ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1428/2022 от 16.05.2022 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-1428/2022

УИД 51RS0001-01-2021-006281-87

Мотивированное решение изготовлено 16.05.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2022 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Хуторцевой И.В.

при секретаре Бутовой Т.Е.,

с участием административного истца Ягича П.В.,

представителя административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области и ФСИН России Сапроновой Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Ягича П.В. о признании незаконным бездействия должностных лиц ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Административный истец Ягич П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, в обоснование которого указал, что вечером ДД.ММ.ГГГГ он почувствовал себя плохо, появился озноб и поднялась температура, начала болеть спина, в связи с чем принял имеющиеся в него лекарственные препараты.

Ночью с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, по возвращению из туалета, состояние его здоровья ухудшилось, в результате чего он потерял сознание. После того как он пришел в себя, он отказался от предложения сотрудников ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области вызвать скорую помощь.

Утром ДД.ММ.ГГГГ он ощутил сильную боль в <данные изъяты>, острую боль в <данные изъяты>, сильную слабость, жажду, шум в голове. Наличие острой боли в шее, а также затруднение поворота головы связывал с возможностью удара об табурет при падении от потери сознания.

В этот же день ДД.ММ.ГГГГ он был осмотрен врачом-терапевтом, который, не установив каких-либо ухудшений в состоянии здоровья пациента и не выдав лекарственных препаратов, направил его в отряд.

Также указал, что в его отряде выявлены осужденные с положительным тестом на COVID-19. Несмотря на наличие контакта всех осужденных отряда с осужденными с положительным результатом теста, забор материала на проведение теста производился только у осужденных с температурой выше 38 градусов.

Указывая на то, что причиной его недомогания ДД.ММ.ГГГГ являлся контакт с заболевшим осужденным, полагает действия по объявлению карантина в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, как меры по недопущению распространения новой короновирусной инфекции, и принятию в связи с этим противоэпидемических мер на основании постановления Главного санитарного врача ФСИН России от 26.06.2021 № 431 несвоевременными.

Обращает внимание на то, что в Ловозерском районном суде Мурманской области судебное заседание по его административному иску, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, было отложено на ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что администрация ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области сообщила о его нахождении на самоизоляции, как контактного лица по COVID-19.

Поскольку инфекционное заболевание COVID-19 является смертельно опасным заболеванием, считает, что действия сотрудников ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России являются посягательством на его жизнь.

Просил суд признать незаконными действия сотрудников ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, выразившиеся в ненадлежащем оказании медицинской помощи и не регистрации травмы шеи, а также попытки скрыть эпидемию в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, что привело к большому количеству заболевших, нарушению его прав на жизнь и здоровье; взыскать с ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России в свою пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 500 000 рублей.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении административных исковых требований настаивал, дополнительно пояснил, что от вызова скорой помощи он отказался, поскольку выпил таблетки и состояние здоровья его стало лучше, а идти надо было большое расстояние. ДД.ММ.ГГГГ осужденные ФИО13 и ФИО12 сообщили врачу о том, что он чувствовал себя ночью плохо, и в этот же день после обеда перед 15-часовой проверкой врач-терапевт ФИО12 вызвал его. У врача предъявлял жалобы на потерю обоняния, вкуса, боли в спине. Врач сказал, что надо сделать флюорограмму, но данное исследование проведено не было. Врач производил записи на бумажный листок, поэтому мог записи потерять и не перенести в его медицинскую карту, сославшись на отсутствие у него температуры и лекарств в здравпункте, отправил в отряд, предложив вызывать скорую помощь при ухудшении состояния здоровья. Шею ему врач не осматривал, на осмотре шеи он не настаивал. Скорую помощь из-за боли в шее не вызывал, принимал обезболивающие таблетки, через месяц боли в шее прошли.

