№ 2а-1431/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нагимовой К.П.,
при секретаре Ишимовой Л.Г.,
с участием представителя административного истца: помощника прокурора ЗАТО г.Межгорье Лотхова М.В.,
представителя административного ответчика: ОМВД России по ГО ЗАТО г.Межгорье – ФИО1, по доверенности №... от ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Межгорье в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД России по ГО ЗАТО г.Межгорье о признании незаконными бездействии и обязании устранить нарушения,
установил:
Прокурор ЗАТО г. Межгорье в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ОМВД России по ГО ЗАТО г.Межгорье о признании незаконными бездействии и обязании устранить нарушения. В обоснование требований указав, что прокуратурой ЗАТО г.Межгорье по результатам проверки исполнения законодательства об оружии, установлено, что ОМВД России по ГО ЗАТО г. Межгорье допускаются нарушения федерального законодательства в указанной сфере. В соответствии со ст. 52 ФЗ «О полиции» надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Во исполнение задания прокуратуры Республики Башкортостан прокуратурой ЗАТО г. Межгорье в отделе МВД России по ГО ЗАТО г. Межгорье проведена проверка исполнения законодательства об оружии. В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое, в том числе, на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, далее именуемого в законе как государственная военизированная организация. Частью 3 ст.5 указанного Закона установлено, что порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации. Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, в том числе в органах внутренних дел, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 № 1314. Пунктом 18 названных Правил предусмотрено, что хранение оружия в государственных военизированных организациях должно осуществляться только в специально оборудованных для этих целей помещениях, обеспечивающих сохранность, безопасность его хранения и исключающих несанкционированный доступ посторонних лиц. В целях реализации указанных требований приказом МВД России от 12.01.2009 № 13 утверждена Инструкция по организации снабжения, хранения, учета выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция). Инструкция определяет порядок хранения и обеспечения сохранности оружия и боеприпасов, специальных средств, находящихся в комнатах хранения оружия территориальных органов МВД России, а также порядок хранения изъятых, добровольно сданных, найденных оружия, патронов к нему, боеприпасов, находящихся в комнатах хранения оружия территориальных органов МВД России (пункт 1 Инструкции). Порядок хранения вооружения и боеприпасов в подразделениях органов внутренних дел регламентируется разделом VIII Инструкции, а требования к расположению и устройству комнаты для хранения оружия установлены в п. 226 этого раздела, предусматривающем, что для хранения оружия и боеприпасов в подразделениях отводится отдельная комната (помещение). Дверь в комнату для хранения оружия должна быть обита листовой сталью либо быть полностью изготовленной из металла с установлением двух замков, один из которых должен быть задвижным. Дверной проем дополнительно с внутренней стороны комнаты для хранения оружия оборудуется металлической решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150x150 мм, усиленным по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм. Металлическая решетчатая дверь оборудуется навесным замком. Внутренние стены комнаты для хранения оружия выполняются из кирпича, толщина которого составляет не менее 380 мм. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение ч.З ст.5 Федерального закона «Об оружии», пунктов 15, 18 Правил, абзаца 4 пункта 226 Инструкции металлическая решетчатая дверь комнаты для хранения оружия Отдела МВД России по ГО ЗАТО Межгорье усилена по диагонали стальным профилем с внутренней стороны шириной менее 40 мм, и с наружной стороны - металлической трубкой, шириной менее 35 мм. Кроме того, в нарушение ч.3 ст.5 Федерального закона «Об оружии», пунктов 15, 18 Правил, абзаца 14 пункта 226 Инструкции внутренняя стена комнаты для хранения оружия, расположенная со стороны входа, выполнена из кирпича, толщина которого составляет 250 мм, вместо положенных 380 мм. Указанные нарушения фиксировались в ходе проверки, проведенной прокуратурой ранее, в 1 полугодии 2018 года, и отражались в представлении №7-02-2018/5 от 07.02.2018, внесенном в адрес начальника ОМВД России по ГО ЗАТО г. Межгорье, однако до настоящего времени нарушения не были устранены. В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года №248, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям являются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации являются на районном уровне. Отдел внутренних дел Российской Федерации по ГО ЗАТО г. Межгорье является юридическим лицом, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за №.... Статьей 11 ГК РФ, статьей 4 КАС РФ предусмотрен судебный порядок защиты гражданских прав. Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами служебных обязанностей, а также требований законодательства, регулирующего оборот оружия и боеприпасов и их хранения, что создает угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, может повлечь тяжкие последствия в случае возникновения угрозы террористического акта. Учитывая, что оружие и боеприпасы к нему представляют потенциальную угрозу, несоблюдение ОМВД Росси по ГО ЗАТО г. Межгорье требований, по обеспечению сохранности и безопасности хранения оружия, создает условия для неправомерного завладения оружием и боеприпасами, угрозу причинения вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц. В соответствии с положениями 4.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит признать незаконным бездействие ОМВД России по ГО ЗАТО г. Межгорье, выразившееся в непринятии достаточных мер по приведению к установленным требованиям комнаты хранения оружия, расположенной в помещении ОМВД по адресу ..., г. Межгорье, .... Обязать ОМВД России по ГО ЗАТО г. Межгорье в срок до 10 месяцев со вступления решения суда в законную силу устранить нарушения путем установки в комнате хранения оружия металлической решетчатой двери из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150x150 мм, усиленным по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм, увеличить толщину кладки стены в оружейной комнате, расположенной со стороны входа, до величины не менее 380 мм.
