ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1431/2023 от 14.09.2023 Сарапульского городского суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-1431/2023

18RS0023-01-2023-001126-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2023 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи: Майоровой Л. В.,

при секретаре: Дыньковой Е. А.,

при участии представителя административных истцов Перевозчиковой Н. В. (по доверенности), представителя административных ответчиков Колчиной О. А. (по доверенности), помощника прокурора Котышевой А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Каюмова <данные изъяты>, ООО «Шурале» о признании действий заместителя Главы Администрации города Сарапул Шихарева <данные изъяты>, Главы города Сарапула Шестакова <данные изъяты> о недопуске Каюмова <данные изъяты> на заседание комиссии по урегулированию задолженности, обязывании Администрации города Сарапула в будущем не препятствовать представителям сетевого издания «МК в Ижевске» в освещении деятельности Администрации города Сарапула,

установил:

Каюмов Ш.Н., ООО «Шурале» обратились с административным иском к Шихареву А.С., Шестакову В.М., Администрации г.Сарапула о признании незаконными действий органов местного самоуправления, должностных лиц, обязанности воздержаться от совершения определенных действий, свои требования мотивировали следующим. ООО «Шурале» осуществляет функции редакции Сетевого издания «МК в Ижевске», учрежденного ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец», на основании договора /И от 24.08.2020 г., зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации - Сетевое издание «МК в Ижевске» (Свидетельство Эл от 27 марта 2014). Каюмов <данные изъяты> является главным редактором издания «МК и Ижевске», что подтверждается удостоверением . 31 марта 2023 года в 10 часов 00 минут в здании Администрации г. Сарапула прошло заседание комиссии по урегулированию задолженности под руководством заместителя Главы Администрации города Сарапула по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Шихарева <данные изъяты>. На этом мероприятии присутствовали многочисленные представители сторонних организаций. В связи с актуальностью рассматриваемого на совещании вопроса редакцией «МК в Ижевске» принято решение о необходимости присутствия на заседании комиссии представителя редакции, а именно - главного редактора «МК в Ижевске». Однако, он не был допущен к участию в совещании заместителем Главы Администрации города Сарапула по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству Шихаревым <данные изъяты>, который устно пояснил причину недопуска предметом рассмотрения данного совещания были секретные сведения. В тот же день, 31 марта 2023 Каюмов Ш.Н. обратился с заявлением прокуратуру г. Сарапула о проведении проверки в данному факту недопуска представителя СМИ на совещание в орган местного самоуправления. 03 апреля 2023 письмом Каюмов Ш.Н. обратился с запросом к Главе города Сарапула Шестакову В.М. о предоставлении информации. 07 апреля 2023 года от Главы города Сарапула Шестакова В.М. поступил ответ на запрос от 03 апреля 2023 года, где указывается на то, что распоряжением Администрации г. Сарапула от 30 декабря 2022 года утвержден график совещаний Главы города Сарапула, заместителей Главы администрации г. Сарапула. Согласно данному графику, тематические совещания назначаются Главой города Сарапула, заместителями Главы администрации г.Сарапула по мере необходимости отдельными указаниями (решениями) письменными или устными. Лицо, назначившее совещание, определяет время, место и список участников. Круг участников совещания, состоявшегося 31 марта 2023 года, строго определяется лицом, его назначившим, представители СМИ в состав участников данного совещания не входили, данное совещание не являлось публичным мероприятием, в этой связи участие в совещании Каюмова Ш.Н. не было согласовано. 02 мая 2023 года в адрес Административного истца-1 поступило письмо из прокуратуры г. Сарапула , где указывалось, что доводы о нарушении требований ст. 15 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» нашли свое подтверждение, в связи с чем прокуратурой г. Сарапула в адрес Главы города Сарапула внесено представление. Между тем, действия Администрации г. Сарапула, выраженные в недопуске представителя редакции «МК в Ижевске», носят системный характер, несмотря на повторное вынесение представления прокуратуры г. Сарапула о недопустимости подобных нарушений. Так, 18 июня 2021 годав адрес Главы города Сарапула внесено представление об устранении нарушений закона о средствах массовой информации по заявлению главного редактора «МК в Ижевске» Каюмова Н.