ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1430/2018 от 21.03.2018 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Административное дело № 2а-1430/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2018 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Яковенко О.В.,

при секретаре Авериной Е.М.,

с участием представителей административных истцов Подъяпольского С.А., Каплина Н.С.,

с участием представителя административного ответчика Савельевой С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий), Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мандра» (Чуткая), Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Таимба» (Кузница), Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Ямбукан» (Полноводный), Милорадовой Е.Н., Коптелко А.В., Коптелко З.Б. к Правительству Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У С Т Н О В И Л:

Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий), Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера «Мандра» (Чуткая), Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера «Таимба» (Кузница), Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера «Ямбукан» (Полноводный), Милорадова Е.Н., Коптелко А.В., Коптелко З.Б. обратились в суд с иском Правительству Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что 11.05.2017 истцы обратились к административному ответчику с коллективным обращением общин об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края. К коллективным обращениям были приобщены проект положения о территории традиционного природопользования коренных и малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, пояснительная записка по вопросу образования территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края. На поступившее обращение руководителем Агентства по развитию Северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярска был дан разъяснительный ответ о порядке рассмотрения обращений об образовании территорий, перечень необходимых документов, требующихся для решения вопроса.

Истцы полагают, что ответчиком принято неправомерное решение о направлении истцам разъяснительного ответа без принятия соответствующего решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края. Кроме этого ответчиком указано о принятии административного регламента, положения которого направлены на регулирование порядка рассмотрения обращений об образовании таких территорий. Административные истцы полагают, что коллективные обращения рассмотрены ответчиком в установленном законом порядке не были, просят признать незаконным бездействие должностных лиц Правительства Красноярского края, выразившееся в непринятии решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края, регионального (краевого) значения площадью 76 760 тыс.га в границах, совпадающих с границей муниципального образования «Эвенкийский муниципальный район» в ответ на коллективные обращения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и проживающих на территории Эвенкийского муниципального района, и общин коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района об образовании территорий традиционного природопользования регионального (краевого) значения; возложить обязанность на Правительство Красноярского края принять решение об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края, регионального (краевого) значения площадью 76 760 тыс.га в границах, совпадающих с границей муниципального образования «Эвенкийский муниципальный район» незаконным.

В судебных заседаниях представитель административных истцов Якимов В.Е., доверенности в деле, представители Подъяпольский С.А., Каплин Н.С., доверенность в деле, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, представили письменные пояснения, доводы которых поддержали. Дополнительно суду пояснили, что административный ответчик неправомерно уклонился от разрешения вопроса об образовании территорий. К коллективным обращениям были приложены все необходимые документы, и ссылка ответчика на недостаточность документов, в том числе об отсутствии плана границ земельного участка и описания территории, является несостоятельной. Довод представителя административного ответчика о несоблюдении формы обращения и неверной адресации должностному лицу не имеют определяющего значения. Поскольку истцы обратились до утверждения Порядка от 16.06.2017, административный ответчик обязан был разрешить обращения по существу, в соответствии с требованиями закона Красноярского края. Восстановительной мерой нарушенного права административных истцов является возложение обязанности на административного ответчика о принятии решения об образовании территории.

Представитель административного ответчика Правительства Красноярского края Савельева С.Б., полномочия проверены, исковые требования не признала, представила суду письменные возражения, дополнения к ним, которые поддержала в судебном заседании. Дополнительно суду пояснила, что коллективное обращение родовых общин было рассмотрено в порядке, предусмотренном ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ, поскольку было составлено в некорректной форме. Составленное коллективное обращение не предполагает принятие компетентным органом соответствующего решения. Кроме этого в обращении неверно описаны границы территории. Так же истцами неверно определена мера, обеспечивающая устранение нарушенных прав заявителей.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании не законными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст.226 КАС РФ).

В силу ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Право субъектов Российской Федерации регулировать вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а так же защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, совместно с Российской Федерации установлено пунктом «в», «м» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

Вопрос образования территории традиционного природопользования, регламентируется Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ, образование территорий традиционного природопользования регионального значения осуществляется решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

В соответствии с п. «а» ст. 6 Закона Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5343 «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» основными направлениями организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов являются, в том числе и образование, охрана и использование территорий традиционного природопользования малочисленных народов.

Статьей 8 указанного выше Закона предусмотрено, что к полномочиям Правительства края в сфере организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов относятся: принятие решений об образовании территорий традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, установление порядка образования территорий традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения и перечня документов, необходимых для принятия решения об образовании территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения; согласование образования на территории края территорий традиционного природопользования федерального значения.

Согласно п. 1 ст.10 Закона образование территорий традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) и местного значения осуществляется соответственно решениями Правительства края и органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Территории традиционного природопользования малочисленных народов образуются в местах традиционного проживания и на исторически сложившейся территории расселения малочисленных народов, где преобладает традиционный вид природопользования. Территории традиционного природопользования малочисленных народов не образуются на территориях, на которых расположены действующие производственные, военные, иные режимные объекты, а также объекты особо охраняемых территорий, не относящиеся к традиционному природопользованию.

Статьей 12 Закона предусматривается, что обращение об образовании территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения должно содержать: сведения о лицах, ходатайствующих об образовании территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения; сведения о предполагаемой площади и местонахождении территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения с приложением описания границ и схем такой территории; обоснование необходимости образования территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения; наименование и перечень видов традиционного природопользования.

Порядок образования территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения и перечень документов, необходимых для принятия решения об образовании территории традиционного природопользования малочисленных народов краевого (регионального) значения, устанавливаются Правительством Красноярского края.

Направляя 11.05.2017 коллективное обращение от 28.10.2016, административные истцы требовали рассмотрения его по существу с разрешением вопроса о принятии решения об образовании территории традиционного природопользования малочисленных народов.

Однако административным ответчиком указанное обращение направлено в Агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края для подготовки ответа заявителю.

Вместе с тем, суд не может принять в качестве обоснованного довод представителя административного ответчика о правомерном направлении и подготовке агентством разъяснительного ответа на данное коллективное обращение в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Поскольку Порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, краевого (регионального) значения и перечня документов, необходимых для принятия решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, краевого (регионального) значения был утвержден постановлением Правительства Красноярского края только 18.07.2017, то рассмотрение коллективного обращения, поступившего 11.05.2017, должно было быть организовано в соответствии с требованиями Закона Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5343.

Вместе с тем, истцами предъявлены требования о признании бездействия в части непринятия решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края и возложения обязанности на административного ответчика принять таковое решение.

Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В соответствии с правилами статьи 227 КАС РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №36 от 27.09.2016, суд не вправе подменять орган, который в силу закона принимает соответствующие решения.

В этой связи у суда отсутствуют правовые основания для признания бездействия административного ответчика, выразившееся в непринятии решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края незаконным и возложении обязанности на него по принятию указанного решения.

Таким образом, исковые требования административных истцов не подлежат удостоверению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействие Правительства Красноярского края, выразившееся в непринятии решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края, регионального (краевого) значения площадью 76 760 тыс.га в границах, совпадающих с границей муниципального образования «Эвенкийский муниципальный район» в ответ на коллективные обращения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и проживающих на территории Эвенкийского муниципального района, и общин коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района об образовании территорий традиционного природопользования регионального (краевого) значения; возложении обязанности на Правительство Красноярского края принять решение об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края, регионального (краевого) значения площадью 76 760 тыс.га в границах, совпадающих с границей муниципального образования «Эвенкийский муниципальный район», отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий О.В. Яковенко