредита и средств материнского (семейного) капитала по сертификату /номер/ от /дата/ была приобретена квартира с кадастровым номером /номер/, расположенная по адресу: /адрес/.

/дата/ административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес/ с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на указанное имущество, предоставив соглашение о выделении долей от /дата/, заключенное в простой письменной форме.

/дата/ совершение регистрационных действий административному истцу было приостановлено на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В обоснование данного решения органом регистрации в уведомлении №/номер/ от /дата/ указано, что в случае, если жилое помещение приобретено не только за счет средств материнского капитала, но и за счет собственных средств супругов (иных источников), тогда для оформления жилого помещения, приобретенного в общую долевую собственность родителей (супругов) и детей должно быть прекращено право совместной собственности супругов на данный объект. Условие о прекращении совместной собственности супругов на жилое помещение, приобретенное не только с использованием средств материнского капитала, может быть включено в содержание соглашения по определению долей в праве общей собственности родителей и детей на такое жилое помещение, заключаемое в соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от /дата/ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Таким образом, соглашение об определении размеров долей в праве общей собственности родителей и детей на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала и совместных средств супругов, содержащее по выбору супругов элементы брачного договора или соглашения о разделе общего имущества супругов, должно быть нотариально удостоверено (л.д. 11).

Не согласившись с указанным решением, истец в порядке, предусмотренном ч.12 ст. 29 Федерального закона «О кадастровой деятельности», обратился в апелляционную комиссию при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, однако, решением апелляционной Комиссией от /дата//номер/ было отказано, ссылаясь на то, что поскольку спорный объект недвижимости приобретен за счет общих доходов супругов и (частично) с использованием средств материнского (семейного) капитала, такой объект не поступает в общую совместную собственность супругов, а находится в общей долевой собственности родителей (каждого из супругов) и детей, в связи с чем договор, в соответствии с которым дети наделяются долями в общей долевой собственности на объект недвижимости детям подлежит нотариальному удостоверению (л.д. 15).

Разрешая заявленные требования, признавая оспариваемый отказ незаконным, суд исходит из следующего.

Порядок приобретения жилых помещений с использованием средств материнского (семейного) капитала регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В силу части 4 статьи 10 Закона № 256-ФЗ жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Таким образом, специально регулирующим соответствующие отношения Законом № 256-ФЗ определен круг субъектов, в чью собственность поступает жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, и установлен вид собственности (общая долевая), возникающей у них на приобретенное жилье.

В соответствии со статьями 38, 39 СК РФ разделу между супругами подлежит только общее имущество, нажитое ими во время брака. К нажитому во время брака имуществу (общему имуществу супругов) относятся в том числе полученные каждым из них денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (пункт 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации).

Ввиду специального целевого назначения, средства материнского (семейного) капитала не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними без учета интересов детей, которые должны признаваться участниками долевой собственности на объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием средств материнского капитала.

Руководствуясь приведенными нормами и принимая во внимание, что по условиям договора купли-продажи от /дата/ квартира была приобретена фактически за счет средств материнского (семейного) капитала, средства которого были направлены на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение жилья по кредитному договору /номер/ от /дата/ заключенного между Р. А.А., Р. К.С. и ОАО «Сбербанк России», а доли установлены обязательством от /дата/ всех ее участников долевой собственности, суд приходит к выводу, что у государственного регистратора не имелось правовых оснований для приостановления и отказа в государственной регистрации прав по мотиву непредставления нотариально удостоверенного соглашения о разделе общего имущества, нажитого в период брака.

Представленное на государственную регистрацию соглашение направлено на оформление равных долей в общем имуществе между всеми правообладателями приобретенного на средства с участием материнского капитала в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» по указанной выше сделке от /дата/ объекта недвижимости.

Указанное соглашение не являются сделкой по отчуждению общего имущества, нажитого супругами в период брака, а потому отсутствие нотариального удостоверения соглашения, представленного на государственную регистрацию, не препятствовало его государственной регистрации в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой подлежат нотариальному удостоверению сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество.

Таким образом, проанализировав положения вышеуказанных нормативных правовых актов, принимая во внимание социальную направленность использования средств материнского (семейного) капитала, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

При этом суд учитывает, что административным истцом соблюдены установленные законом требования и представлены документы, необходимые и достаточные для осуществления государственной регистрации прав объекта недвижимости.

При этом суд усматривает наличие нарушения прав административного истца оспариваемым решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес/.

Учитывая, что оспариваемое решение создает препятствия административному истцу оформить право собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества, суд считает требования Р. А.А. подлежащими удовлетворению.

В целях устранения допущенного нарушения прав административного истца суд полагает необходимым возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес/ обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда осуществить государственную регистрацию прав Равчеева А. А.ча, Равчеевой К. С., Равчеева Р. А., Равчеевой А. А., Равчеевой В. А. долевой собственности на жилое помещение, с кадастровым номером /номер/, расположенное по адресу: /адрес/ соответствии с соглашением о выделе долей от /дата/, заключенного в простой письменной форме, в соответствии с положениями ст. 187 КАС РФ.

руководствуясь ст. 175, ст. 180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Равчеева А. А.ча – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес//номер/ от /дата/ о приостановлении государственной регистрации прав.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес/ осуществить государственную регистрацию прав Равчеева А. А.ча, Равчеевой К. С., Равчеева Р. А., Равчеевой А. А., Равчеевой В. А. долевой собственности на жилое помещение, с кадастровым номером /номер/, расположенное по адресу: /адрес/ соответствии с соглашением о выделе долей от /дата/, заключенного в простой письменной форме.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья /подпись/ Л.Д. Аррыкова

Мотивированное решение суда изготовлено /дата/.

Судья /подпись/ Л.Д. Аррыкова

Копия верна.