Ш. по факту выявленного нарушения Администрацией города Сарапула требований Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», выраженного в непредставлении информации по запросу СМИ. Учитывая, что факты недопуска к деятельности Администрации г. Сарапула несмотря на повторное внесение прокуратурой г. Сарапула представлений об устранении таких нарушений, имеют системный характер, Административные истцы вынуждены обратиться в суд за защитой нарушенных прав и требованиями о воздержании Административных ответчиков от дальнейших нарушений в будущем. Согласно протокола от 31 марта 2023 года заседания комиссии по урегулированию задолженностей за потребленные энергоресурсы муниципального образования «Город Сарапул», представленного в материалы проверки прокуратуры г. Сарапула, в повестке заседания было рассмотрение вопросов, не относящихся к государственной или иной охраняемой законом тайне. В частности, были рассмотрены вопросы по выполнению предыдущего протокола совещания, погашение задолженности за потребленные энергоресурсы ряда организаций. Как установлено проверкой прокуратуры г. Сарапула, порядок работы комиссии по урегулированию задолженности за потребленные энергоресурсы МО «Город Сарапул» определен постановлением Администрации города Сарапула от 05 февраля 2013 № 270, Постановлением Администрации города Сарапула от 05 февраля 2013 сведений о том, что заседания комиссии проводятся в закрытой форме, а также условия присутствия представителей средств массовой информации в качестве слушателей, не определены. Муниципального правового акта, предусматривающего ограничения для участия в заседании комиссии представителей средств массовой информации в качестве слушателей, не имеется. Наличие либо отсутствие аккредитации редакции «МК в Ижевске» при Администрации г. Сарапула не может влиять на обязанность данного органа местного самоуправления обеспечить доступ представителя СМИ к своей деятельности. Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия. Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 года № 16 «О практике применения судами закона РФ «О средствах массовой информации» к законным способам поиска и получения информации в целях дальнейшего производства и распространения ее для неограниченного круга лиц относится институт аккредитации журналистов (корреспондентов), предусмотренный статьей 48 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и предоставляющий аккредитованным журналистам дополнительные возможности для поиска и получения информации. Исходя из смысла вышеприведенных норм закона, механизм аккредитации не ограничивает права журналиста, установленные Федеральным законом «О средствах массовой информации», а лишь устанавливает более льготный режим аккредитованным журналистам по сравнению с их неаккредитованными коллегами. Главный редактор «МК в Ижевске» имеет соответствующее служебное удостоверение журналиста, которое он предъявил заместителю Главы Администрации города Сарапула по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Шихареву <данные изъяты>. Поэтому указанное должностное лицо знало, что он не допускает на совещание именно сотрудника СМИ и сознательно шел на нарушение закона. Таким образом, действия Административных ответчиков противоречат действующему законодательству, поскольку фактически свидетельствуют не только о создании препятствий со стороны органа местного самоуправления в доступе журналистов редакции «МК в Ижевске» на совещания, проводимые Администрацией г. Сарапула, но и об ограничении в доступе к свободному сбору информации о деятельности органа местного самоуправления, а также о нарушении их профессиональных прав. Просят признать действия заместителя Главы Администрации города Сарапула по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Шихарева <данные изъяты>, Главы города Сарапула Шестакова <данные изъяты>, выраженные в недопуске главного редактора «МК в Ижевске» Каюмова <данные изъяты> на заседание комиссии по урегулированию задолженности, состоявшемся 31 марта 2023 года в 10 часов 00 минут, незаконными; обязать Администрацию города Сарапула в будущем не препятствовать представителям Сетевого издания «МК в Ижевске» в освещении деятельности Администрации города Сарапула.