Он оставался в отряде, как контактное лицо по COVID-19, но в это время врач не приходил, лекарств не выдавал, температуру не измерял, зев не осматривал. Поставил под сомнение сведения карантинных листов, полагая, что они написаны две недели назад. Локальные участки в период эпидемии закрыты не были, поскольку проводились судебные заседания по ВКС. Проводимой локализации было не достаточно, поскольку кроме отряда все остальные осужденные свободно передвигались. О ненадлежащих санитарно-эпидемиологических мерах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует приказ главного санитарного врача ФСИН России ФИО28 от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование доводов о непринятии в ИК-23 противоэпидемических мер обратил внимание на то, что после снятия карантина в ИК-23 скончался от COVID-19 осужденный, которому не была предоставлена надлежащая медицинская помощь по данному заболеванию.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области и ФСИН России с административными исковыми требованиями не согласился, представил возражения, согласно которым осужденный Ягич П.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ находится под наблюдением медицинских работников здравпункта филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России. Согласно медицинской карте Ягич П.В. ДД.ММ.ГГГГ с жалобами на давление, повышенную температуру, отсутствие вкуса и боли в шее не обращался. Согласно журналу травм ФКУ ИК-23 Ягич П.В. с жалобами на получение им травм с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обращался. Согласно журналу учета вызова скорой помощи в ФКУ ИК-23 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года Ягичу П.В. скорая помощь не вызывалась.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в здравпункт филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России (далее – ЗП-6), расположенного на территории ФКУ-ИК23, за медицинской помощью обратилось 38 осужденных с клиническими проявлениями респираторных заболеваний. Осужденные предъявляли жалобы на подъем температуры, слабость, першение в горле, сухой кашель, головную боль, озноб. Больные изолированы в стационарное отделение ЗП-6. У них произведен отбор биоматериала на COVID-19 и направлен в ПЦР-лабораторию филиала «Больница». Согласно результатам тестирования от ДД.ММ.ГГГГ у <данные изъяты> осужденных подтвердился диагноз COVID-19, у <данные изъяты> – ОРВИ.

Эпидемиологическое расследование очага было начато через 12 часов после сообщений о подтвержденных случаях заболевания COVID-19, ДД.ММ.ГГГГ в 20:00 часов по телефону биолог ПЦР-лаборатории передал помощнику врача-эпидемиолога сообщение о <данные изъяты> положительных результатах COVID-19, в 20:10 часов ВРИО главного государственного санитарного врача-начальника филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России в телефонном режиме сообщила начальнику ФКУ ИК-23 и медицинскому работнику ЗП-6 о необходимости поведения комплекса противоэпидемических мероприятий и о введении режимно-ограничительных мероприятий.

ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 часов специалист филиала «<данные изъяты>» помощник врача-эпидемиолога осуществил выезд в эпидемиологический очаг для проведения расследования, где при обследовании эпидемиологического очага были определены временные и территориальные границы очага, выявлены пораженные контингенты и их распределение по отрядам, предположительный общий источник, фактор передачи инфекции. После проведения эпидемиологического обследования очага специалистами филиала «ЦГСЭН» вырабатывалась рабочая гипотеза по ликвидации очага, разрабатывались адекватные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Врио главного государственного санитарного врача ДД.ММ.ГГГГ в 16:35 часов передано письменное донесение во ФКУЗ ГЦГСЭН ФСИН России.

Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача ФСИН России от 26.06.2021 № 431 в ФКУ ИК-23 организованы противоэпидемические мероприятия: введены режимно-ограничительные мероприятия (карантин), организована лабораторная диагностика на COVID-19, организовано развертывание отдельных помещений для инфекционных больных, для лечения больных с ОРЗ в ФКУ ИК-23 отгружены медицинские препараты азитромицин, амброксол, амоксицилин, анальгин, арбидол, кагоцел, эуфилин и средства индивидуальной защиты, определен круг контактных лиц (<данные изъяты> человек), имеющих продолжительный контакт, в том числе осужденный Ягич П.В., приняты меры к максимальному разобщению осужденных из разных локальных участков, ежедневно проводилась дезинфекционная обработка помещений ФКУ ИК-23 способом орошения, не допускались к работе сотрудники с признаками ОРВИ и гриппа.

Больные ОРВИ изолированы в помещение спортивного зала, находились под постоянным медицинским наблюдением, и после получения курса противовирусного лечения направлены жилые отряды. Больные с подтвержденным ПЦР-тестом на COVID-19 получали лечение во временно развернутом стационарном отделении ЗП-6 на втором этаже здания, находились под ежедневным медицинским наблюдением, получали курс противовирусного и симптоматического лечения. Осужденные с клиническими проявлениями в период ожидания результатов анализов были изолированы в учебных классах школы. Контактные лица были изолированы в отдельном локальном участке , находились под ежедневным медицинским наблюдением, получали профилактический курс противовирусного лечения лекарством кагоцел. Последний подтвержденный результат на COVID-19 был ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ положительные результаты тестов на COVID-19 среди осужденных не регистрировались, эпидемиологическая обстановка ФКУ ИК-23 стабильная, управляемая. Выезд в очаг был произведен своевременно в течение 12 часов. Эпидемиологический очаг специалистами филиала «<данные изъяты>» был локализован в течение двух дней, предпринятые меры в ФКУ ИК-23 были адекватные и своевременные.

