ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1433/19 от 12.03.2019 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-1433/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2019 года

Приволжский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Кулиева И.А.

при секретаре судебного заседания Хазиевой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Медведева ФИО10 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору Прытковой ФИО11 о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании повторно рассмотреть заявление,

установил :

Медведев В.Ф. обратился в Приволжский районный суд г.Казани с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на ? долю земельного участка

В обоснование исковых требований административный истец указал, что 3 октября 2018 года обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права на ? долю в праве на земельный участок с кадастровым номером 16:50:050134:19 по <адрес>.

Уведомлением от 14 января 2019 года в регистрации права отказано.

Как указывает административный истец, по нотариально заверенному договору купли-продажи от 21 августа 1979 года он приобрел у Осягиной (Ухановой) ФИО1 ? долю дома жилой площадью 26,6 кв.м. по <адрес>, расположенного на земельном участке мерою 1665 кв.м.

Право собственности Осягиной (Ухановой) Т.А. на ? долю дома возникло на основании решения советского районного суда г.Казани от 16 февраля 1962 г., согласно которому произведен раздел домовладения между супругами.

Земельный участок под домом изначально был предоставлен бывшему супругу - Уханову В.С., решением М-Клыковского сельсовета для строительства индивидуального жилого дома.

На основании решения Исполкома Советского района г.Казани №401 от 15 июня 1959 года Уханову В.С. было выдано Удостоверение от 19 октября 1961 года №463 на домовладение по <адрес>.

Также административный истец указывает, что в архивном фонде решения о предоставлении Уханову В.С. земельного участка не обнаружено.

Согласно справке РГП «БТИ» №228100 от 11 декабря 2012 года, в материалах инвентарного дела сведения о первоначальном документе на земельный участок отсутствуют, такая же справка выдана Национальным архивом за №М-1005 от 10 января 2013 года.

Согласно справке Управления Росреестра от 8 августа 2016 года, Государственного акта на право собственности на земельный участок по <адрес> также не обнаружено.

Согласно справке БТИ Советского района от 11 сентября 1979 года №1086, ? часть домовладения по <адрес> принадлежит истцу на праве личной собственности.

Как указывает истец, в результате возведения пристроя площадь дома увеличилась до 37,3 кв.м., пристрой был узаконен, что подтверждается справкой БТИ от 4 мая 1982 г.

Истец также указывает, что в 1995 году начал реконструкцию дома, жилой дом площадью 50,6 кв.м. (литера А) 2000 года постройки поставлен на кадастровый учет, кроме этого, 11 февраля 1995 года подал в Казанский городской земельный комитет Декларацию о факте использования земельного участка №7-14-16-16.

1 сентября 1999 года земельный участок площадью 1694 кв.м. поставлен на кадастровый учет на основании указанной декларации, присвоен кадастровый номер 16:50:050134:19, согласно кадастровой выписке, Медведев В.Ф. числится собственником земельного участка.

Как указывает истец, с 1979 года он уплачивает земельный налог за ? долю земельного участка.

Ссылаясь на изложенное, Медведев В.Ф. просит признать необоснованным и незаконным решение государственного регистратора об отказе признания права собственности на ? долю земельного участка с кадастровым номером 16:50:050134:19 по <адрес> и обязать орган регистрации повторно рассмотреть его заявление.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве соответчика привлечена государственный регистратор – Прыткова И.В.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по РТ с административным иском не согласна, просит отказать в удовлетворении, ссылаясь на то, что земельный участок не был предоставлен в собственность кому бы то ни было в установленном законом порядке, право собственности на жилой дом не является основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок

Административный ответчик – государственный регистратор Прыткова И.В., извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Учитывая надлежащее и своевременное извещение всех участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие соответчика.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ,, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если … не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом, по договору купли-продажи от 21 августа 1979 года истец приобрел у Осягиной ФИО12 ? долю дома жилой площадью 26,6 кв.м. по <адрес>, расположенного на земельном участке мерою 1665 кв.м.

Согласно договору, продаваемая доля принадлежит Осягиной ФИО13 на праве личной собственности на основании решения народного суда Советского района города Казани от 16 февраля 1962 года.

На основании решения Исполкома Советского района г.Казани №401 от 15 июня 1959 года Уханову В.С. было выдано Удостоверение от 19 октября 1961 года №463 на домовладение по <адрес>.

Согласно справке Национального архива Республики Татарстан от 10 января 2013 года, в архивном фонде Столбищенского районного Совета депутатов трудящихся решения о предоставлении Уханову В.С. земельного участка под индивидуальный жилой дом по <адрес> не обнаружено.

Согласно справке БТИ Советского района от 11 сентября 1979 года №1086, ? часть домовладения по <адрес> принадлежит истцу на праве личной собственности.