Административный истец Каюмов Ш.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Ранее, в судебном заседании суду пояснил, что внимательно следит за делом по Теплосетями. Свои публикации начал в 2021 году. В первый раз он присутствовал на заседании, тогда председателем заседания был ФИО26. В следующее заседание ФИО26 его не допустил. По этому факту он обращался в прокуратуру и было выдано предписание об устранении недостатков. Все факты были зафиксированы в виде публикации в издании. Шихарев был уведомлен, что его действия являются неправомерными, а именно - недопуск СМИ, повлекшее представление прокурора. Когда было назначено заседание, он письменно уведомил пресс-службу Администрации, о том, что намерен участвовать в заседании. Считает, что СМИ имеет право учувствовать в таких мероприятиях и при этом никого не должно уведомлять. В назначенное время он явился, представил удостоверение, но его не допустили. Тем самым были нарушены не его права, а права неопределённого круга лиц – горожан. Таким образом, горожане лишаются возможности быть информированными через СМИ. Он был вынужден снова обратится в прокуратору. Прокуратурой вновь было вынесено предписание.

В судебном заседании представитель административных истцов Перевозчикова Н.В., действующая на основании доверенностей от 23 июня 2023 года (л.д.52,53) на требованиях настаивала по основаниям, указанным в административном иске, представила письменные пояснения, согласно которым в соответствии с позицией Верховного суда РФ, выраженной в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07 февраля 2018 N 5-АПГ17-146, предусматривается открытость деятельности органов МСУ, а ограничение доступа к информации может быть связано только с конфиденциальностью самой информации. Иные случаи ограничения доступа к информации должны рассматриваться как коррупциогенного фактора в деятельности представительного органа местного самоуправления. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 27З-ФЗ "О противодействии коррупции" прямо указывает на публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления в качестве основополагающего принципа противодействия коррупции. Органом местного самоуправления не должны приниматься решения, отменяющие принцип открытости, либо иным образом его нарушающие и, как следствие, ограничивающие, с одной стороны, право депутата донести свою позицию по вопросу, включенному в повестку дня, в том числе приобщить к протоколу заседания особое мнение по этому вопросу, а с другой - право граждан присутствовать на заседаниях представительного органа и излагать свою позицию в открытом заседании коллегиального органа в порядке, предусмотренном регламентом, в том числе по вопросу правотворческой инициативы, и тем самым ограничивающие право граждан на участие в местном самоуправлении; наконец, и депутаты, и граждане вправе получать общедоступную информацию о деятельности представительного органа местного самоуправления в сети "Интернет", обеспечивающей не только просмотр изображений средствами вебобозревателя или официального сайта представительного органа, но и допускающей копирование и сохранение информации. В силу положений ст. 6, 15 ФЗ от 09 февраля 2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться присутствием граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления. Присутствие граждан обеспечивается на заседаниях коллегиальных органов. Коллегиальность - это форма обсуждения и принятия управленческих решений группой лиц, коллегией с учетом общего мнения участвующих в обсуждении. Коллегиальными органами являются Правительство Российской Федерации, образуемые органами исполнительной власти советы, коллегии, межведомственные комиссии. Они могут выполнять консультативные и координационные функции. Такая же система действует и на региональном уровне. Представительная власть всегда осуществляется коллегиально, как на государственном, так и на местном уровне. Порядок образования коллегиальных органов среди органов местного самоуправления схож с порядком, действующим на уровне Российской Федерации и ее субъектов. Своим Постановлением от 05 февраля 2013 года Администрация г. Сарапула создала комиссию по урегулированию задолженности за энергоресурсы, таким образом, данная комиссия относится к числу коллегиальных органов МСУ, присутствие на заседании которой не может быть ограничено не только представителю СМИ, но и вообще любым заинтересованным лицам. Каюмов Ш.Н. в члены комиссии себя включить не просил, а предъявив Шихареву А.С. удостоверение журналиста, просил просто обеспечить присутствие. При этом, действующее законодательство какого-либо заблаговременного извещения от заинтересованного лица об участии, не предполагает. Постановлением Администрации г. Сарапула от 05 февраля 2013 г. была создана комиссия по урегулированию задолженности за потребленные энергоресурсы МО «Город Сарапул» и утвержден также порядок работы указанной комиссии. Согласно и. 1 указанного Постановления, председателем комиссии является Заместитель Главы Администрации города Сарапула по строительству и ЖКХ. Заседания обозначенной комиссии проводит председатель (п. 5.3 Порядка работы комиссии), членами комиссии являются представители организаций сферы ЖКХ. При этом, ни в одном из представленных ответчиками в предварительном судебном заседании документов не следует, что такие заседание указанной комиссии проводятся в закрытой форме, или в них озвучивается государственная тайна. Тем не менее, представитель редакции «МК в Ижевске», в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. ст. 5, 6, 8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 47 ФЗ «О средствах массовой информации», не был допущен к заседанию Заместителем Главы города Сарапула по строительству и ЖКХ Шихаревым А.