После проведенного лечения ДД.ММ.ГГГГ получены окончательные отрицательные результаты тестирования у больных COVID-19. Карантин с ФКУ ИК-23 снят постановлением Главного государственного санитарного врача ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения не представил.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области.

Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы административного дела, медицинскую карту амбулаторного больного, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд);

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, либо совершивший оспариваемое действие (бездействие)).

В соответствии с частями 1, 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Пунктами 123, 124, 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (с изменениями и дополнениями, далее – Правила внутреннего распорядка), предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В исправительных учреждениях осуществляется медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности, а также обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований.

Прием осужденных в филиалах федеральных казенных учреждениях здравоохранения - медицинских санитарных частях ФСИН России производится по предварительной записи и по назначению медицинского работника в соответствии с режимом работы (пункт 127 Правил).

На основании части 6 статьи 4 Закона № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются доступность и качество медицинской помощи.

Под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (часть 21 статьи 2 Закона № 323-Ф3).

В силу части 1 статьи 26 Закона № 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 № 285 (далее - Порядок № 285).

В силу пункта 2 Порядка № 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания, при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи» (далее – Постановление Пленума № 47), судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума № 47 нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В пункте 13 Постановления Пленума № 47 разъяснено, что суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации.

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи (пункт 17 Постановления № 47).

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодека административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно части 5 указанной статьи при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Как установлено в судебном заседании, административный истец Ягич П.В. с ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, с ДД.ММ.ГГГГ находится под наблюдением медицинских работников ЗП-6 филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России.

В ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ состояние здоровья Ягича П.В. ухудшилось, у него появился озноб и поднялась температура, начала болеть спина, он потерял сознание, упал на табуреты, предположительно ударившись шеей, поскольку после падения на протяжении месяца испытывал острую боль в области шеи, дискомфорт при ее повороте. Другие осужденные сообщили о случившемся дежурному, который предложил Ягичу П.В. вызвать скорую помощь, от которой он отказался.

ДД.ММ.ГГГГ во второй половине дня, получив сообщение о произошедшем, <данные изъяты>ФИО12 вызвал Ягича П.В. на осмотр в медицинский кабинет, куда он пришел и сообщил свои жалобы на состояние здоровья.

У суда не имеется оснований ставить под сомнение данные обстоятельства, которые подтверждены показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО13 и ФИО12, отбывающих наказание в отряде вместе с Ягичем П.В.

Так, свидетель ФИО13 показал, что в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, находясь в отряде, сидел на стуле, услышал грохот, боковым зрением видел, что Ягич П.В. упал, потеряв сознание. Осужденный ФИО29 сказал, что Ягич П.В. упал на табурет, его положили на кровать, позвонили на вахту дежурному. При этом табуреты сломаны не были. Утром ДД.ММ.ГГГГ пошел в медсанчасть и сообщил <данные изъяты>ФИО12, что ночью состояние здоровья Ягича П.В. ухудшилось, и он потерял сознание. В этот же день его (свидетеля) осмотрел врач, поместил в изолятор <данные изъяты> на 2 этаж, где он пробыл более 2 недель. В этот период врач приходил, измерял температуру, давал лекарственные препараты.

Свидетель ФИО12 показал, что в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ он услышал шум падающих табуретов, увидел лежащего на полу Ягича П.В., потерявшего сознание, попытались привести его в чувство, сообщили на вахту дежурному. Пришел инспектор в жилой зоне. На состояние табуретов внимания не обратил. Состояние здоровья его (свидетеля) было болезненное, была повышенная температура, поэтому утром ДД.ММ.ГГГГ он пошел в медсанчасть, откуда его поместили в изолятор ЗП-6 на 2 этаж. В связи с плохим состоянием здоровья не помнит, приходил ли Ягич П.В. ДД.ММ.ГГГГ в медсанчасть.

