ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1425/2022 от 24.08.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

УИД 38RS0032-01-2022-000905-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2022 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Васюниной Н.М., при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,

с участием административного истца Петрова А.В., представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Болошинова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании вопрос о приостановлении производства по административному делу № 2а-1425/2022 по административному исковому заявлению Петрова А.В., Фонда развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» к Министерству юстиции Российской Федерации о признании решения незаконным и его отмене, возложении обязанности исключить сведения из реестра,

установил:

Петров А.В., Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации, в обоснование которого указали, что решением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Иркутский Союз Библиофилов включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Петров А.В. является учредителем и исполнительным директором данного юридического лица и в обоснование доводов указывает, что он является кандидатом политических наук, доцентом, шесть лет являлся заместителем декана исторического факультета Иркутского государственного университета, имеет благодарность Губернатора Иркутской области, почетную грамоту мэра города Иркутска, награжден нагрудным знаком «Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации», в ДД.ММ.ГГГГ году признан лучшим журналистом города Иркутска с вручением почетного знака «Золотая запятая» и победителем регионального конкурса «Байкальская пресса» в номинации «Лучший корреспондент сетевых СМИ», почти двадцать лет ведет краеведческие проекты, один из которых «Прогулки по старому Иркутску», признан лучшим региональным проектом в области краеведения экспертами «Книги рекордов Иркутской области». О присвоенном фонду статусе Петрову А.В. стало известно из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому соответствующее решение принято на основании частей 3 и 7 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (далее Закон о СМИ). Административные истцы с указанным решением Минюста России не согласны, считают его незаконным, необоснованным, существенно нарушающим его права и свободы, а также противоречащим основополагающим нормам международного права и практике их применения, которые являются обязательными для российский судов в силу положений части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Полагают, что распоряжение Минюста России о признании фонда иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, принято с существенным нарушением их прав, гарантированных статьей 29 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 10, 14, 18 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции. Считают, что присвоение ему статуса иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и возложение на него обязанностей по предоставлению отчетов в Минюст России о своей деятельности, о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества, а также размещению их в сети «Интернет» или представлению российским средствам массовой информации для опубликования, нарушает его права на неприкосновенность частной жизни Петрова А.В., гарантированные статьей 8 Европейской Конвенции. Указывают на отсутствие объективной необходимости для возложения на фонд обязанности по предоставлению в Минюст отчетности о расходовании денежных средств, использовании своего имущества и осуществления деятельности. До наделения лица инагентским статусом, российское законодательство определяло четкие механизмы, позволяющие государственным органам в определенных случаях осуществлять контроль за деятельностью, получением и расходованием денежных средств. Однако теперь под риском административного и уголовного преследования должны предоставлять дополнительную отчетность и ставить государство в известность обо всех своих финансовых операциях, включая расходы на личные цели. Полагают, что наделение статусом иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, значительно ограничивает свободу деятельности и наделяет дополнительными обязанностями, в частности сопровождать сообщения и материалы любого характера, в том числе личного, распространяемые, среди прочего, на персональных (личных) страницах в социальных сетях, указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Причем такая пометка должна соответствовать требованиям, установленным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 № 124, указана в начале каждого материала под заголовком, размер шрифта должен быть вдвое больше, чем текст материала, цвет пометки должен быть контрастным фону и т.д. Один раз в полгода предоставлять в Минюст России отчет о своей деятельности, а также размещать его в сети «Интернет» или представлять российским средствам массовой информации для опубликования; ежеквартально предоставлять в Министерство юстиции Российской Федерации отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества; зарегистрировать юридическое лицо в течение одного месяца после включения в реестр и уведомить об этом Минюст России, после чего созданное юридическое лицо также вносится в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, и на него возлагаются соответствующие обязанности. Неисполнение возложенных обязанностей влечет риск привлечения лица к административной, а также к уголовной ответственности. Полагают, что наделение указанным статусом лица фактически является наклеиванием унизительного и позорного ярлыка, который не позволяет осуществлять в полной мере свои гражданские права рядовому гражданину, представителю гражданского общества, участвующему в общественной жизни. Кроме того, указание пометки о своем статусе на каждом сообщении и материале автоматически искажает их суть и содержание, меняет их восприятие аудиторией и подрывает доверие общественности к сообщаемой им информации. Статус иностранного агента у любого гражданина способен создать серьезные проблемы при трудоустройстве. Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» является российским юридическим лицом, известным в области книжной деятельности, находится в сравнимом положении с другими российскими некоммерческими организациями, получающими финансирование из российских источников. Однако вмененная обязанность маркировать все без исключения сообщения и материалы пометкой «иностранный агент», имеющей отрицательную коннотацию и воспринимаемой общественностью как «враг», работающий против государственных интересов, предусматривают иное отношение. При этом союз вынужден тратить собственные средства на проведение ежегодного аудита и предоставление отчетности, что создает финансовые и организационные обременения. Меры по отказу от существенной части дохода не могут преследовать законную цель «общественного интереса» в демократическом обществе и являются несоразмерными. Ссылаются на то, что присвоение оспариваемого статуса носит политически мотивированный характер в связи с активным независимым освещением общественно значимых вопросов.

На основании изложенного административные истцы просят признать незаконным с момента принятия и отменить решение Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о включении Фонда развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; обязать Министерство юстиции Российской Федерации исключить его из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Административный истец Петров А.В., действующий в своих интересах и представляющий интересы Фонда развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», в судебном заседании на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Болошинов С.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал, поддержав доводы письменных возражений на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Министерства иностранных дел Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания заинтересованное лицо извещено надлежащим образом.

Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, включен Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» (ОГРН ).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции Российской Федерации в адрес Петрова А.В. направлено уведомление , которым Петров А.В. проинформирован о принятом Минюстом России решении с разъяснением ему установленных законодательством требований.

Не согласившись с решением (распоряжением) Министерства юстиции Российской Федерации, административные истцы обратились в суд.

Разрешая административные исковые требования, суд учитывает следующее.

Как следует из абзацев 2,3 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее Закон о СМИ), в течение одного месяца со дня признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, такие лицо или структура учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

В случае, если юридическим лицом, зарегистрированным в иностранном государстве, или иностранной структурой без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физическим лицом, распространяющими предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающими денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, до дня признания таких лица или структуры иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, учреждены российские юридические лица, в течение одного месяца со дня признания таких лица или структуры иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, они должны уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, о всех учрежденных такими лицом или структурой российских юридических лицах.

Информация о российском юридическом лице, учрежденном иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, подлежит включению в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона (абзац 5 статьи 25.1 Закона о СМИ).

Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (ч. 4 ст. 6 Закона о СМИ).

В соответствии с частью 5 статьи 6 Закона о СМИ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

16.10.2020 вступил в силу Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденный приказом Минюста России от 24.09.2020 № 216 (далее по тексту - Порядок).

Формирование и ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (пункт 3 Порядка).

Реестр формируется на основе документированной информации, предоставляемой лицами, указанными в пункте 2 Порядка, и органами государственной власти Российской Федерации (пункт 4 Порядка).

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, доступ к ним предоставляется путем размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети «Интернет» информации, содержащейся в реестре на электронных носителях.

Сведения о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, информация о которых включена в реестр, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети «Интернет» не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка (пункт 7 Порядка).

Решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации (абзац 2 пункта 8 Порядка).

Основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего Порядка, является уведомление иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, об учрежденном им российском юридическом лице.

Распоряжение о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего Порядка, издается Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем через десять рабочих дней со дня поступления уведомления иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, об учрежденном им российском юридическом лице (абзац 2 пункта 11 Порядка).

Уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации (пункт 14 Порядка).

Сведения о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети «Интернет» не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка (пункт 16 Порядка).

Как установлено судом и следует из материалов дела Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, учредителем является Петров А.В., данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации и выписками из Единого государственного реестра юридических лиц.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГПетров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации», включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу в удовлетворении административного искового заявления Петрова А.В. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ о включении Петрова А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, незаконным и его отмене, возложении обязанности исключить из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, отказано. Суд пришел к выводу о том, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав, свобод, законных интересов Петрова А.В.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения и вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ Петров А.В., во исполнение требований частей 2 и 3 статьи 25.1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», направил в адрес Министерства Юстиции РФ уведомление об учреждении российского юридического лица иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, Фонда развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов».

На основании указанного уведомления распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» (ОГРН ), в соответствии с частью 5 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Вопреки доводам административного истца Петрова А.В. об отсутствии иностранного финансирования в отношении Фонда развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», основанием для внесения в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, явилось то, что учредителем указанного юридического лица является иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, которым признан Петров А.В.

При этом в судебном заседании административный истец Петров А.В. пояснил, что причина внесения Фонда развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» в реестр ему понятна: этой причинной явилось то, что он, являющийся учредителем указанного юридического лица, ранее внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Рассматривая доводы административного истца Петрова А.В. о нарушении оспариваемым решением его прав, свобод и законных интересов, суд отклоняет их, поскольку распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в реестр внесен Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов». В отношении Петрова А.В. принято иное распоряжение, которое явилось предметом рассмотрения в рамках иного дела. И, как ранее установлено судом, данное решение признано судом законным, обоснованным и не нарушающим прав, свобод и законных интересов Петрова А.В.

Доводы о нарушении обжалуемым распоряжением конституционных прав суд находит несостоятельными, поскольку в результате принятия оспариваемого распоряжения каких-либо обязанностей, кроме прямо предусмотренных законом, на Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» не возложено.

По этим же основаниям не могут быть приняты во внимание доводы административного искового заявления, связанные с исполнением обязанностей, возложенных на лицо, признанное иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.

Иные доводы, изложенные в административном исковом заявлении, не принимаются судом во внимание, поскольку они направлены на оспаривание положений Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», положений Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», а также Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденный приказом Минюста России от 24.09.2020 № 216 по мотивам их несоответствия Конституции Российской Федерации и нормам международного права, что предметом спора по настоящему административному делу не является.

Принимая во внимание, что основанием к внесению юридического лица в реестр явилось внесение его учредителя в указанный реестр, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Минюста России по включению в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, Фонда развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» соответствует действующему законодательству. При принятии распоряжения Минюстом России соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия государственного органа на принятие оспариваемого решения, порядок и основания для принятия оспариваемого решения, содержание оспариваемого распоряжения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Разрешая административные исковые требования об отмене решения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на Министерство юстиции Российской Федерации обязанности исключить Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, суд также учитывает, что по своей правовой природе в силу положений статьи 10 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять собой исполнительные органы государственной власти. Учитывая, что принятие решения о включении лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и исключении лица из данного реестра относится к исключительной компетенции Минюста России, данные вопросы не могут разрешаться судом, а потому административные исковые требования в данной части не основаны на нормах закона.

При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме.

В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что оспариваемое решение Министерства юстиции Российской Федерации принято ДД.ММ.ГГГГ, в суд с настоящим административным исковым заявлением административные истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ посредством его направления почтовой связью, что подтверждается штампом почтового отделения на конверте. Таким образом, срок обращения в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Петрова А.В., Фонда развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным с момента принятия и отмене решения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о включении Фонда развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании Министерства юстиции Российской Федерации исключить сведения из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.М. Васюнина

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.