ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1433/2022 от 28.02.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-1433/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 28 февраля 2022 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Владимировой Н.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Хабаровска о признании незаконным постановления, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Хабаровска о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, которая является муниципальной собственностью. Данный дом является аварийным и непригодным для проживания жильцов, включен в адресную программу Хабаровского края по переселению из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.03.2019 №118-пр, то есть единственное ее жилье, в котором она проживает, будет снесено, жильцам аварийного дома будут предоставлены квартиры, ей жилье не предоставят. При обращении в администрацию г.Хабаровска ей было указано, что жилищных прав на эту квартиру она не имеет, лицевой счет закрыт, что регистрация в данной квартире препятствует реализации адресной программы, ставит под угрозу её исполнение на территории городского округа «Город Хабаровск», что никакого жилья ей не будет предоставлено в связи с переселением, ее выселят без предоставления иного жилого помещения. Ответчик предпринял меры по лишению права на данную квартиру, подав исковое заявление в суд. Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по иску Администрации г.Хабаровска к ФИО1 удовлетворены исковые требования, суд сделал вывод о том, что она не приобрела право пользования на условиях договора социального найма данной квартирой. Иного жилого помещения для проживания не имеет, у нее нет возможности снять жилье ввиду тяжелого материального положения, она является пенсионером по старости и инвалидом 2 группы бессрочно, иного дохода у неё нет. ФИО1 неоднократно обращалась в Администрацию г.Хабаровска с просьбой признать её малоимущей для обеспечения ее жилым помещением и принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ городская комиссия администрации г.Хабаровска (протокол ) приняла решение о признании ее (составом семьи 1 человек) малоимущей в целях постановки на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. С 2015 года она неоднократно обращалась с заявлением о принятии на учет для предоставления жилья, предоставляла полный пакет документов, который требовался для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, последний раз обратилась в 2021 году. Письменные ответы о приятии решения по её обращениям к ней не поступали. Истец направила письмо по электронной почте на сайт мэра и администрации г.Хабаровска, на что ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и копию постановления администрации г.Хабаровска № 4549 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В ответе указано, что основанием для отказа в постановке на учет является непредставление документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, в другом ответе указано на отсутствие сведений о месте проживания в период до ДД.ММ.ГГГГ, а также непредставление информации о наличии или отсутствии в местах проживания зарегистрированных за ФИО1 прав на жилые помещения. Считает данный отказ незаконным, поскольку ею был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный нормами ЖК РФ и действующего законодательства. При подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в числе других документов, представлена копия паспорта, справки о заключении браков с Кузьминым, ФИО1, справка из УМВД России по Хабаровскому краю, из которой следует, что сведениями о регистрации по месту жительства на территории Хабаровского края в период до ДД.ММ.ГГГГ Управление не располагает. Данную справку с нее незаконно требовали в администрации г.Хабаровска, сотрудник ОВД пояснял, что в короткие сроки дать быстро необходимую информацию в полном объеме они не могут, что необходимо делать дополнительные запросы, ответ дали только по имеющейся информации в базе данных, в настоящее время, ей также пояснили, что такие справки гражданам не выдают, для постановки на учет они предоставляют указанную информацию только по запросу администрации г. Хабаровска. ФИО1 родилась в с. Умальта Хабаровского края и до настоящего времени проживает в Хабаровском крае, до ДД.ММ.ГГГГ проживала в п. Чегдомын Хабаровского края, о чем свидетельствуют данные с этой справки, где указаны внесения записей Верхнебуреинским РОВД Хабаровского края в 1964,1974, 1979, 1988 годах. ФИО1 также предоставлялись справки о заключении браков отделами ЗАГСа администрации Верхнебуреинского муниципального района, она является пожилым, тяжелобольным человеком, инвалидом, поехать в п.Чегдомын за справками о проживании там не мможет физически из-за своего состояния здоровья, кроме того, она является пенсионером, расходы на поездку материально затруднительны. Считает, что администрации г.Хабаровска следовало установить факт полноты представленных заявителем документов и направить соответствующие запросы для устранения выявленных противоречий. Действующим законодательством на заявителя возложена обязанность по предоставлению документов, подтверждающих место жительство гражданина, что и было сделано ею при обращении в администрацию, предоставление иных документов, подтверждающих факт проживания гражданина по конкретному адресу, законом не предусмотрено. В то же время обязанность обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения по существу поставленных в заявлении вопросов возложена непосредственно на заинтересованное лицо. Между тем, письмо от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, не содержит мотивированного обоснования отсутствия у нее такого права. Кроме того, в письме отсутствует указание на документы, необходимые для предоставления заявителем для постановки на соответствующий учет. Заинтересованным лицом не представлено доказательств, обосновывающих правомерность отказа ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием сведений о проживании заявителя в ином муниципальном образовании. Длительное время она страдает хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми, стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями, нуждаюсь в диспансерном наблюдении (диагноз Г06.84, G 40), является инвалидом бессрочно по психическому заболеванию и имеет право на дополнительную жилую площадь, согласно действующим приказам Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГн. Поскольку истец не имеет в собственности иного жилого помещения, не является нанимателем или членом семьи нанимателя иного жилого помещения, имеет психическое заболевание, которое дает ей право требовать дополнительную жилую площадь в соответствии с действующим законодательством она имеет право быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и имеет право требовать предоставить ей благоустроенное жилье в городе Хабаровске вне очереди. Просит признать незаконным постановление администрации г.Хабаровска об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию г.Хабаровска рассмотреть заявление ФИО1 по существу.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 с заявленными требованиями и доводами административного иска не согласилась, по основаниям, изложенным в возражениях. Пояснила, что порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен Законом Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», а также регулируется Постановлением администрации г. Хабаровска от 08.04.2011 № 971 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов и принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Учитывая, что заявителем не были представлены в полном объеме документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также п. 2.8.2, пп.7, п.2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов и постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного Постановлением администрации г. Хабаровска от 08.04.2011 № 971, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно копия паспорта гражданина РФ на имя ФИО1 приложена не в полном объеме, отсутствовали сведения о регистрации ФИО1 по месту жительства в период до ДД.ММ.ГГГГ, без которых не возможно получить полную информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за данный период времени из органов БТИ, так как с достоверностью невозможно определить регион проживания (предоставления сведений), оснований для принятия решения о постановке истца на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях у органа местного самоуправления не имелось. Кроме того было установлено ФИО1, проживала не только на территории Хабаровского края, но и на территории Магаданской области заявителем не предоставлена полная информация, что делает невозможным принятие положительного решения. Доводы ФИО1 о невозможности предоставления самостоятельно данной информации не обоснованы, опровергаются представленными ею же документами. Администрация г.Хабаровска считает, что оспариваемое постановление законно и обоснованно, не лишает истца права повторно обратиться с данным заявлением при предоставлении полного пакета документов. Просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст.46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями).