У суда не имеется оснований ставить под сомнение показания данных свидетелей, которые последовательные, логичные, согласуются между собой. Свидетели предупреждены об уголовной ответственности по статьям 307, 308 УК РФ. Оснований для оговора свидетелями административного истца или дачи показаний, заведомо необходимых административному истцу, судом не установлено, и лицами, участвующими в деле, суду не сообщено.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО12, <данные изъяты> командированный ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ФКУ ИК-23 для оказания медицинской помощи, будучи предупрежденным об уголовной ответственности по статьям 307, 308 УК РФ, показал, что прием осужденных в здравпункте осуществляется по предварительной записи в журнале приема по отрядам, также ведется амбулаторный журнал приема, в котором за ДД.ММ.ГГГГ запись о приеме Ягича П.В. отсутствует. В обязательном порядке делается запись о приеме в амбулаторной карте осужденного. В экстренных случаях осужденный может прийти в здравпункт сам. При получении информации от сотрудников исправительной колонии о травме врач осматривает осужденного. Запись в журнал травм вносится после обследования, выяснения обстоятельств травмы, проведении рентгенологического исследования (при необходимости).

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в журнале травм сведения о травме Ягича П.В. не зафиксированы. В амбулаторной карте Ягича П.В. отсутствует запись за ДД.ММ.ГГГГ, значит он в этот день в здравпункт не обращался, в том числе и по жалобам на потерю обоняния и вкуса и травму шеи.

У суда не имеется оснований ставить под сомнение показания свидетеля ФИО12, которые согласуются с доказательствами, представленными в материалы дела административным ответчиком ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России.

Свидетель ФИО12 за давностью событий не смог вспомнить, приходил ли к нему Ягич П.В. в здравпункт ДД.ММ.ГГГГ. Показания свидетеля ФИО12 о том, что при отсутствии записи в амбулаторной карте, Ягич П.В. к нему за медицинской помощью ДД.ММ.ГГГГ не обращался, показаниями свидетелей ФИО13 и ФИО12, не опровергнуты. Данные свидетели достоверно не смогли суду пояснить относительного того, приходил ли Ягич П.В. в здравпункт ДД.ММ.ГГГГ.

Напротив, являясь обязательной при каждом приеме пациента, в медицинской карте амбулаторного больного Ягича П.В. запись о приеме его врачом-терапевтом ДД.ММ.ГГГГ отсутствует (л.д. 95-97).

Кроме того, в журнале травм <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует запись о наличии у Ягича П.В. какой-либо травмы (л.д. 45-47).

Более того, в судебном заседании Ягич П.В. пояснил, что врач-терапевт шею ему не осматривал, на осмотре шеи он не настаивал, не установив ухудшение состояния здоровья, отправил его в отряд.

Доводы административного истца о том, что врач-терапевт указал о необходимости проведения ему флюорографического исследования, которое проведено не было, не подтверждаются, поскольку запись в амбулаторной карте Ягича П.В. от ДД.ММ.ГГГГ о жалобах и назначениях отсутствует.

Доказательств того, что состояние здоровья Ягича П.В. после ДД.ММ.ГГГГ ухудшилось, в том числе в результате боли в шее, материалами дела не подтверждается.

Так, в журнале учета вызова скорой медицинской помощи на территории ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ запись о вызове скорой медицинской помощи Ягичу П.В. отсутствует (л.д. 48-50).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ при обходах жилой зоны ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками осужденные с жалобами на здоровье и плохое самочувствие не обращались, скорая помощь им не вызывалась (л.д. 183).

Суд критически относится к доводам административного истца о том, что <данные изъяты>ФИО12 при его приеме вносил записи на бумажный лист, а затем не перенес их в его амбулаторную карту. Данные доводы свидетелем ФИО12 не подтверждены в судебном заседании.

С учетом установленных по делу обстоятельств, исследованных и оцененных в совокупности и взаимной связи письменных доказательств и показаний допрошенных свидетелей, суд приходит к выводу, что нарушение условий содержания Ягича П.В. в исправительном учреждении, связанное с неоказанием ему медицинской помощи, отсутствует.

Суд также полагает, что отсутствует нарушение условий содержания Ягича П.В. в исправительном учреждении, его права на здоровье, связанное непринятием противоэпидемических мер, мер по профилактике и борьбе с распространением COVID-19 на территории ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области в связи с выявленными случаями заболевания COVID-19 среди осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области.

