Дело № 2а-142/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 февраля 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Буджаевой С.А.,
при секретаре судебного заседания Сангаевой Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании решений, действий (бездействия) Главы Республики Калмыкия, Администрации Главы Республики Калмыкия и Прокуратуры Республики Калмыкия,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании решений, действий (бездействия) Главы Республики Калмыкия, Администрации Главы Республики Калмыкия и Прокуратуры Республики Калмыкия.
Свои требования мотивировал тем, что распоряжением Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года №404-р назначено проведение проверки достоверности и полноты сведений о его доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2018гг. Полагает указанное распоряжение незаконным, в связи с тем, что на момент назначения проверки он не являлся гражданским служащим, поскольку прекратил исполнение должностных обязанностей по собственной инициативе путем подачи заявления об увольнении (без указания даты увольнения) от 11 июля 2019 года (исх. СИЗО №1 за №9/4/3-2339 от 12.07.2019г.). Более того, проверка поручена неуполномоченному органу - отделу по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия.
Не согласившись с указанным распоряжением, 23 сентября 2019 года он обратился с жалобой в Прокуратуру Республики Калмыкия (исх. за №9/4/3-3199 от 25.09.2019г.), которая была оставлена без удовлетворения письмом за исх.№15/86-185-2019 от 23 октября 2019г. Считает, что его обращение Прокуратурой Республики Калмыкия фактически не рассмотрено, проверка по жалобе не проведена. Ответ прокуратуры Республики Калмыкия и бездействие по непринятию мер прокурорского реагирования полагает незаконными.
На указанное распоряжение им 25 сентября 2019 года также подана жалоба в адрес Главы Республики Калмыкия, которая не была им лично рассмотрена, ответ на жалобу направлен за подписью руководителя Администрации Главы РК. В связи с чем полагает бездействие Главы Республики Калмыкия по нерассмотрению его жалобы незаконным и необоснованным.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд признать недействительным и отменить распоряжение Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года №404-р., признать незаконными бездействие Главы Республики Калмыкия по нерассмотрению его жалобы на распоряжение Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года №404-р и отказ Прокуратуры Республики Калмыкия в принятии мер прокурорского реагирования по его жалобе на распоряжение Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года №404-р (ответ за исх.№15/86-185-2019 от 23 октября 2019г.).
В ходе рассмотрения дела ФИО1 дополнил заявленные требования, просил признать служебный контракт, заключенный между ФИО1 и Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, расторгнутым по инициативе гражданского служащего.
Определением суда от 5 февраля 2020 года требование ФИО1 к Главе Республики Калмыкия о признании служебного контракта, заключенного между ФИО1 и Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, расторгнутым по инициативе гражданского служащего оставлено без рассмотрения ввиду нахождения в производстве суда гражданского дела по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования, просил удовлетворить.
Представитель административных ответчиков – Главы Республики Калмыкия, Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО2 административные исковые требования не признал, ссылаясь на доводы, приведенные в письменных возражениях.
Представитель прокуратуры Республики Калмыкия Лиджиева В.П. административные исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для их удовлетворения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжением Главы Республики Калмыкия от 21 декабря 2015 года №281-р административный истец ФИО1 назначен на должность заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.
17 мая 2019 года в Администрацию Главы Республики Калмыкия поступило письмо следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия за исх.№16-19/000020 от 17.05.2019г., в котором сообщалось о возбуждении в отношении заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части 5 статьи 290 УК РФ (получение взятки). Также обращение содержало просьбу о проведении в отношении ФИО1 служебной проверки в связи с предоставлением ФИО1 ложных сведений о месте своего проживания и лицах, предоставивших ему жилое помещение, за период с 2015 по 2019 годы.
