ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1431/20 от 12.02.2020 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 февраля 2020 года Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего: судьи Осипова А.В.,

при секретаре: Баржак С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1431/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени ФИО2, начальнику отдела – старшему судебному приставу РОСП Ленинского АО г.Тюмени ФИО3 о признании незаконным бездействия начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени, начальника отдела – старшего судебного пристава РОСП Ленинского АО г.Тюмени,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что в производстве судебного пристава – исполнителя РОСП Ленинского АО г.Тюмени находится исполнительное производство о взыскании в ее пользу алиментов с должника ФИО4 Однако взыскание алиментов в рамках данных исполнительных производств с должника не производится. ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца в адрес судебных приставов направлен запрос о предоставлении информации. Согласно представленному ответу исполнительное производство окончено ДД.ММ.ГГГГ в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей. При этом сумма удержаний на сегодняшний день не производится, сумма задолженности по алиментам взыскателю не известна. ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени было направлено заявление о привлечении должника к ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, однако ответа на заявления не поступили. Сведения о привлечении ФИО4 по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ отсутствуют. Указанное свидетельствует о длительном бездействии должных лиц службы судебных приставов г.Тюмени. В связи с чем административный истец просит признать бездействие начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени ФИО2 в части не рассмотрения и не предоставления информации по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ; признать бездействие начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени ФИО2 в части не рассмотрения заявления о привлечении ФИО4 к административной ответственности, направленное ДД.ММ.ГГГГ; признать бездействие начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени ФИО2 в части ненадлежащего осуществления контроля за деятельностью должностных лиц ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени; обязать начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени ФИО2 устранить допущенные нарушения, путем предоставления ответов на поданные заявления; признать бездействие начальника РОСП Ленинского АО г.Тюмени ФИО3 в части не рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО4 к административной ответственности; признать бездействие начальника РОСП Ленинского АО г.Тюмени ФИО3 в части не рассмотрения и не предоставления ответа на заявление от ДД.ММ.ГГГГ о возобновлении исполнительного производства в отношении ФИО4, признать бездействие начальника РОСП Ленинского АО г.Тюмени ФИО3 в части ненадлежащего осуществления контроля за деятельностью должностных лиц РОСП Ленинского АО г.Тюмени; обязать начальника РОСП Ленинского АО г.Тюмени ФИО3 устранить допущенные нарушения, путем рассмотрения поданных заявлений.

Административный истец ФИО1, административные ответчики начальник ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени ФИО2, начальник отдела – старший судебный пристав РОСП Ленинского АО г.Тюмени ФИО3, УФССП России по Тюменской области, заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки не сообщили, дело рассмотрено в их отсутствии.

Суд, изучив материалы административного дела, считает, что в удовлетворении заявления следует отказать.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем РОСП Ленинского АО г.Тюмени возбуждено исполнительное производство в отношении должника ФИО4, взыскатель – ФИО1, предмет исполнения – взыскание алиментных платежей в размере 0,35 МРОТ всех видов заработка должника.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем РОСП Ленинского АО г.Тюмени вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника которым обращено взыскание на заработную плату должника ФИО4, копия исполнительного документа направлена по месту работы ФИО4 – ООО «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем РОСП Ленинского АО г.Тюмени вынесено постановление об окончании исполнительного производства .

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем РОСП Ленинского АО г.Тюмени возбуждено исполнительное производство в отношении должника ФИО4, взыскатель – ФИО1, предмет исполнения – взыскание алиментных платежей в размере ? части всех видов заработка должника.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем РОСП Ленинского АО г.Тюмени вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника которым обращено взыскание на заработную плату должника ФИО4, копия исполнительного документа направлена по месту работы ФИО4 – ООО «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем РОСП Ленинского АО г.Тюмени вынесено постановление об окончании исполнительного производства .

В ДД.ММ.ГГГГ годах работодателем должника ООО «<данные изъяты>» представлены справки о доходах по форме 2-НДФЛ, а также копии платежных поручений о перечислении в адрес взыскателя алиментных платежей.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем РОСП Ленинского АО г.Тюмени проведена проверка бухгалтерии предприятия о правильности удержания алиментов с ФИО4

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем РОСП Ленинского АО г.Тюмени вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, должнику ФИО4 определена задолженность в размере 153725, 25 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по ИИД о ВАП по г.Тюмени произведен выход по месту жительства должника ФИО4

ДД.ММ.ГГГГ от представителя ФИО1 – ФИО5 поступило заявление о привлечении должника ФИО4 к административной ответственности.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства. Данное постановление ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ представителем ФИО1 – ФИО5 в адрес РОСП Ленинского АО г.Тюмени направлено заявление о возбуждении исполнительного производства. Данное заявление было передано ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу – исполнителю ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени в ответ на обращение ФИО1 направлены сведения о принятых мерах принудительного исполнения по исполнительному производству. Ответ направлен в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, которым должнику ФИО4 определена задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 111846,45 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени вынесено постановление об ограничении специальных прав должника, которым ФИО4 ограничен в пользовании специальным правом в виде права управления транспортными средствами.