Согласно акту эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным государственным санитарным врачом - <данные изъяты>ФИО30. и <данные изъяты>ФИО31 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ среди осужденных ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области выявлено <данные изъяты> случаев заболевших, из которых <данные изъяты> человека, заболевшие новой короновирусной инфекцией COVID-19, изолированные в изолятор <данные изъяты> и <данные изъяты> человек, заболевшие ОРВИ, изолированные в спортзал. В эпидемический процесс были вовлечены осужденные отрядов . По результатам проверки главным государственным санитарным врачом - <данные изъяты> выданы предписания ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 184-187).

В предписании от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области предписано немедленно проведение санитарно-противоэпидемических, профилактических мероприятий: контроль за соблюдением масочного режима среди осужденных, контроль за изоляцией осужденных с подтвержденным диагнозом COVID-19 (л.д. 195).

В предписании от ДД.ММ.ГГГГ Здравпункту филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России предписано немедленно проведение санитарно-противоэпидемических, профилактических мероприятий: контроль за соблюдением масочного режима среди осужденных, обеспечить ношение СИЗ медицинскими работниками при работе с пациентами в «грязной» и «чистой» зоне, организовать санитарный пропускник, изолятор закрыть, при обращении за медицинской помощью осужденных с клиническими респираторными проявлениями незамедлительно изолировать в медицинскую часть (л.д. 197).

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО15, <данные изъяты>, будучи предупрежденной об уголовной ответственности по статьям 307, 308 УК РФ, показала, что ДД.ММ.ГГГГ исполняла обязанности <данные изъяты>». Ей на мобильный телефон ДД.ММ.ГГГГ в 20.00 часов позвонила <данные изъяты>ФИО32 и сообщила о <данные изъяты> положительных случаях заболевших COVID-19. В связи с этим она (свидетель) в телефонном режиме дала указание начальнику ИК-23 и врачу <данные изъяты> об организации режимно-ограничительных мероприятий: запрет на длительные свидания, вывод на работы, развертывание дополнительных помещений для изоляции больных ОРВИ, ожидающих результата ПЦР-теста, изолятора – для больных с подтвержденным ПЦР-тестом на COVID-19, оборудования учебных классов для лиц с жалобами на признаки респираторного заболевания, у которых взяты анализы и получен отрицательный ПЦР-тест на COVID-19. Также дано указание на проведение противоэпидемических мероприятий внутри локального участка – пересмотр порядка выдачи пищи, посещения бани, после каждой помывки проведение дезинфекции, проведение медицинского наблюдения за осужденными – измерение температуры, осмотр зева, выдача противовирусного лечения заболевшим. В течение 12 часов, то есть ДД.ММ.ГГГГ к месту очага выехала <данные изъяты>ФИО31 по результатам расследования составив акт эпидемиологического расследования.

В это время она (свидетель) подготовила письменное постановление о введении режимно-ограничительных мероприятий (карантина) в ИК-23, которое не было согласовано начальником ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России. Она по ведомственной электронной почте ДД.ММ.ГГГГ в 16.35 часов сообщила в ФСИН России о выявлении <данные изъяты> случаев заболевших COVID-19, а ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом ФСИН России было принято постановление .

Допрошенная в судебном заседании свидетель <данные изъяты>, ФИО31 будучи предупрежденной об уголовной ответственности по статьям 307, 308 УК РФ, показала, что ДД.ММ.ГГГГ в 20:00 часов поступила информация о <данные изъяты> положительных случаях COVID-19, в 20:10 часов ФИО15, <данные изъяты> сообщила об этом по телефону в ФКУ ИК-23 и <данные изъяты> в том числе дала распоряжение о необходимости развертывания изолятора для больных COVID-19, разграничения пациентов, разобщении их.

Она (свидетель) ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 часов, то есть через 12 часов после поступления информации выехала на очаг по распоряжению <данные изъяты>ФИО15 и <данные изъяты>ФИО35 В соответствии с методическими показаниями выезжать на очаг необходимо в течение суток от получения информации о положительных случаях заболевания в целях проведения санитарно-эпидемиологического расследования и принятия противоэпидемических мероприятий.

На месте она провела осмотр очага, установила круг контактных лиц, дала устное распоряжение о проведении дезинфицирующей обработки. Порчдок проведения помывки и выдачи пищи был пересмотрен, локальные участки были закрыты, лекарственные препараты и медицинское оборудование имелись в полном объеме. На момент осмотра были развернуты отдельные помещения (изолятор ЗП-6 для больных COVID-19, спортзал для больных ОРВИ). К 15:00 часам были подготовлены учебные классы для лиц с клиническими проявлениями (легкое течение заболевания), ожидавших результатов тестов.