Письмом Администрации Главы Республики Калмыкия за исх.№003/ЧБ-05-06-381 от 21 мая 2019 года указанное обращение следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия от 17 мая 2019 года было переадресовано в адрес Председателя Правительства Республики Калмыкия ФИО3 с целью проведения проверки в отношении заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1
На основании обращения следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия от 17 мая 2019 года за исх.№16-19/000020 об организации проведения проверки в отношении заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1, поручения Председателя Правительства Республики Калмыкия ФИО3 от 21 мая 2019 года №003/ЧБ-05-06-381 Отделом по вопросам государственной службы и кадровой работы Аппарата Правительства Республики Калмыкия в период с 21 мая 2019 года по 12 сентября 2019 года была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2019 годы, представленных заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1
Согласно выводам проведенной в отношении административного истца проверки кадровой службой Аппарата Правительства Республики Калмыкия факт предоставления заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не установлен.
Результаты проведенной кадровой службой Аппарата Правительства Республики Калмыкия проверки оформлены докладом на имя Врио Главы Республики Калмыкия ФИО4, направленным в адрес Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО5 сопроводительным письмом от 12 сентября 2019 года за исх.№0021/ГБ-13-08-1531.
По итогам рассмотрения материалов проверки, проведенной кадровой службой Аппарата Правительства Республики Калмыкия, начальником отдела по вопросам противодействия коррупции ФИО6 на имя руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО5 подготовлена докладная, содержащая выводы о допущенных кадровой службой в ходе проверки нарушений требований Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, и гражданскими служащими Республики Калмыкия, замещающими должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, и соблюдения указанными служащими требований к служебному поведению (далее – Положения о проверке достоверности и полноты сведений), утвержденного Указом Главы Республики Калмыкия от 7 сентября 2010 года №236, со ссылкой на превышение установленных сроков проведения проверки, ненадлежащее уведомление лица, в отношении которого проводится проверка, а также неполноту проведенной проверки.
По результатам рассмотрения указанной докладной, подготовленной начальником отдела по вопросам противодействия коррупции, руководителем Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО5 вынесено оспариваемое административным истцом распоряжение от 23 сентября 2019 года №404-р, которым в соответствии с пунктами 3, 4 Положения о проверке достоверности и полноты сведений на основании обращения следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия от 17 мая 2019 года за исх.№16-19/000020 Отделу по вопросам противодействия коррупции Администрации Гавы Республики Калмыкия (ФИО6) поручено провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 за период 2015-2018гг.
Результаты проведенной Отделом по вопросам противодействия коррупции Администрации Гавы Республики Калмыкия проверки оформлены докладом, содержащим вывод о том, что заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 систематически представлялись заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что влечет нарушение антикоррупционного законодательства. Главе Республики Калмыкия ФИО4 рекомендовано применить к заместителю Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 меры юридической ответственности за неисполнение обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством.
Указанный доклад по итогам проверки, проведенной Отделом по вопросам противодействия коррупции, представлен Главе Республики Калмыкия ФИО4 и и.о.Председателя Правительства Республики Калмыкия ФИО3.
В последующем распоряжением Главы Республики Калмыкия от 17 октября 2019 года №222-рг ФИО1 освобожден от замещаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», о чем он был уведомлен письмом заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия – Руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия ФИО7 от 01 ноября 2019 года за исх.№002-06-1737-С01.
Оспаривая законность распоряжения Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года №404-р, административный истец указывает на то, что проверка поручена не уполномоченному органу. Более того, на момент назначения проверки он не являлся гражданским служащим, поскольку прекратил исполнение должностных обязанностей по собственной инициативе путем подачи заявления об увольнении (без указания даты увольнения) от 11 июля 2019 года (исх. СИЗО №1 за №9/4/3-2339 от 12.07.2019г.).
Проверив оспариваемое административным истцом распоряжение Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года №404-р на предмет его соответствия закону, суд приходит к следующему выводу.