В соответствии со статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (часть 1). Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными указанным Федеральным законом (часть 2). Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства (часть 5). В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 6).

В части требований административного истца о признании незаконными бездействий начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени ФИО2 по не рассмотрению заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, бездействия начальника РОСП Ленинского АО г.Тюмени ФИО3 по не рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (статья 122 Закона об исполнительном производстве).

В силу пункта 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Из содержания приведенной нормы следует, что выяснение вопроса о соблюдении срока на обращение в суд является обязательным при рассмотрении дел данной категории, независимо от заявления административного ответчика.

В соответствии с частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом как указано в части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов исполнительного производства и представленных административным истцом документов следует, что заявления в адрес ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени направлены в июле 2019 года, в адрес РОСП Ленинского АО г.Тюмени в сентябре 2019 года.

Таким образом десятидневный срок оспаривания бездействия судебного пристава – исполнителя пропущен административным истцом, поскольку о предполагаемом бездействии взыскателю должно было стать известно еще в октябре 2019 года.

При этом, с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратилась в суд только ДД.ММ.ГГГГ (направлено почтой ДД.ММ.ГГГГ), то есть со значительным пропуском установленного частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 122 Закона об исполнительном производстве десятидневного срока.

Каких-либо доводов об уважительности причин пропуска срока на обжалование административным истцом не представлено.

Согласно п.2 ч.9 ст.226, КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Таким образом, пропуск заявителем установленного законом десятидневного срока является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований в части требований о признании незаконными бездействий начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени ФИО2 по не рассмотрению заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, бездействия начальника РОСП Ленинского АО г.Тюмени ФИО3 по не рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом заявление взыскателя от ДД.ММ.ГГГГ направленное в адрес ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени о привлечении ФИО4 к административной ответственности, рассмотрено судебным приставом – исполнителем ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <адрес> в установленные ст.64.1 Закона об исполнительном производстве сроки, копия постановления направлена в адрес взыскателя.

Кроме того, необходимо отметить, что исполнительные действия в рамках исполнительного производства о взыскании с ФИО4 алиментных платежей в пользу взыскателя ФИО1 с 2017 года осуществляет ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени, однако взыскателем заявления и ходатайства направляются в адрес РОСП Ленинского АО г.Тюмени, что приводит к увеличению сроков рассмотрения данных заявлений.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

ДД.ММ.ГГГГ представителем ФИО1 – ФИО5 в адрес РОСП Ленинского АО г.Тюмени направлено заявление о возбуждении исполнительного производства. Согласно сведениям, представленным административным истцом (отчет об отслеживании отправления), данное заявление вручено ДД.ММ.ГГГГ. В подтверждение чего административным истцом представлен список внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено направление заказного письма в адрес РОСП Ленинского АО г.Тюмени. Однако опись вложения данного письма отсутствует, указание в примечании о направлении заявления от ДД.ММ.ГГГГ не может служить безусловным доказательством направления заявления именно о возбуждении исполнительного производства.

Заявление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ передано судебному приставу – исполнителю ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ взыскателю направлены сведения о принятых мерах принудительного исполнения по исполнительному производству в отношении должника ФИО4, то есть в установленные ст.64.1 Закона об исполнительном производстве сроки.

Кроме того, учитывая направление ответа на заявление взыскателя судебным приставом – исполнителем, в производстве которого находится настоящее исполнительное производство, а также принятые меры принудительного исполнения для взыскания с должника ФИО4 образовавшейся задолженности по алиментам, судом не установлено нарушения прав взыскателя. Соответственно требования в части признания незаконным бездействия начальника отдела РОСП Ленинского АО г.Тюмени по не предоставлению ответа на заявления от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

Таким образом в судебном заседании не нашли своего подтверждения факты незаконного бездействия должностных лиц при взыскании с должника ФИО4 алиментных платежей в пользу ФИО1 в рамках заявленных требований. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени ФИО2 в части ненадлежащего осуществления контроля за деятельностью должностных лиц ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени, начальника РОСП Ленинского АО г.Тюмени ФИО3 в части ненадлежащего осуществления контроля за деятельностью должностных лиц РОСП Ленинского АО г.Тюмени у суда нет.

Со стороны судебного пристава-исполнителя нарушений требований ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ РФ «О судебных приставах» судом не установлено.

В судебном заседании не нашли подтверждения факты нарушения прав и свобод истца, создания препятствий к осуществлению его прав и свобод обжалуемым бездействием, возложения на истца незаконно какой- либо обязанности или незаконного привлечения к ответственности.

Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227,228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к начальнику ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени ФИО2, начальнику отдела – старшему судебному приставу РОСП Ленинского АО г.Тюмени ФИО3 о признании незаконным бездействия начальника ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Тюмени, начальника отдела – старшего судебного пристава РОСП Ленинского АО г.Тюмени– отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Осипов А.В.