В локальных участках размещались условно контактные лица без клинических проявлений. В ходе осмотра проверяла изолятор <данные изъяты>) согласно спискам заболевших COVID-19. На момент проверки средств индивидуальной защиты было недостаточно, однако в течение 1-1,5 часа в здравпункт они были доставлены. Защитных костюмов, масок, респираторов было достаточно.

За находившимися в локальных участках лицам проводилось медицинское наблюдение, устный опрос о состоянии здоровья, измерялась температура утром и вечером, осматривался зев, что фиксировалось в карантинных листах. Дезинфекция проводилась в полном объеме. Очаг был локализован в течение двух дней. ДД.ММ.ГГГГ COVID-19 был выявлен еще у <данные изъяты> человек.

Для подготовки донесения в Москву ДД.ММ.ГГГГ в 16:30 ФИО15 подготовила информацию (динамика в течении суток), которая была отражена в журнале иммунологической лаборатории и журнале инфекционных заболеваний. ДД.ММ.ГГГГ в 17:30 часов ФИО15 направила донесение в Москву, подготовила проект своего предписания, сообщив устно о введении карантина, ждали указаний, а утром ДД.ММ.ГГГГ приказ о введении карантина был вынесен главным санитарным врачом ФСИН России. Ежедневно об обстановке в ФКУ ИК-23 по телефону в филиал <данные изъяты>» сообщал медработник <данные изъяты>

Допрошенная в судебном заседании свидетель <данные изъяты>, ФИО16, будучи предупрежденной об уголовной ответственности по статьям 307, 308 УК РФ, показала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске, однако была осведомлена об эпидемиологической обстановке в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области. В журнале формы <данные изъяты> зарегистрировано <данные изъяты> заболевших COVID-19 человек из отряда . С жалобами на ухудшение состояния здоровья в медчасть осужденные обращались ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, были изолированы, у них был взят ПЦР-тест на COVID-19. Всего обратилось <данные изъяты> человек, у <данные изъяты> из которых установлено заболевание COVID-19, у <данные изъяты> – ОРВИ. Тест брался при температуре 37.5? C и выше и наличии одного из признаков респираторного заболевания. При жалобах на потерю обоняния и вкуса тест не берется в соответствии с требованиями Минздрава России.

Поздно вечером ДД.ММ.ГГГГ пришли результаты теста на COVID-19, в связи с чем <данные изъяты>ФИО31ДД.ММ.ГГГГ провела санитарно-эпидемиологическое расследование, в ходе которого были определены и минимизированы границы очага (вся колония), введены ограничительные мероприятия - заболевшие COVID-19 и ОРВИ были изолированы, передвижение ограничивалось. Контактные лица при наличии признаков ОРВИ были изолированы в спортзал, а заболевшие COVID-19, - в <данные изъяты> где их посещал врач. Контактные лица находились в отрядах, где ежедневно проводилась дезинфицирующая обработка хлорным средством, и проходило наблюдение на ними. Они были ограничены в движении, и при ухудшении состояния здоровья могли обращаться к дежурному, поскольку врачи были заняты лечением больных с COVID-19.

В ходе проведения санитарно-эпидемиологического расследования ФИО31 устно сообщила врачу, фельдшерам <данные изъяты> сотрудникам тыловой службы ФКУ ИК-23 о необходимых к принятию противоэпидемических мер.

Поскольку и.о. главного врача «ЦГСЭН» не было, а главный врач находился в отпуске до ДД.ММ.ГГГГ, о случившемся сообщили в Москву внеочередными донесениями. Карантин был введен приказом главного санитарного врача ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. После ДД.ММ.ГГГГ случаи COVID-19 не выявлялись.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО17, <данные изъяты>, будучи предупрежденным об уголовной ответственности по статьям 307, 308 УК РФ, показал, что после поступления информации о заболевших COVID-19 ФКУ ИК-23 было обеспечено дезинфецирующими средствами, масками, халатами. После получения указаний сотрудником «<данные изъяты>» совместно с медработниками были развернуты помещения для заболевших. Заболевшие осужденные были размещены в ЗП-6 и спортзале уже на момент проверки врача-эпидемиолога.