Организационные основы противодействия коррупции установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного федерального закона Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции. Частью 4 этой же статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано создать органы субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В целях реализации данного Указа Президента РФ Указом Главы Республики Калмыкия от 24 октября 2016 года №129 «Об уполномоченном органе Республики Калмыкия по профилактике коррупционных и иных правонарушений» на Администрацию Главы Республики Калмыкия возложено выполнение основных задач и функций в области противодействия коррупции как на уполномоченный орган Республики Калмыкия по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Основания и порядок проведения проверки сведений о доходах установлены Положением о проверке достоверности и полноты сведений, утвержденного Указом Главы Республики Калмыкия от 7 сентября 2010 года №236.
Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Положением устанавливается порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими Республики Калмыкия, замещающими должности государственной гражданской службы.
Пунктом 4.1 Положения установлено, что по решению Главы Республики Калмыкия, Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия отдел по вопросам противодействия коррупции может осуществлять проверку: а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на замещение любых должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также достоверности и полноты иных сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в подпункте «а» указанного пункта.
Согласно подпункту «а» пункта 7 Положения закреплено, что основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 указанного Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В соответствии с Положением об отделе по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия, утвержденным распоряжением Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 14 октября 2015 года №393-р, отдел по вопросам противодействия коррупции является структурным подразделением Администрации Главы Республики Калмыкия и выполняет функции органа Республики Калмыкия по профилактике коррупционных и иных правонарушений. По решению Главы Республики Калмыкия, Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия отдел по вопросам противодействия коррупции может в установленном порядке осуществлять проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими любые должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в органах исполнительной власти Республики Калмыкия.
Таким образом, следует различать проверку достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими любые должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляемую подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», проводимую по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего от проверки, осуществляемой отделом по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия, проводимой по решению Главы Республики Калмыкия или Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия, вынесенного не как нанимателем, а как публичным органом, следовательно, настоящий спор подлежит разрешению в порядке административного судопроизводства.
С учетом вышеприведенных положений суд приходит к выводу о том, что Администрация Главы Республики Калмыкия в лице своего структурного подразделения – отдела по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия по осуществлению функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе, по проведению достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими любые должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, в том числе и проверку сведений о доходах и расходах заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия. В связи с чем довод административного истца об отсутствии полномочий у отдела по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия по проведению проверки является необоснованным и подлежит отклонению.
Не может быть принята во внимание и ссылка административного истца на незаконность проведения проверки его доходов по причине того, что на момент назначения проверки он не являлся гражданским служащим. Как следует из материалов дела, на момент назначения проверки 23 сентября 2019 года административный истец ФИО1 являлся гражданским служащим, замещал должность заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия. От указанной должности ФИО1 был освобожден распоряжением Главы Республики Калмыкия от 17 октября 2019 года №222-рг. Обращение его к Главе Республики Калмыкия с заявлением об освобождении от должности в июле 2019 года не свидетельствует о прекращении им трудовых отношений именно с указанного времени, поскольку трудовые отношения с должностными лицами органов исполнительной власти республики подлежат прекращению только на основании распоряжения Главы Республики Калмыкия.
Разрешая требования административного истца о допущенном Главой Республики Калмыкия бездействии, выразившемся в нерассмотрении его жалобы на оспаривамое распоряжение Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года №404-р, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании части 3 статьи 5 Закона № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
В силу части 6 статьи 8 Закона № 59-ФЗ запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3.3 раздела III Временного порядка рассмотрения обращений граждан и организаций, поступающих в адрес Главы Республики Калмыкия, утвержденного распоряжением Главы Республики Калмыкия от 8 апреля 2019г. №72-рг, согласно которому обращения, содержащие обжалование действия (бездействия) Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия, рассматриваются непосредственного Главой Республики Калмыкия.
Судом установлено, что 01 октября 2019 года в Администрацию Главы Республики Калмыкия из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Калмыкия за исх.№9/4/3-3198 от 25 сентября 2019 года поступила жалоба административного истца ФИО1, адресованная Главе Республики Калмыкия ФИО4.
Указанная жалоба зарегистрирована в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы Республики Калмыкия за вх.№001/1735-ОГ от 01 октября 2019 года.