С. Согласно п. 3 ст. 32 Устава МО «Город Сарапул», Администрацией города Сарапул руководит Глава Города Сарапула на принципах единоначалия, который является одновременно Главой города Сарапула. На обращение о недопуске от Главы города Сарапула Шестакова В.М. получен ответ о том, согласно графику совещаний, в список участников совещания на 31 марта 2023 года представители СМИ не входили, совещание не являлось публичным мероприятием, в этой связи участие в совещании Каюмова Ш.Н. не было согласовано. Таким образом, Глава города Сарапула Шестакова В.М., наряду с Шихаревым А.С., также нарушил положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. ст. 5, 6, 8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 47 ФЗ «О средствах массовой информации». Действия указанных лиц по недопуску 31 марта 2023 года представителя СМИ к заседанию комиссии в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от 09 февраля 2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», нашли свое подтверждение в рамках проведенной Прокуратурой г. Сарапула проверки, по результатам которой в адрес Главы города Сарапула внесено представление. В попытке избежать административную ответственность, в предварительном судебном заседании ответчики пытались пояснить, что недопуск представителя СМИ был связан с несогласием представителя МУП г. Сарапула «ГТС», который сослался на некую «коммерческую тайну». Между тем, коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю получать коммерческую выгоду. Например, увеличивать доходы, избегать неоправданных расходов, сохранять положение на рынке (и, 1 ст. 3 Закона о коммерческой тайне). В силу ст. 5 Закона о коммерческой тайне, не могут быть признаны коммерческой тайной следующие сведения: сведения, содержащиеся в учредительных документах юрлица; перечень лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юрлица; сведения о численности и составе работников, наличии свободных рабочих мест, системе оплаты и условиях труда; сведения о задолженности по выплате зарплаты и соцвыплатам, а также иных нарушениях законодательства и фактах привлечения за это к ответственности; сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Например, нельзя объявить коммерческой тайной информацию о товаре, которую изготовитель (исполнитель, продавец) обязан предоставить потребителю в силу ст. 10 Закона о защите прав потребителей. Между тем, в силу п. 19 ФЗ от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. В числе прочего (п. 31ч. 1 ст. 6 ФЗ «О ГИС ЖКХ»), обязаны размещать информацию о состоянии расчетов с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома. В частности, член комиссии МУП г. Сарапула «ГТС», который является поставщиком горячей воды потребителям города Сарапула, обязан размещать информацию не только о своей задолженности перед поставщиками ресурсов (горячая вода приготовляется в его ЦТП с использованием тепловой энергии ООО «ГЭК» и холодной воды МУП «Водоканал»), но и задолженности своих потребителей по горячей воде. В силу вышеизложенного, а также в силу того, что размер просуженной задолженности вообще не составляет никакой тайны (решения суда в системе арбитражных судов размещаются в общедоступном формате), довод ответчиков о недопуске СМИ в связи с коммерческой тайной, полностью не состоятелен. Более того, общеизвестен факт, что СМИ федерального уровня с завидной периодичностью сообщают о размерах долгов за ЖКХ, данные сведения никакого секрета не представляют. Учитывая, что факты недопуска к деятельности Администрации г. Сарапула несмотря на повторное внесение прокуратурой г. Сарапула представлений об устранении таких нарушений, имеют системный характер, Административные истцы вынуждены обратиться в суд за защитой нарушенных прав и требованиями о воздержании Административных ответчиков от дальнейших нарушений в будущем. Просят признать действия заместителя Главы Администрации города Сарапула по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Шихарева <данные изъяты>, Главы города Сарапула Шестакова <данные изъяты>, выраженные в недопуске главного редактора «МК в Ижевске» Каюмова <данные изъяты> на заседание комиссии по урегулированию задолженности, состоявшемся 31 марта 2023 в 10 часов 00 минут, незаконными; обязать Администрацию города Сарапула в будущем не препятствовать представителям Сетевого издания «МК в Ижевске» в освещении деятельности Администрации города Сарапула. В дополнение представитель административных истцов пояснила, чир Шихарев А.С. является должностным лицом и подчиненным Главы города Шестакова В.М., который мог обеспечить допуск 31 марта 2023 г. указать Шихареву на то, что бы допустить истца. Требования к Шестакову аналогичные пункту 2 требований как к Главе г. Сарапула. Без его указаний, доступа на совещание нет. Никакие постановления администрации не могут противоречить федеральному законодательству. Постановление Администрации от 05 февраля 2013 г. является подзаконным нормативным актом, а также по тексту указаны члены комиссии. О том, что в заседании не могут принимать участие другие лица, ничего не сказано. Каюмов не просился в члены комиссии, а просто хотел присутствовать как представитель СМИ. Глава Администрации г. Сарапула является одновременно и главной Муниципального образования и назначает своих заместителей, к таким относится и ответчик Шихарев. Ответ от 2023 г. о том, что недопуск СМИ является законным, подписан Шестаковым, следовательно, он надлежащий ответчик. Тайны никакой нет, информация подлежит размещению в информационной системе. Заседание комиссии проводил Шихарев. Подзаконные акты не могут противоречить ФЗ. Никакой информации о том, что будет озвучена государвенная, служебная или коммерческая тайна, не было.