У суда не имеется оснований ставить под сомнение показания данных свидетелей, которые последовательные, логичные, согласуются между собой и с материалами дела. Свидетели предупреждены об уголовной ответственности по статьям 307, 308 УК РФ. Оснований для оговора свидетелями административного истца судом не установлено, и лицами, участвующими в деле, суду не сообщено.

Суд не может согласиться с административным истцом о критической оценке показаний свидетеля ФИО16, в связи с тем, что в период карантина она находилась в отпуске. Действительно свидетель ФИО16 не являлась очевидцем происходивших событий в ИК-23, однако показания сообщены ею по обстоятельствам дела, согласуются с показаниями свидетелей ФИО15 и ФИО31., поэтому у суда не имеется оснований ставить под сомнения показания свидетеля ФИО16

Постановлением главного государственного санитарного врача ФСИН России от 26.06.2021 № 431 в связи с выявленными случаями заболевания новой коронавирусной инфекцией у осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, и в целях предупреждения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции среди подозреваемых, обвиняемых, осужденных и работников ИК-23 в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области введены ограничительные мероприятия (карантин) с ДД.ММ.ГГГГ и до особого указания.

Данным постановлением в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области было предписано организовать такие противоэпидемические (профилактические) и режимно-ограничительные мероприятия, как организовать развертывание отдельных помещений: изоляторов для инфекционных больных (отдельно для больных ОРВИ и COVID-19), обсерватора для контактных лиц;

принять меры к максимальному разобщению осужденных из разных отрядов, бригад; ограничить участие осужденных из ИК-23 в судебно-следственных действиях с выездом за пределы учреждения, использовать возможности средств видеоконференц-связи; комиссионно определить круг контактных лиц; обеспечить ежедневное динамическое медицинское наблюдение за контактными лицами в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19; обеспечить проведение в учреждении медицинскими работниками ежедневных обходов с осмотром зева и термометрией с целью своевременного выявления и изоляции больных с симптомами COVID-19, а также гриппа и ОРВИ, пневмонии;

обеспечить своевременную изоляцию больных с клиническими симптомами ОРВИ не менее, чем на 14 дней с момента появления симптомов в изолятор для инфекционных больных, контактных лиц – в обсерватор; обеспечить своевременное направление на стационарное лечение лиц с признаками COVID-19, а также гриппа, ОРВИ, пневмонии, подлежащих госпитализации; провести в учреждении заключительную дезинфекцию и увеличить кратность проведения текущей дезинфекции с применением моющих и дезинфицирующих средств, рекомендованных к применению при вирусных инфекциях.

Данное постановление отменено постановлением главного государственного санитарного врача ФСИН России от 19.07.2021 с ДД.ММ.ГГГГ на основании представленной информации ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России о проведении противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, а также о проведении лабораторного исследования биоматериала контактных лиц на выявление COVID-19, получении отрицательного результата исследований и истечению инкубационного периода заболевания (14 дней).

Согласно журналу учета инфекционных заболеваний от ДД.ММ.ГГГГ и акту эпидемиологического расследования от ДД.ММ.ГГГГ среди заболевших COVID-19 выявлено ДД.ММ.ГГГГ – 17 случаев, ДД.ММ.ГГГГ – 2 случая, ДД.ММ.ГГГГ – 4 случая, которые зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки доводам административного истца в материалы дела административным ответчиком предоставлены карантинные листы по отрядам и ФКУ ИК-23 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в которых имеются отметки о температуре, состоянии зева, состоянии здоровья осужденных.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что данные карантинные листы по факту не велись. Данные доводы какими-либо доказательствами не подтверждены, опровергаются показаниями допрошенного свидетеля ФИО31

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с аптеки филиала «Больница» ФКУС МСЧ-51 ФСИН России в <данные изъяты> отпускались лекарственные препараты для лечения и профилактик и новой короновирусной инфекции COVID-19 в достаточном количестве (л.д. 57).

Данные сведения подтверждаются оборотной ведомостью и выпиской из оборотной ведомости лекарственных препаратов по ЗП-6 за указанный период, согласно которой при наличии начального остатка с учетом прихода лекарственных препаратов их количество было достаточным (л.д. 56, 58).