В судебном заседании представитель административного истца: помощник прокурора Лотхов М.В. полностью поддержал административные исковые требования и пояснил аналогично вышеизложенному в иске. Просил полностью требования прокурора удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика: ОМВД России по ГО ЗАТО г.Межгорье – ФИО1, действующий по доверенности №... от ..., не оспаривая факт выявленных нарушений, указал, что требования к ОМВД России по ГО ЗАТО г.Межгорье являются необоснованными и незаконными и не подлежат удовлетворению, поскольку считает, что бездействия со стороны ОМВД не имеется, заявки на ремонт в МВД по РБ направлялись. Однако от них не зависит исполнение, т.к. денежные средства на устранение нарушений из тыла МВД по РБ не поступали. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица: Министерства внутренних дел по ..., в суд не явился, несмотря на надлежащее его извещение о месте и времени судебного заседания. Причина неявки не известна.
В связи с чем, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив доводы административного иска, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 52 ФЗ «О полиции» надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Во исполнение задания прокуратуры Республики Башкортостан прокуратурой ЗАТО г. Межгорье в отделе МВД России по ГО ЗАТО г. Межгорье проведена проверка исполнения законодательства об оружии.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое, в том числе, на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, далее именуемого в законе как государственная военизированная организация.
Частью 3 ст.5 указанного Закона установлено, что порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.
Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, в том числе в органах внутренних дел, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 № 1314.
Пунктом 18 названных Правил предусмотрено, что хранение оружия в государственных военизированных организациях должно осуществляться только в специально оборудованных для этих целей помещениях, обеспечивающих сохранность, безопасность его хранения и исключающих несанкционированный доступ посторонних лиц.
В целях реализации указанных требований приказом МВД России от 12.01.2009 № 13 утверждена Инструкция по организации снабжения, хранения, учета выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция), согласно пункта 1 которой, определяется порядок хранения и обеспечения сохранности оружия и боеприпасов, специальных средств, находящихся в комнатах хранения оружия территориальных органов МВД России, а также порядок хранения изъятых, добровольно сданных, найденных оружия, патронов к нему, боеприпасов, находящихся в комнатах хранения оружия территориальных органов МВД России.
Порядок хранения вооружения и боеприпасов в подразделениях органов внутренних дел регламентируется разделом VIII Инструкции, а требования к расположению и устройству комнаты для хранения оружия установлены в п. 226 этого раздела, предусматривающем, что для хранения оружия и боеприпасов в подразделениях отводится отдельная комната (помещение). Дверь в комнату для хранения оружия должна быть обита листовой сталью либо быть полностью изготовленной из металла с установлением двух замков, один из которых должен быть задвижным. Дверной проем дополнительно с внутренней стороны комнаты для хранения оружия оборудуется металлической решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150x150 мм, усиленным по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм. Металлическая решетчатая дверь оборудуется навесным замком. Внутренние стены комнаты для хранения оружия выполняются из кирпича, толщина которого составляет не менее 380 мм.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой ЗАТО г.Межгорье была проведена проверка ОМВД России по ГО ЗАТО г.Межгорье на предмет исполнения федерального законодательства об оружии, в ходе которой установлено, что в нарушение ч.3 ст.5 Федерального закона «Об оружии», пунктов 15, 18 Правил, абзаца 4 пункта 226 Инструкции металлическая решетчатая дверь комнаты для хранения оружия Отдела МВД России по ГО ЗАТО Межгорье усилена по диагонали стальным профилем с внутренней стороны шириной менее 40 мм, и с наружной стороны - металлической трубкой, шириной менее 35 мм., в нарушение ч.3 ст.5 Федерального закона «Об оружии», пунктов 15, 18 Правил, абзаца 14 пункта 226 Инструкции внутренняя стена комнаты для хранения оружия, расположенная со стороны входа, выполнена из кирпича, толщина которого составляет 250 мм, вместо положенных 380 мм.