Административные ответчики Шихарев А.С., Шестаков В.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.

Представитель административных ответчиков Колчина О.А., действующая на основании доверенности от 22 декабря 2022 года (л.д.50), возражала против удовлетворения требований административных истцов, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что Глава города Сарапула и Администрация города Сарапула не являются надлежащими ответчиками по заявленным требованиям. В соответствии со ст.15 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - ФЗ №8) коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми муниципального образования «Город Сарапул» создана комиссия, представители СМИ в состав комиссии не входят. Утвержден порядок работы комиссии (далее - порядок). Разделом 4 порядка определены права комиссии, установлен круг лиц для привлечения в работе комиссии. Порядком, утвержденным постановлением, привлечение для участия в работе комиссии представителей СМИ также не предусмотрено. Комиссия по урегулированию задолженностей за потребленные энергоресурсы муниципального образования «Город Сарапул» (далее - комиссия) не является коллегиальным органом местного самоуправления, поскольку в состав включены представители организаций, не относящихся к органам местного самоуправления, а являются отдельными хозяйствующими субъектами. Глава города Сарапула не входит в состав комиссии, не принимает каких-либо решений по вопросам, обсуждаемым на заседаниях комиссии. Также, распоряжением Администрации города Сарапула от 30.12.2022г. утвержден график совещаний Главы города Сарапула, заместителей Главы Администрации города Сарапула. Согласно данному графику, тематические совещания назначаются Главой города Сарапула, заместителями Г лавы Администрации города Сарапула по мере необходимости отдельными указаниями (решениями) письменными или устными. Лицо, назначившее совещание определяет время проведения, место и список участников совещания. Заместителем Главы Администрации города Сарапула по строительству и ЖКХ (Председатель Комиссии) на 31 марта 2023 г. в 10 часов 00 минут было назначено совещание по вопросу урегулирования задолженности. Круг участников рабочего совещания был строго определен лицом, его назначившим. Поскольку представители СМИ в состав участников не входили, учитывая, что данное совещание не являлось публичным мероприятием, проводимым Администрацией города Сарапула, участие в совещании Каюмова Ш.Н. не было согласовано. Кроме того, на совещании не решались вопросы, касающиеся граждан, а обсуждались вопросы задолженности за предоставленные услуги между хозяйствующими субъектами, оглашалась информация, являющаяся коммерческой тайной, учитывалось отрицательное мнение членов комиссии о присутствии на данном заседании представителей СМИ. Вся информация о деятельности органа местного самоуправления, которая необходима для размещения в соответствие с ФЗ №8, размещается. В письменных пояснениях административного истца содержится информация о внесенном в адрес Администрации города Сарапула представлении, в связи с недопуском представителя СМИ на участие в заседании комиссии. Между тем, Администрация города Сарапула на данное представление, а также запрос, направила в прокуратуру города Сарапула ответы, имеющиеся в материалах дела. Поскольку несогласия прокуратуры города Сарапула с данными ответами не последовало, считаем, что нарушений со стороны Администрации города Сарапула, Заместителя Главы города Сарапула по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству не имеется. Просит отказать в удовлетворении требований административных истцов в полном объеме. В судебном заседании в дополнение пояснила, что отказ председателя комиссии законный, поскольку постановлением Администрации г. Сарапула утверждён состав комиссии, а также положение, о том, кто может участвовать и приуставать, а кто нет, в том числе могут быть привлечены эксперты, специалисты и организации которых касаются вопросов, разрешаемых на комиссии. Также утверждён график, в данном случае представителя СМИ в нем нет. На данном совещании обсуждались вопросы о задолженности организаций, к гражданам это отношение не имело. Участники заседания были против присутствия представителя СМИ, т.к. были против того, чтобы читатели знали о задолженности. Со вторым требованием не согласны, т.к. они не препятствуют СМИ освещению работы Администрации. В случае поступивших запросов даются ответы. Представление от 02 мая 2023 г. ей известно, на него дан ответ прокуратуре, о том, что издано постановление, что имеется порядок и что отказано было законно. Всю информацию органа МСУ обязаны представлять, она размещается и находится в свободном доступе. В законе указано коллегиальные органы и органы МСУ, данная комиссия не является коллегиальным органом МСУ, данный вопрос неоднократно обсуждался. Председатель МСУ это предусмотрено законом. В постановлении указаны участники совещания. Присутствовали ресурсоснабжающие организации и представители ТСЖ. Задолженность одной организации перед другой не должно быть освещено в СМИ. Состав комиссии и перечень вопросов определен постановлением и распоряжением. С представлением прокуратуры от 02 мая 2023 года они были не согласны, дали ответ на не него, не обжаловали. Если прокурор не принял какие-то меры, значит с ними, согласился. Комиссия состоит из работников организаций, а не работником ОМС. Коллегиальный орган - это Городская Дума и другие коллегиальные органы, где участие принимают работники органа МСУ. В уставе это не закреплено. У них есть на это свои полномочия. Созданную комиссию можно считать прототипом рабочих групп. К работе комиссий ОМС допускаются СМИ.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административных истцов и административных ответчиков.

Выслушав лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, который считает административные требования безосновательными, не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации статьи 3 и 4, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Из материалов дела установлено, что постановлением Главы Администрации г.Сарапула от 05 февраля 2013 года в целях предупреждения и ликвидации задолженности за потребленные энергоресурсы МО «Город Сарапул», обеспечение бесперебойной работы предприятий ЖКХ создана комиссия по урегулированию задолженностей по потребленные энергоресурсы МО «Город Сарапул» в составе: председателя комиссии – заместителя Главы Администрации города, заместителя председателя комиссии - начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Сарапула, секретаря комиссии - главного специалиста - эксперта отдела торгов и контроля управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Сарапула, членов комиссии (представителя Управления финансов Администрации города Сарапула (по согласованию), представителя ООО "Удмуртские коммунальные системы" (по согласованию), представителя ООО "Сарапултеплоэнерго" (по согласованию), представителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (по согласованию), представителя МУП г.Сарапула "Сарапульский водоканал" (по согласованию), представителей энергоснабжающих организаций (по согласованию)) (л.д.54).