Актами проведения дезинфекции за период с 04 июня по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается проведение профилактической дезинфекции в столовой банно-прачечном-комплексе, отрядах , СУОН, карантине, БК, ШИЗО, ПКТ, КПП со штабом, КДС, блоке складов караульном помещении и территории вокруг этих объектов, входящего (выходящего) автотранспорта, площадь обработки составила <данные изъяты> (л.д. 64-94).

Согласно надзорному производству том 2 Ягич П.В. ДД.ММ.ГГГГ направил обращение в Генеральную прокуратуру РФ по Северо-западному федеральному округу по вопросу регистрации случаев заболевания новой короновирусной инфекции COVID-19 среди осужденных ФКУ ИК-23.

В ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ Мурманская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях сообщила, что нарушение требований уголовно-исполнительного законодательства не выявлено, сотрудниками администрации исправительного учреждения, медицинскими работниками <данные изъяты> специалистами филиала «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России применялся полный комплекс противоэпидемических мероприятий (л.д. 175-181).

Таким образом, суд приходит к выводу, что в связи с выявленными случаями заражения осужденных COVID-19 ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России и ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области были приняты достаточные, своевременные и адекватные противоэпидемические мероприятия, меры по профилактике и борьбе с распространением COVID-19 на территории ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области.

Вопреки доводам административного истца приказ главного санитарного врача ФСИН России от 26.06.2021 № 431 о введении режимно-ограничительных мероприятий (карантина) не свидетельствует о ненадлежащих противоэпидемиологических мерах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Так, показаниями свидетелей ФИО15, ФИО31ФИО16, ФИО17, ФИО13 и ФИО12 в совокупности с представленными документами подтверждается своевременная организация в ИК-23 противоэпидемических, профилактических, ограничительных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ, то есть сразу же после получения сотрудниками филиала «<данные изъяты> информации о выявленных случаях заболевших COVID-19, а именно: был организован изолятор <данные изъяты> куда размещались больные COVID-19. Лица с клиническими признаками ОРВИ размещались в спортзале. В учебных классах размещались лица с признаками ОРВИ. Ожидающие результата ПЦР-теста на COVID-19. Приняты меры по разобщению осужденных в локальных участках, проводилась ежедневная дезинфекция помещений. Лекарственными препаратами и средствами индивидуальной защиты ИК-23 было обеспечено в требуемом количестве.

Так, допрошенные свидетели ФИО13 и ФИО12 показали, что, обратившись ДД.ММ.ГГГГ к врачу-терапевту с жалобами на плохое самочувствие, были осмотрены и направлены в изолятор.

Прибыв ДД.ММ.ГГГГ в ИК-23 для проведения эпидемиологического расследования, <данные изъяты>ФИО31 установила, что противоэпидемические, профилактические, ограничительные мероприятия в ИК-23 фактически организованы и применяются.

В результате своевременных, достаточных и адекватных мер эпидемиологическая обстановка в ИК-23 была нормализована, последний случай положительного теста на COVID-19 выявлен ДД.ММ.ГГГГ. Введенные режимно-ограничительные мероприятия (карантин) длились с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы административного истца о том, что локальные участки в период эпидемии закрыты не были, поскольку проводились судебные заседания по видеоконференц-связи, не свидетельствуют о нарушении противоэпидемических мероприятиях.

Согласно сведениям, представленным Ловозерским районным судом Мурманской области, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено три судебных заседания с использованием видеоконференц-связи ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, в том числе два заседания ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в пункте 6 постановления главного санитарного врача ФСИН России от 26.06.2021 № 431 предписано ограничить участие осужденных из ИК-23 в судебно-следственных действиях с выездом за пределы учреждения, использовать возможности средств видеоконференц-связи.

Таким образом, в период карантина возможность использования средств видеоконференц-связи в ИК-23 не была ограничена.

Участие осужденных в судебных заседаниях в период карантина каким-либо образом не повиляло на общую эпидемиологическую обстановку в ИК-23.

Доводы административного истца о непринятии в ИК-23 противоэпидемических мер со ссылкой на смерть осужденного от COVID-19 после снятия карантина, являются его предположением, объективно и документально не подтверждены.

Действия (бездействие), решение должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Такой совокупности условий, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, позволяющих признать незаконными действия (бездействие) ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России по неоказанию административному истцу медицинской помощи и непроведению противоэпидемических мероприятий в ИК-23, судом не установлено, поэтому административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Ягича П.В. о признании незаконным бездействия должностных лиц ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Хуторцева