РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 07 июля 2020 года г. Самара Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Ивановой А.И. при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1433/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Ленинского внутригородского района г.о.Самара об оспаривании распоряжения, установил: ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Ленинского внутригородского района г.о.Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. В обоснование заявленных требований указано, что 07.05.2019 административный истец подала комплект документов, соответствующий перечню ст.23 Жилищного кодекса РФ, для получения государственной услуги по переводу жилого помещения: квартиры №№ в доме №№ по <адрес> в нежилое помещение. Распоряжением Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара №114 от 16.05.2019 в переводе жилого помещения в нежилое отказано. Решением Ленинского районного суда г.Самары от 25.10.2019 по делу №2а-4689/19 указанное распоряжение признано незаконным с возложением на Администрацию Ленинского внутригородского района г.о.Самара обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО1, возобновив работу по ее заявлению о переводе жилого помещения в нежилое. При повторном рассмотрении Администрация Ленинского внутригородского района г Самары издала распоряжение №5 от 21.01.2020 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение с примерно тем же обоснованием отказа. Так, в п.1.2 оспариваемого распоряжения с включенными в него подпунктами Администрация вновь ссылается на несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства. Проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме уже был предметом всестороннего анализа в ходе рассмотрения дела №2а-4689/19 и судом уже дана ему однозначная оценка. Административный ответчик не смог представить суду доказательств несоответствия проекта требованиям законодательства, в результате чего исковые требования были удовлетворены. Таким образом, п.1.2 и подпункты к нему распоряжения №5 от 21.01.2020 являются незаконными и подлежат отмене как противоречащие вступившему в законную силу решению Ленинского районного суда г.Самары от 25.10.2019. Другим основанием для отказа в п.1.1 административный ответчик указал на отсутствие в приложенных к заявлению документах протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме, содержащего решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое, а также согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение. Вместе с тем, пункты 6, 7 части 2 статьи 23 ЖК РФ, предусматривающие необходимость представления указанных документов, введены Федеральным законом от 29.05.2019 N 116-ФЗ. Заявление с исчерпывающим перечнем документов, установленных на тот момент ст.23 ЖК РФ, ФИО1 подала 07.05.2019, то есть до введения новых норм. Согласно вступившему в законную силу решению Ленинского районного суда от 25.10.2019 административный ответчик был обязан возобновить работу по ее заявлению о переводе жилого помещения в нежилое. Возобновление работы по заявлению, поданному до введения обязанности представлять вышеуказанные документы, должно было быть рассмотрено без их представления. Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным и отменить распоряжение Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара от 21.01.2020 №5 об отказе в переводе жилого помещения: квартиры №№ в доме №№ по ул.<адрес> в нежилое помещение; обязать Администрацию Ленинского внутригородского района г.о. Самара выполнить государственную услугу по переводу указанного жилого помещения в нежилое помещение. Определением суда от 25.06.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Консоль», подготовившее проект перепланировки квартиры. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – ФИО2 административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, указал, что в результате перепланировки квартиры общее имущество дома не затрагивается, что подтверждается заключением специалиста №744/2019, представленным в ходе рассмотрения дела №2а-4689/19. Земельный участок для организации входа также не затрагивается, так как вход расположен на одном уровне с землей, оборудование входной группы проектом не предусмотрено. Администрация Ленинского внутригородского района г.о.Самара представителя в судебное заседание не направила, представила отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать. Заинтересованное лицо ООО «Консоль» в судебное заседание представителя не направило, о слушании дела надлежаще извещено, представило информационное письмо, в котором указало, что проект перепланировки и переустройства квартиры для перевода в нежилой фонд выполнен в соответствии с действующими строительными и санитарными нормами и правилами. Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат. В соответствии со ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (ч.1). Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (ч.3). В силу ст. 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение. Из материалов дела следует, что 08.05.2019 ФИО1 обратилась в Администрацию Ленинского внутригородского района г.о. Самара с заявлением о переводе жилого помещения: квартиры №№ в доме №№ по ул.<адрес> в нежилое помещение. Распоряжением Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара №114 от 16.05.2019 в переводе жилого помещения в нежилое отказано на основании п.4 ч.1 ст.24 ЖК РФ (несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства). Решением Ленинского районного суда г.Самары от 25.10.2019 по делу №2а-4689/19 указанное распоряжение №114 от 16.05.2019 признано незаконным, на Администрацию Ленинского внутригородского района г.о.Самара возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО1, возобновив работу по ее заявлению о переводе жилого помещения в нежилое. По результатам повторного рассмотрения заявления Администрацией Ленинского внутригородского района г Самары издано распоряжение №5 от 21.01.2020 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение на основании п.1 ч.1 ст. 24 ЖК РФ (непредставление определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя) и п.3 ч.1 ст. 27 ЖК РФ (несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства). Согласно п. 1.2 распоряжения в проектной документации выявлены следующие нарушения действующих норм: в нарушение п.15 гл.II Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, в проектной документации отсутствует раздел архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений (п. 1.2.1); в нарушение п. 30 гл.16 разд.4 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы г.