05 февраля 2013 года утвержден порядок работы указанной выше комиссии, согласно которому основными ее задачами являются: рассмотрение вопросов о состоянии платежей за потреблённые энергоресурсы; рассмотрение вопросов о причинах образования задолженности управляющих организаций и прочих потребителей по платежам за энергоресурсы; подготовка предложений по снижению задолженности управляющих организаций и прочих потребителей по платежам за энергоресурсы (л.д.56).

Постановлением первого заместителя Главы Администрации г.Сарапула от 09 июля 2021 года Внести в постановление Администрации города Сарапула от 5 февраля 2013 года "О создании комиссии по урегулированию задолженностей за потребленные энергоресурсы муниципального образования "город Сарапул" внесены изменения в части состава комиссии по урегулированию задолженностей за потреблённые энергоресурсы муниципального образования "Город Сарапул", в состав которой вошли:

Председатель комиссии - заместитель Главы Администрации города Сарапула по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

Заместитель председателя комиссии - начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Сарапула;

Секретарь комиссии - главный специалист - эксперт отдела контрольно-аналитической работы и транспорта управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Сарапула;

члены комиссии:

- представитель Управления финансов г. Сарапула (по согласованию);

- представитель ООО "Сарапултеплоэнерго" (по согласованию);

- представитель ОАО "Энергосбыт плюс" (по согласованию);

- представитель МУП г. Сарапула "Сарапульский водоканал"(по согласованию);

- представитель ООО "Губахинская энергетическая компания" представитель МУП (по согласованию);

- представитель МУП (по согласованию);

- представители энергоснабжающих организаций (по согласованию) (л.д. 57).

Распоряжением Главы города Сарапула от 30 декабря 2022 года утвержден график совещаний Главы города Сарапула, заместителей Главы города Сарапула. (л.д.60).

Из графика совещаний следует, что Глава города Сарапула Шестаков В.М. и заместитель Главы города Сарапула Шихарев А.С. по утвержденному графику не проводят совещаний по вопросам по урегулированию задолженностей за потреблённые энергоресурсы муниципального образования "Город Сарапул".

Из пояснений представителя административных ответчиков следует, что тематические совещания назначаются Главой города Сарапула, заместителями Главы Администрации города Сарапула по мере необходимости отдельными указаниями (решениями) письменными или устными. Лицо, назначившее совещание определяет время проведения, место и список участников совещания.

Заместителем Главы Администрации города Сарапула по строительству и ЖКХ на 31 марта 2023 года в 10 часов 00 минут было назначено совещание по вопросу урегулированию задолженностей за потребленные энергоресурсы муниципального образования «Город Сарапул», что подтверждается ответом Главы города Сарапула от 07 апреля 2023 года (35).

Из пояснений административного ответчика следует, что круг участников рабочего совещания был строго определен лицом, его назначившим.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон РФ от 09.02.2009 №8-ФЗ) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов.

Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.

ООО «Шурале» осуществляет функции редакции Сетевого издания «МК в Ижевске», учрежденного ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» на основании договора от 24 августа 2020 года, зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации - Сетевое издание «МК в Ижевске» (Свидетельство Эл от 27.03.2014) (л.д. 16-23).

Административный истец Каюмов <данные изъяты> является единоличным исполнительным органом ООО «Шурале», главным редактором издания «МК и Ижевске», что подтверждается удостоверением , решением ООО «Шурале» от 02 февраля 2023 года (л.д.24,25).

31 марта 2023 года в 10 часов 00 минут в здании Администрации г. Сарапула прошло заседание комиссии по урегулированию задолженности под руководством заместителя Главы Администрации города Сарапула по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Шихарева <данные изъяты>.

Редакцией «МК в Ижевске» принято решение о необходимости присутствия на заседании комиссии представителя редакции, а именно - главного редактора «МК в Ижевске».

