ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1433/16 от 03.06.2016 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-1433/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июня 2016 года г.Волхов

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кирилловой Н.Г.,

при секретаре Алексеевой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального казенного учреждения «Транспортно-хозяйственная эксплуатационная служба» к заместителю начальника МРЭО ГИБДД № ****** ГУ МВД России по г. ****** и ****** области А. В. о признании незаконным отказа в приеме документов для предоставления государственной услуги по изменению регистрационных данных автомобиля, изложенных в сообщении от ******,

Установил:

Муниципальное казенное учреждение «Транспортно-хозяйственная эксплуатационная служба» ( далее МКУ «ТХЭС» ) обратилось в суд с административным иском к заместителю начальника МРЭО ГИБДД № ****** ГУ МВД России по г. ****** и ****** области А. В. о признании незаконным отказа в приеме документов для предоставления государственной услуги по изменению регистрационных данных автомобиля, изложенных в сообщении от ******.

В обоснование иска истец указал, что ****** МКУ «ТХЭС» обратилось в МРЭО ГИБДД №****** ГУ МВД по г. ****** и ****** области с заявлением о внесении изменений в регистрационные документы автомобиля Форд «******», государственный регистрационный знак ****** в связи с изменением владельца транспортного средства. Сообщением от ******г. б/н, подписанным заместителем начальника МРЭО ГИБДД №****** ГУ МВД по г. ****** и ****** области подполковником полиции А.В., в приеме документов для предоставления государственной услуги по изменению регистрационных данных было отказано со ссылкой на то, что регистрация АМТС, переданных на основании договоров безвозмездного пользования, Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России №******от ******, не предусмотрена. Истец полагает, что данным отказом нарушены его права на владение и пользование автомобилем, переданным ему на законных основаниях. Незаконность отказа должностного лица в совершении регистрационных действий доказываются следующими фактическими обстоятельствами и нормативными актами. Автомобиль является собственностью муниципального образования город Волхов Ленинградской области и находится в реестре муниципальной собственности движимого имущества МО г. Волхов. Полномочия собственника имущества муниципального образования город Волхов исполняет администрация Волховского муниципального района в силу положений ч.3 п.2 статьи 34 федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьи 28 Устава Волховского муниципального района и ст.33 Устава МО город Волхов. Пункт 7 части 2 статьи 33 Устава МО город Волхов относит управление и распоряжения имуществом МО город Волхов к полномочиям Администрации Волховского муниципального района. Действуя в рамках указанных полномочий, администрация ****** издает постановление №****** «О передаче в безвозмездное пользование МКУ«ТХЭС» автомобиля FORD ФОРД «******», государственный регистрационный знак ******, согласно которому указанный автомобиль передается в безвозмездное пользование МКУ «ТХЭС», а директору МКУ «ТХЭС» поручается внести изменения в регистрационные данные этого транспортного средства. Прежним владельцем автомобиля согласно записи в паспорте транспортного средства значится администрация МО г. Волхов. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, данное юридическое лицо ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ ****** 2016 года. Таким образом, уполномоченный собственником орган в установленном законом порядке передает в пользование автомобиль другому владельцу. МКУ «ТХЭС» как законный, уполномоченный представителем собственника, владелец транспортного средства при обращении в МРЭО ГИБДД №****** представил документы, содержащие все сведения, необходимые для принятия положительного решения по заявлению МКУ о регистрации владения автомобилем и, соответственно, отказ в приеме документов, основанный на п.15.5 Административного регламента, является незаконным.

Определением суда от ****** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ГИБДД ГУ МВД России по г. ****** и ****** области.

Представитель истца МКУ «Транспортно-хозяйственная эксплуатационная служба» И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям и доводам и пояснил, что истец, не являясь собственником транспортного средства, являясь его владельцем, был обязан внести соответствующие изменения о владельце в паспорт транспортного средства.

Ответчик заместитель начальника МРЭО ГИБДД № ****** УГИБДД ГУ МВД России по г. ****** и ****** области А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии на основании представленных возражений.

Согласно возражениям заместителя начальника МРЭО ГИБДД № ****** УГИБДД ГУ МВД России по г. ****** и ****** области А.В. от ******, по общему правилу транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств. ****** МКУ «Транспортно-хозяйственная эксплуатационная служба» обратилась с заявлением о внесении изменений регистрационных данных транспортного средства Форд ****** ******, представив договор безвозмездного пользования. Однако действующим законодательством в области регистрации транспортных средств не предусмотрено осуществление регистрации допуска к участию в дорожном движении на основании каких-либо гражданско-правовых договоров о пользовании транспортным средством, как то аренды, безвозмездного пользования, и других за исключением договора лизинга. Данное положение обусловлено тем, что транспортное средство является источником повышенной опасности. В связи с чем отказ о совершении регистрационных действий на основании договора безвозмездного пользования является правомерным.

Представитель заинтересованного лица Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. ****** и ****** области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, указывая о согласии с возражениями ответчика А.В.

Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика заместителя начальника МРЭО ГИБДД № ****** УГИБДД ГУ МВД России по г. ****** и ****** области А.В. и представителя заинтересованного лица Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. ****** и ****** области, просивших рассмотреть дело в их отсутствии.

Суд, выслушав представителя истца И.Н., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения определен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ утвержденными приказом МВД РФ № 1001 от 24.11.2008 (далее - Правила регистрации) и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации, Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Согласно п. 22 Административного регламента в исчерпывающем перечне оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, единственным основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по регистрации транспортного средства, подлежащих представлению заявителем, определен в п. 15 Административного регламента, при этом ответчик в сообщении об отказе в приеме документов не ссылался на отсутствие какого-либо документа, указанного в п.15 Административного регламента.

Аналогичные требования содержит п.34 Административного регламента, согласно которому основанием для начала административной процедуры по приему заявления является получение от заявителя заявления и прилагаемых документов, предусмотренных п.15 и 17 Административного регламента.

В силу пункта 32 этого регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием заявления ( пункт 32.1 ), проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ ( пункт 32.2 ), осмотр транспортного средства (п.32.3), принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий ( п.32.4 ), оформление документов, подлежащих выдаче заявителю ( 32.5).

Согласно п.13 раздела II должностной инструкции заместителя начальника МРЭО ГИБДД № ****** УГИБДД ГУ МВД России по г. ****** и ****** области А.В. он имеет право осуществлять исполнение административных процедур, связанных с регистрационными действиями транспортных средств.

Из материалов дела усматривается, что ****** истец обратился в МРЭО № ****** с заявлением, в котором просил внести изменения в регистрационные данные в связи с изменением собственника (владельца) транспортного средства Форд ******, государственный регистрационный знак ******, принадлежащего МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области и переданного истцу на основании договора безвозмездного пользования от ****** № ******, заключенного в интересах МО город Волхов КУМИ Волховского муниципального района, указав в качестве собственника (владельца) транспортного средства МКУ «ТХЭС».

Письмом без номера от ****** года за подписью заместителя начальника МРЭО ОГИБДД А.В. истцу сообщено об отказе в принятии документов, необходимых для предоставления государственной услуги, со ссылкой на п.15.5 Административного регламента, поскольку регистрация АМТС, переданных на основании договоров безвозмездного пользования не предусмотрена.

Согласно п.15.5 Административного регламента, необходимыми документами, удостоверяющими право собственности на транспортное средство, и номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе относятся:

заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат;

иные документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регистрации транспортных средств, получаемых юридическими лицами на правах хозяйственного ведения или оперативного управления представляются распорядительные документы субъекта Российской Федерации или муниципальных образований о закреплении транспортных средств за государственным или муниципальным унитарным предприятием, которым указанные транспортные средства передаются на правах хозяйственного ведения, или казенному предприятию или учреждению, которым они передаются на правах оперативного управления.

Положения Административного регламента связывают обязанность административного ответчика по предоставлению государственной услуги с соблюдением определенных требований, одним из которых является подача заявления с приложением необходимых документов.

Судом признается, что вместе с заявлением установленной формы истцом предоставлены все необходимые документы, указанные в п.15.5 Административного регламенты, касающиеся права собственности на указанное транспортное средство, а именно: выписка из реестра муниципальной собственности движимого имущества МО город Волхов по состоянию на ****** 2016г., выписка из постановления администрации Волховского муниципального района № ****** «О передаче в безвозмездное пользование МКУ «ТХЭС» автомобиля FORD ФОРД «******», государственный регистрационный знак ******, от ******, копия приказа МКУ «ТХЭС» №****** от ****** «О государственной регистрации транспортного средства FORD ФОРД «******»,****** года выпуска, паспорт транспортного средства 47 МО ******, копия договора безвозмездного пользования № ****** от ****** с приложением №1 (передаточный акт).

Истцу было отказано в приеме документов, что судом признается как нарушение процедуры предоставлении указанной государственной услуги, установленной Административным регламентом, поскольку единственным основанием для отказа в приеме документов является отсутствием необходимых для проведения регистрационного действия документов, а принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий (п.32.4 Административного регламента), производится в ходе административной процедуры, в связи с чем отказ в принятии от истца документов является незаконным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования МКУ «ТХЭС» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Муниципального казенного учреждения «Транспортно-хозяйственная эксплуатационная служба» удовлетворить.

Признать незаконным отказ заместителя начальника МРЭО ГИБДД № ****** ГУ МВД России по г. ****** и ****** области А. В. в приеме документов для предоставления государственной услуги по изменению регистрационных данных автомобиля Ford Форд «******», государственный регистрационный знак ******, изложенный в сообщении от ******, обязав принять документы и вынести решение в соответствии п.32.4 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Волховский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 08 июня 2016 года.

«Согласовано»

Судья Волховского Н.Г. Кириллова

городского суда