Вышеуказанные нарушения зафиксированы в Акте проверки от ... и не оспаривались представителем административного ответчика в суде.
Кроме того, вышеуказанные нарушения были зафиксированы и ранее, в ходе проверки, проведенной прокуратурой ЗАТО г. Межгорье в 1 полугодии 2018 года, по результатам которой в адрес начальника Отдела МВД России по ГО ЗАТО Межгорье было внесено представление №... от ..., однако до настоящего времени нарушения не устранены.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от ...№..., отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям являются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне.
Отдел внутренних дел Российской Федерации по ГО ЗАТО г. Межгорье является юридическим лицом, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за №....
Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами служебных обязанностей, а также требований законодательства, регулирующего оборот оружия и боеприпасов и их хранения, что создает угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, может повлечь тяжкие последствия в случае возникновения угрозы террористического акта.
Учитывая, что оружие и боеприпасы к нему представляют потенциальную угрозу, несоблюдение ОМВД Росси по ГО ЗАТО г. Межгорье требований, по обеспечению сохранности и безопасности хранения оружия, создает условия для неправомерного завладения оружием и боеприпасами, угрозу причинения вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика: Отдела МВД России по ГО ЗАТО Межгорье ФИО1 о том, что отделом направлялось в МВД по РБ технического задания для устранения нарушений суд не может принять во внимание, поскольку, материалами дела не подтвержден факт реального направления в адрес тыла МВД по РБ технического задания №... от ... и №... от ..., имеются только письма с указанными исходящими, однако, факт того, что МВД по РБ получили данные письма ответчика, и ответы на задания в материалы дела не представлены. Указанное только подтверждает факт бездействия Отдела МВД России по ГО ЗАТО Межгорье по исполнению требований законодательства об оружии.
Доводы представителя административного ответчика: Отдела МВД России по ГО ЗАТО Межгорье ФИО1 о том, что Отдел является только получателем бюджетных ассигнований и не имеет полномочий по перечислению выделенных лимитов бюджетных обязательств, в том числе на капитальный ремонт, являются несостоятельными, поскольку в силу вышеуказанных норм права именно Отдел МВД Росси по ГО ЗАТО г. Межгорье должен соблюдать требования, по обеспечению сохранности и безопасности хранения оружия. Согласно Положению об отделе МВД РФ по ГО ЗАТО г.Межгорье к полномочиям отдела отнесено участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) оружия (п. 15); осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за территориальным органом (подп. 4 п. 11).
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора ЗАТО г. Межгорье в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД России по ГО ЗАТО г.Межгорье о признании незаконными бездействии и обязании устранить нарушения, удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие ОМВД России по ГО ЗАТО г. Межгорье, выразившееся в непринятии достаточных мер по приведению к установленным требованиям комнаты хранения оружия, расположенной в помещении ОМВД по адресу ..., г. Межгорье, ... незаконным как несоответствующими закону и нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать ОМВД России по ГО ЗАТО г. Межгорье в срок до 15 июля 2020 года устранить нарушения путем установки в комнате хранения оружия металлической решетчатой двери из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150x150 мм, усиленным по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм, увеличить толщину кладки стены в оружейной комнате, расположенной со стороны входа, до величины не менее 380 мм.
Сообщить об исполнении решения по административному делу в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан и прокурору ЗАТО г. Межгорье, в течение одного месяца после окончания срока установленного настоящим решением.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия мотивированного решения через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2019 года.
Председательствующий судья: К.П. Нагимова