Пунктами 2, 6 ст. 47 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" прямо предусмотрено, что журналист имеет право посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Из протокола заседания комиссии по урегулированию задолженностей за потребленные энергоресурсы муниципального образования «Город Сарапул» от 31 марта 2023 года установлено, что на заседании присутствовали следующие лица: Шихарев <данные изъяты> - заместитель Г лавы Администрации города Сарапула по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; ФИО5 - начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Сарапула; ФИО6 - помощник прокурора г. Сарапула; ФИО7 - представитель по доверенности ООО «Губахинская энергетическая компания»; ФИО8 - представитель по доверенности ООО «Губахинская энергетическая компания»; ФИО9 - начальник абонентского отдела МУП г. Сарапула «Сарапульский водоканал»; ФИО10 - директор Сарапульского отделения АО "ЭнергосбыТ Плюс"; ФИО11 - и.о. директора МУП г.Сарапула «Городские ТеплоСистемы»; ФИО20 - зам. главного инженера ООО «Сарапултеплоэнерго»; ФИО21 - председатель ТСЖ «Мельникова, 4». Отсутствовадт: ООО «Коммунэнерго», ТСЖ «Интернациональная, 58», ТСЖ «Гончарова, 46», ТСЖ «Путейская, 9», ТСЖ «Азина, 88», ООО УК «Наш дом».

В повестку заседания входили вопросы по выполнению заданий по протоколу от 22 февраля 2023года; погашение задолженности за потребленный природный газ ООО «Губахинская энергетическая компания», ООО «Коммунэнерго», ООО «Сарапултеплоэнерго» (докладчики: ООО «ГЭК», ООО «Коммунэнерго», ООО «Сарапултеплоэнерго»); погашение задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы ТСЖ «Интернациональная, 58», ТСЖ «Мельникова, 4», ТСЖ «Гончарова, 46», ТСЖ «Путейская, 9», ТСЖ «Азина, 88», ООО УК «Наш дом»; задолженность МУП «ГТС» перед СВК, ООО «ГЭК» (докладчик МУП «ГТС») и другие вопросы.

Из пояснений сторон следует, что Каюмов Ш.Н. в качестве журналиста не был допущен к участию в совещании заместителем Главы Администрации города Сарапула по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству Шихаревым А.С.

Из ответа, представленного Администрацией г.Сарапула Каюмову Ш.Н. следует, что совещание, назначенное заместителем Главы города Сарапула по строительству и ЖКХ на 31 марта 2023 года в 10.00 часов, посвященное вопросу урегулирования задолженностей за потребленные энергоресурсы МО «Город Сарапул» не являлось публичным мероприятием, проводимым Администрацией города Сарапула, место и список участника совещания определено организатором, участие в совещании Каюмова Ш.Н. не было согласовано (л.д.35).

Прокуратурой г.Сарапула по обращению Каюмова Ш.Н. проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой установлено, что 31 марта 2023 года в Администрации города Сарапула проведено заседание комиссии по урегулированию задолженности за потребление энергоресурсов МО «Город Сарапул». Порядок работы комиссии по урегулированию задолженности за потреблённые энергоресурсы МО «Город Сарапул» определен постановлением Администрации города Сарапула от 05 февраля 2013 года №270. Постановлением Администрации города Сарапула от 05 февраля 2013 года №270 сведений о том, что заседания проводятся в закрытой форме, а также в условиях отсутствия представителей средств массовой информации в качестве слушателей, не определены. Установлено, что для участия в заседании комиссии в качестве слушателя явился главный редактор «МК в городе Ижевске» Каюмов Ш.Н., которым заместителю Главы города Сарапула по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Шихареву А.С. предъявлено удостоверение представителя средств массовой информации. Каюмов Ш.Н. в качестве слушателя для участия в заседании комиссии допущен не был. Доводы о нарушении требований ст.15 ФЗ от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ (в ред. от 14 июля 2022 года) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» нашли свое подтверждение, прокуратурой г.Сарапула в адрес Главы города Сарапула вынесено представление.

В соответствии со ст.38 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.06.2023) "О средствах массовой информации", граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

В соответствии с п.5 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться присутствием граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно п.1 ст.13 Решения Сарапульской городской Думы от 27.01.2022 N 2-235 "Об утверждении Положения "Об Администрации города Сарапула" для осуществления исполнительно-распорядительных полномочий, возложенных на Администрацию города Сарапула, ее работники, являющиеся муниципальными служащими, наделяются необходимыми правами, обязанностями и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Удмуртской Республики и иными муниципальными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

На основании ст.14 Решения Сарапульской городской Думы от 27.01.2022 N 2-235 "Об утверждении Положения "Об Администрации города Сарапула" Администрация города Сарапула осуществляет свою деятельность в единоначальных и коллегиальных формах. Формами работы Администрации города Сарапула являются: издание ее должностными лицами правовых актов, дача указаний, поручений, проведение совещаний и заседаний, деятельность рабочих групп, планирование деятельности и иные формы, предусмотренные Уставом города Сарапула, Регламентом Администрации города Сарапула и иными правовыми актами Сарапульской городской Думы, Главы города Сарапула и Администрации города Сарапула.