По смыслу ст.227 КАС РФ необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями являются несоответствие закону действия (бездействия), решений и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением. При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных условий, решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

Таким образом, признание незаконным постановления административного ответчика возможно только при несоответствии его нормам действующего законодательства, и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела установлено, что ФИО1 зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>.

Решением городской комиссии по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ протокол ФИО1 признана малоимущей, что подтверждается извещением Управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска от 16.09.2021 №225.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Управление жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска с заявлением о принятии её на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о чём свидетельствует отметка входящей корреспонденции №И-3341 от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по делу иск Администрации г. Хабаровска удовлетворен и ФИО1 признана не приобретшей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

По результатам рассмотрения представленных документов, жилищная комиссия пришла к выводу о наличии оснований для отказа ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о чем составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ.

Администрацией г. Хабаровска вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Данное постановление направлено в адрес заявителя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается извещением от ДД.ММ.ГГГГ №И-3341.

Не согласившись с вышеуказанным отказом, административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Положениями ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе (ч.4 ст.52 ЖК РФ).

Частью 7 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен Законом Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», а также регулируется Постановлением администрации г. Хабаровска от 08.04.2011 № 971 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов и принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

В соответствии с ч.6 ст.12 Закона, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях: 1) непредставления документов, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего закона, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 2) если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что при подаче ДД.ММ.ГГГГ заявления ФИО1 была представлена копия паспорта, лицевой счет формы №Ф36, справка о составе семьи, документ БТИ по Хабаровскому краю (л.д.42).

Вместе с тем, ФИО1 представлен не полный пакет документов, а именно, копия паспорта заявителя приложена не в полном объеме, отсутствовали сведения о её регистрации по месту жительства в период до ДД.ММ.ГГГГ, без которых невозможно получить полную информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за данный период времени, так как с достоверностью невозможно определить регион проживания.

Отсутствие сведений о месте проживания истца в период до ДД.ММ.ГГГГ, а также непредоставление информации о наличии или отсутствии в местах проживания зарегистрированных за ФИО1 прав на жилые помещения не позволило жилищной комиссии администрации провести проверку нуждаемости в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, административным ответчиком правомерно указано на необходимость предоставления сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за указанный период, в связи с чем, администрацией г. Хабаровска обоснованно отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Довод административного истца о том, что ею был представлен полный пакет документов, судом отклоняется, поскольку опровергается материалами настоящего дела.

Указание на то обстоятельство, что обязанность обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения по существу поставленных в заявлении вопросов возложена непосредственно на Администрацию г. Хабаровска, основано на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Право на обращение о признании нуждающимися в жилых помещениях закреплено в ЖК РФ и носит заявительный характер, следовательно, обязанность по предоставлению всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении, возложена на истца.

Кроме того, истец не лишен права на повторное обращение в администрацию с заявлением о принятии её на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении и приложением к нему всех необходимых документов для постановки её на учет.

Вместе с тем, факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения административного иска в силу положений ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый истцом отказ жилищной комиссии в постановке истца на учет нуждающихся жилом помещении является законным, не нарушает права и свободы истца.

При таких обстоятельствах, административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации города Хабаровска о признании незаконным постановления, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Н.В. Владимирова