Решением Советского районного суда г.Казани от 22 августа 2017 года за истцом признано право собственности на жилой дом общей площадью 50,6 кв.м. (литер А) по <адрес>.

3 октября 2018 года обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок по <адрес> г.<адрес>ю 2000 кв.м. с кадастровым номером 16:50:050134:19

Согласно уведомлению Управления Росреестра от 11 октября 2018 г. осуществление государственной регистрации права собственности приостановлено до 10 января 2019 года.

В обоснование принятого решения указано о том, что заявителем не предоставлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.

Согласно уведомлению Управления Росреестра от 14 января 2019 г., в осуществление государственной регистрации права собственности на земельный участок отказано, поскольку, в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав.

Разрешая возникший спор, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

В соответствии с ч.1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Как установлено судом, с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему жилой дом, документы, устанавливающие наличие, возникновение или переход права на этот земельный участок, которые могли бы быть расценены в качестве основаниями для осуществления государственной регистрации прав, представлены не были.

Из приведенных положений Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" не следует, что наличие у лица документов, подтверждающих зарегистрированное право собственности на жилой дом влечет возникновение обязанности у регистрирующего органа в регистрации права собственности на земельный участок, на котором этот дом расположен.

Ссылки административного истца на положения п.1 ч.2 ст. 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании нормы права, по следующим основаниям.

В части 1 названной нормы закона указано о государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права – при этом, приведен перечень (открытый) документов, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на указанный земельный участок.

Часть 2 данной нормы регламентирует государственную регистрацию права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение.

Как следует из приведенной нормы, обязательным условием для регистрации наследником права собственности на земельный участок, предоставленный прежнему пользователю, является переход к нему права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на таком земельном участке.

Решением Советского районного суда г.Казани от 22 августа 2017 года за истцом признано право собственности на жилой дом общей площадью 50,6 кв.м. (литер А) по <адрес>.

Случаи бесплатной передачи земельного участка в собственность предусмотрены пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Абзацем 3 пункта 9.1 статьи 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Как установлено судом, по договору купли-продажи от 21 августа 1979 года истец приобрел у Осягиной ФИО14 ? долю дома жилой площадью 26,6 кв.м. по <адрес>, расположенного на земельном участке мерою 1665 кв.м.

В соответствии с ч.2 ст. 64 Кодекса Административного судопроизводства РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

Приведенным решением Советского районного суда г.Казани от 22 августа 2017 года установлено, что правообладателем ? доли дома является Рахимов А.С., который не претендует на спорный жилой дом с литером А, построенный истцом.

Согласно имеющейся в деле копии кадастрового паспорта, по <адрес> располагается жилой дом площадью 50,6 кв.м., год постройки – 2000 год.

Таким образом, дом, приобретенный истцом по договору купли-продажи от 21 августа 1979 года, отсутствует, на земельном участке истцом выстроен новый дом, что установлено вступившим в силу решением Советского районного суда г.Казани от 22 августа 2017 года, а Осягина ФИО15 (у которой истец приобрел в 1979 году ? долю жилого дома ) владельцем этого дома (площадью 50,6 кв.м., 2000 года постройки) не являлась.

Учитывая данное обстоятельство, права на этот дом, который истец считает основанием для регистрации права собственности на земельный участок в порядке, предусмотренном ч.2 ст. 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", не перешли к истцу – в то время как приведенная норма закона предполагает для такой регистрации прав на земельный участок именно переход в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение.

При таком положении, выстроенный истцом в 2000 году на спорном земельном участке жилой дом площадью 50,6 кв.м., права на который признаны решением Советского районного суда г.Казани от 22 августа 2017 года, не может рассматриваться в качестве предусмотренного ч.2 ст. 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основания для регистрации прав на земельный участок.

Учитывая изложенное, в действиях административных ответчиков суд не усматривает нарушений закона, поскольку, заявитель, подав заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, не предоставил необходимые документы, подтверждающие законные основания возникновения такого права

Учитывая изложенное, в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.

consultantplus://offline/ref=094C0BA1B84976BF471C80E09024C617475079D2989939CDA88B2F247728ED67BEADB903DFDFD48997WFQ0LНа основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

consultantplus://offline/ref=81F251F6FC018A0E747FFAE913A3013BB819D1E27F66886DDD95F045181BCABDA52728798B94F3F8F4d8Qр е ш и л:

В удовлетворении административного иска Медведева ФИО16 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, государственному регистратору Прытковой ФИО17 о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании повторно рассмотреть заявление отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан через Приволжский районный суд г. Казани в течение одного месяца после изготовления мотивированного решения

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2019 года

Судья И.А. Кулиев