В своей жалобе ФИО1 просил отменить распоряжение Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО5 от 23 сентября 2019 года №404-р, признать оставление без рассмотрения Администрацией Главы Республики Калмыкия его пяти заявлений от 08 июля 2019 года (два заявления), от 11 июля 2019 года (два заявления), от 06 августа 2019 года об освобождении от должности по собственной инициативе, нарушающими его права и охраняемые законом интересы; просил дать указание по оформлению его освобождения от должности, увольнению с государственной гражданской службы Республики Калмыкия на основании его заявления от 11 июля 2019 года.
Указанная жалоба рассмотрена Руководителем Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО5 и направлен ответ ФИО1 исх.№003-06-173591 от 10 октября 2019 года, в котором сообщено о том, что его письменные обращения об освобождении от занимаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия от 08 июля, 11 июля, 18 сентября 2019 года были направлены в Правительство Республики Калмыкия для принятия решения. Кроме того, административному истцу было сообщено о том, что служебная проверка о достоверности предоставленных им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2019 годы проведена отделом по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия на основании Распоряжения Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года за №404-р в связи с поступившим письмом следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия от 17 мая 2019 года.
Таким образом, жалоба административного истца была рассмотрена Руководителем Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО5, тогда как в указанной жалобе ставился вопрос об отмене вынесенного им же распоряжения от 23 сентября 2019 года №404-р, что свидетельствует о нарушении запрета, содержащегося в части 6 статьи 8 Закона №59-ФЗ, на рассмотрение обращений теми должностными лицами, решение или действия (бездействие) которых обжалуются.
Из пояснений представителя административных ответчиков ФИО2 в судебном заседании следует, что жалоба ФИО1 рассмотрена Руководителем Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО5 ввиду нахождения Главы Республики Калмыкия ФИО4 в командировке с 1 по 3 октября и с 8 по 11 октября 2019 года в г.Москве, которому не было известно о поступившей жалобе.
При таких данных факт нерассмотрения Главой Республики Калмыкия по принадлежности жалобы ФИО8 на Распоряжение Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года за №404-р нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Вместе с тем по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статьи 3 и 4 КАС РФ, статья 46 Конституции Российской Федерации).
По смыслу положений статей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца в результате такого решения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что в данном случае само по себе направление письменных мотивированных ответов на жалобу административного истца за подписью Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия, чье решение обжаловалось, и нерассмотрение его обращения Главой Республики Калмыкия не влечет для административного истца какие-либо правовые последствия, затрагивающие или нарушающие его права.
Каких-либо нарушений прав и свобод административного истца в результате нерассмотрения его жалобы Главой Республики Калмыкия либо создания препятствий к осуществлению его прав и свобод, либо незаконного возложения обязанности или незаконного привлечения к ответственности не установлено. Фактически неблагоприятных последствий нерассмотрением Главой Республики Калмыкия его жалобы для административного истца не наступило. Административный истец реализовал свое право путем оспаривания распоряжения в судебном порядке, по которому судом высказано суждение.
Таким образом, необходимого условия для удовлетворения заявленного требования о признании незаконным бездействия Главы Республики Калмыкия, а именно нарушение прав административного истца в результате нерассмотрения его жалобы Главой Республики Калмыкия не установлено, в связи с чем указанное требование к Главе Республики Калмыкия подлежит отклонению.
Не подлежит удовлетворению и заявленное административным истцом требование о признании незаконным бездействия Прокуратуры Республики Калмыкия, выразившегося в непроведении проверки и непринятии мер прокурорского реагирования по его жалобе на распоряжение Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года №404-р, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
В силу части 1 статьи 26 названного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор в том числе рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 данного Закона.
Непосредственный порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации регламентирован Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45.
В силу пунктов 3.1 и 3.2 названной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передачи на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю. Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для рассмотрения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.