о.Самара от 10.06.2008 №404, не представлен колерный паспорт, в то время как демонтаж подоконной части наружной стены влечет изменение конструктивных элементов и отделки фасада, том числе окраски фасада (п.1.2.2); согласно п.31 гл.16 разд.4 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы г.о.Самара от 10.06.2008 №404, запрещается произвольное изменение цветового решения, рисунка, толщины переплетов и других элементов устройства и оборудования фасадов, в том числе окон и витрин, дверей, балконов и лоджий, не соответствующее общему архитектурному решению фасада, а именно, демонтаж оконного блока и ненесущей подоконной части наружной кирпичной стены (несущей) без расширения проема, в результате образован узел входа (п.1.2.3). Вопреки доводам административного истца, приведенные основания отказа в рамках дела №2а-4689/19 судом по существу не оценивались. Как следует из решения Ленинского районного суда г.Самары от 25.10.2019 по делу №2а-4689/19, признавая незаконным распоряжение №114 от 16.05.2019, суд исходил из того, что в распоряжении не указаны нормы законодательства, которым не соответствует проект перепланировки и переустройства квартиры. Таким образом, данное решение не содержит выводов, имеющих преюдициальное значение для разрешения настоящего дела, касающихся оснований отказа, указанных в п.1.2 оспариваемого распоряжения. Оценивая данные основания, суд приходит к следующему. Проектом перепланировки и переустройства квартиры для перевода в нежилой фонд не предусмотрено изменение инженерных сетей, подключение сантехприборов должно осуществляться к внутренним существующим инженерным сетям здания в соответствии с техническими нормами. Трубопроводы санитарно-технического стояка и система вентиляции сохраняются без изменения (стр. 4 проекта). Таким образом, сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений в проекте содержаться. Ссылка в распоряжении на то, что проект не соответствует Правилам благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы г.о.Самара от 10.06.2008 №404, является необоснованной, поскольку на момент издания распоряжения указанные Правила утратили силу (с 13.08.2019). Таким образом, выводы административного ответчика о несоответствии проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства, нельзя признать обоснованными. В то же время основание отказа, указанное в п.1.1 распоряжения, а именно, отсутствие протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме, содержащего решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое, а также согласия каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение, основано на законе и соответствует действительности. Доводы административного истца о том, что правовые нормы, предусматривающие необходимость представления указанных документов, введены Федеральным законом от 29.05.2019 N 116-ФЗ, то есть после подачи заявления о переводе жилого помещения в нежилое, основаны на неверном толковании законодательства, которое и до внесения изменений в Жилищный кодекс РФ предусматривало обязательное наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если в результате реконструкции, переустройства или перепланировки затрагивается общее имущество многоквартирного дома. Положениями пунктов 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Частью 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса РФ). В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Исходя из приведенных положений Жилищного кодекса РФ в качестве обязательного условия перевода жилого помещения в нежилое необходимо наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме либо передачи при этом части общего земельного участка. Согласно пункту "в" части 2 раздела 1 (определение состава общего имущества) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции). В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно проекту перепланировки и переустройства квартиры для перевода в нежилой фонд, подготовленному ООО «Консоль», запланировано оборудование отдельного входа путем демонтажа оконного блока и подоконного участка в проеме в наружной кирпичной стене, в результате чего будет образован узел входа. Таким образом, в результате перевода жилого помещения, принадлежащего ФИО1, будет затронуто общее имущество многоквартирного дома (изменен фасад здания) и произойдет передача указанному лицу части придомовой территории для оборудования отдельного входа в нежилое помещение. В нарушение требований ст. 36, ст. 40 ЖК РФ согласие всех собственников многоквартирного дома на такие работы не получено. При таких обстоятельствах у административного ответчика имелись основания для отказа в переводе жилого помещения в нежилое, поскольку не соблюдены условия перевода помещения, предусмотренные ст. 22 ЖК РФ, что выразилось в неисполнении требований жилищного законодательства, касающихся использования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Ссылка административного истца на заключение специалиста №744/2019, представленное в ходе рассмотрения дела №2а-4689/19, о том, что проект перепланировки и переустройства квартиры не предусматривает работы, затрагивающие общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, не может быть принята во внимание по основаниям, изложенным выше. Доводы административного истца о том, что обустройство входной группы проектом не предусмотрено и, соответственно, занятие части земельного участка не произойдет, также не могут быть приняты во внимание, поскольку в любом случае затрагивается общее имущество многоквартирного дома - часть наружной стены. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что распоряжение Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара от 21.01.2020 №5 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое соответствует закону и права административного истца не нарушает, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований следует отказать в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации Ленинского внутригородского района г.о.Самара о признании незаконным распоряжения отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 20.07.2020. Судья (подпись) А.И. Иванова Копия верна: судья |