В соответствии с ст.1 Решения Сарапульской городской Думы от 27.01.2022 N 2-235 "Об утверждении Положения "Об Администрации города Сарапула", в целях обсуждения текущих, оперативных и иных вопросов Главой города Сарапула, первым заместителем Главы Администрации города Сарапула, заместителями Главы Администрации города Сарапула и руководителями отраслевых (функциональных) органов Администрации города Сарапула могут проводиться рабочие заседания и совещания.

В целях эффективности проведения заседаний и совещаний предварительно формируется повестка, вопросы для обсуждения, назначаются работники, ответственные за подготовку материалов (ст.2).

Порядок созыва, проведения, состав участников рабочих совещаний и заседаний определяются должностным лицом, назначившим рабочее совещание, заседание (ст.3).

Иные лица, не входящие в состав рабочих совещаний и заседаний вправе принимать участие только с предварительного согласования должностным лицом, назначившим рабочее совещание, заседание (ст.4).

Организация и деятельность Администрации города Сарапула основываются на принципах законности, гласности (ст.3).

Администрация города Сарапула обеспечивает доступ граждан и организаций к информации о деятельности Администрации города Сарапула путем ведения официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или публикации информации в средствах массовой информации (ст.1).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Комиссия по урегулированию задолженностей за потребленные энергоресурсы муниципального образования «Город Сарапул», которую возглавляет заместитель Главы города Сарапула по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Шихарев А.С., не является коллегиальным органом местного самоуправления, поскольку в ее состав включены представители организаций хозяйствующих субъектов города.

Целью проведения совещаний является обсуждение текущих, оперативных и иных вопросов, связанных с урегулированием задолженностей за потребленные энергоресурсы муниципального образования «Город Сарапул».

Должностным лицом, назначившим рабочее совещание Комиссии, является заместитель Главы города Сарапула по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Шихарев А.С.

Каюмов Ш.Н. в состав участников рабочего совещания включен не был и предварительно с должностным лицом, назначившим рабочее совещание, свое присутствие на Комиссии, не согласовывал.

По смыслу федерального законодательства журналистам должна быть обеспечена возможность присутствия на заседаниях государственных и муниципальных коллегиальных органов, а также коллегиальных органов местного самоуправления при условии, что заседания коллегиальных органов местного самоуправления характеризует принятие решений по важнейшим вопросам жизнедеятельности муниципального округа, обсуждение положений нормативных правовых актов, участие в заседаниях большого количества приглашенных лиц, рассмотрение важных актуальных вопросов деятельности самого органа местного самоуправления и принятие по этим вопросам решений.

Из Порядка работы комиссии по урегулирования задолженностей следует, что к целям и задачам данных формирований не относится принятие окончательных решений по наиболее важным вопросам деятельности муниципального округа и актуальным моментам жизни населения соответствующего округа.

Также суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требования административных истцов о возложении обязанности на административного ответчика не препятствовать в будущем представителям сетевого издания МК в Ижевске» в освещении деятельности Администрации г. Сарапула, поскольку суд не усматривает в данном случае нарушения прав административных истцов, исходя из того, что невозможно установить нарушения закона, которые предположительно возникнут в будущем времени, и подтверждение судебным постановлением необходимости в соблюдении федерального законодательства не требуется.

При установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия заместителя Главы Администрации города Сарапула по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Шихарева <данные изъяты>, Главы города Сарапула Шестакова <данные изъяты>, выраженные в недопуске главного редактора «МК в Ижевске» Каюмова <данные изъяты> на заседание комиссии по урегулированию задолженности, состоявшееся 31 марта 2023 года в 10 часов 00 минут, не являются незаконными, следовательно, не имеется оснований для понуждения Администрации города Сарапула к совершению действий в отношении представителей Сетевого издания «МК в Ижевске» в освещении деятельности Администрации города Сарапула.

По изложенным выше основаниям административные исковые требования Каюмова <данные изъяты>, ООО «Шурале» о признании действий заместителя Главы Администрации города Сарапул Шихарева <данные изъяты>, Главы города Сарапула Шестакова <данные изъяты> о недопуске Каюмова <данные изъяты> на заседание комиссии по урегулированию задолженности, обязывании Администрации города Сарапула в будущем не препятствовать представителя сетевого издания «МК в Ижевске» в освещении деятельности Администрации города Сарапула удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.177 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Каюмова <данные изъяты>, ООО «Шурале» о признании действий заместителя Главы Администрации города Сарапул Шихарева <данные изъяты>, Главы города Сарапула Шестакова <данные изъяты> о недопуске Каюмова <данные изъяты> на заседание комиссии по урегулированию задолженности 31.03.2023, обязывании Администрации города Сарапула в будущем не препятствовать представителя сетевого издания «МК в Ижевске» в освещении деятельности Администрации города Сарапула - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд УР.

Решение принято судьей в окончательной форме 03 октября 2023 года.

Судья Л.В.Майорова