При этом, какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, в том числе понуждение прокурора к принятию мер, предусмотренных положениями пунктом 2 статьи 27, статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации», иными нормами действующего законодательства не предусмотрена и в силу положений ст. 5 вышеуказанного Закона запрещена; суд не вправе вмешиваться в распорядительные полномочия прокурора, обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки; в случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке; непринятие прокурором мер реагирования не препятствует лицу в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права этого лица в судебном или ином предусмотренном законом порядке; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд; когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Судом установлено, что 25 сентября 2019 года административным истцом ФИО1 в прокуратуру Республики Калмыкия подана жалоба, в которой он просил признать незаконным распоряжение Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года №404-р и принять меры прокурорского реагирования по защите его прав.
Рассмотрение поступившего обращения поручено прокурором республики Калмыкия ФИО9 отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
По результатам проведенной проверки на вышеуказанную жалобу в адрес административного истца в установленный срок направлен ответ за исх.№15/86-185-2019 от 23.10.2019г. за подписью начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры РК ФИО10, в котором сообщено заявителю, что отделом по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия на основании обжалуемого распоряжения Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года №404-р в отношении заявителя осуществлена проверка достоверности и полноты сведений, представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по результатам которой распоряжением Главы Республики Калмыкия от 17 октября 2019 года №222-рг он уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия. Административному истцу также разъяснено право на оспаривание распоряжения от 23 сентября 2019 года №404-р в судебном порядке, а также право самостоятельного обращения в суд с заявлением о восстановлении на работе.
Таким образом, вопреки доводам административного истца материалами дела подтверждается, что при рассмотрении обращения ФИО1 должностными лицами прокуратуры Республики Калмыкия нарушений Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45, не допущено.
Несогласие административного истца с содержанием ответа прокуратуры Республики Калмыкия само по себе не свидетельствует о его незаконности, а равно не может свидетельствовать о допущенном бездействии.
Более того, выбор конкретных мер прокурорского реагирования, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры и не входит в компетенцию суда. Иное означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах утверждения административного истца о незаконном нарушающим его права бездействии прокуратуры Республики Калмыкия при рассмотрении его обращения не нашли своего объективного подтверждения, права административного истца нельзя полагать нарушенными.
По изложенным основаниям административные исковые требования ФИО1 об оспаривании решений, действий (бездействия) Главы Республики Калмыкия, Администрации Главы Республики Калмыкия и Прокуратуры Республики Калмыкия удовлетворению не подлежат.
Приведенные административным истцом в судебном заседании доводы о нарушении судом его права на защиту, о необходимости воспользоваться помощью адвоката свидетельствуют, по мнению суда, о злоупотреблении административным истцом, имеющим высшее юридическое образование, являющимся судьей в отставке, своими процессуальными правами и явной направленности на затягивание судебного процесса, что является нарушением ст. 17 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о недопустимости злоупотребления правом.
Как видно из материалов дела, административный иск поступил в суд 25 ноября 2019 года, по делу состоялось три судебных заседания, все заявленные ФИО1 ходатайства об истребовании письменных доказательств судом были удовлетворены, копии всех истребованных у административных ответчиков документов, а также письменные возражения представителя Главы РК, Администрации Главы РК и прокуратуры РК были направлены ему для ознакомления и получены в полном объеме. За весь период судебного разбирательства административным истцом не заявлялось ходатайств о необходимости участия представителя. Более того, каких-либо новых доказательств либо новых доводов помимо изложенных в своих письменных возражениях административными ответчиками в судебном заседании не представлено и не приведено, за исключением копий двух распоряжений Главы Республики Калмыкия о его нахождении в командировке в г.Москве с 1 по 3 октября и с 8 по 11 октября 2019 года, которые были исследованы в судебном заседании, озвучено их полное содержание.
Руководствуясь ст.ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании решений, действий (бездействия) Главы Республики Калмыкия, Администрации Главы Республики Калмыкия и Прокуратуры Республики Калмыкия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Буджаева