дело № 2а-1434/2017
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 13 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании действий администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по отмене разрешения на строительство незаконными и возложении обязанности выдать разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (далее по тексту – администрация МО МР «Сыктывдинский», администрация муниципального района) о признании действий администрации МО МР «Сыктывдинский» по отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства от 14.06.2017 незаконными и возложении обязанности выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства, а именно, блока № 2 блокированного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование требований указано, что ФИО1 является долевым собственником земельного участка с кадастровым номером №. ФИО1 администрацией сельского поселения «Выльгорт» 17.05.2013 выдано разрешение на строительство индивидуального блокированного жилого дома, состоящего из двух блоков. Администрацией МО МР «Сыктывдинский» 14.06.2017 выдано новое разрешение на строительство блокированного жилого дома, состоящего из двух блоков. При обращении 13.09.2017 в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, решением от 18.09.2017 административному истцу отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по причине того, что в разрешении на строительство у административного истца указан ленточный фундамент и кровля – профнастил, тогда как из заявления следовало, что фундамент объекта капительного строительства монолитная плита и кровля – металлочерепица. С целью внесения изменений в разрешение на строительство административный истец 18.09.2007 обратился в администрацию муниципального района с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого 03.11.2017 административным ответчиком направлен ответ, из содержания которого следовало, что выданное 14.06.2017 разрешение на строительство объекта капитального строительства отменено в связи с тем, что административным истцом не предоставлена проектная документация объекта капитального строительства. Находя действия администрации муниципального района «Сыктывдинский» по отмене разрешения на строительство не основанными на законе, и нарушающим права и законные интересы, а также отказе в выдаче разрешения на ввод объекта капительного строительства в эксплуатацию, ФИО1 обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Административный ответчик администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», будучи надлежащим образом извещенным о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 является участником долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что вышеназванный земельный участок с кадастровым номером № относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
Как следует из материалов административного дела, 17.05.2013 ФИО1 администрацией сельского поселения «Выльгорт» выдано разрешение на строительство индивидуального блокированного жилого дома, состоящего из двух блоков, расположенного по адресу: <адрес>.
В последующем 14.06.2017 администрацией МО МР «Сыктывдинский» ФИО1 выдано новое разрешение на строительство № блокированного жилого дома, состоящего из двух блоков.
При обращении 13.09.2017 в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, решением от 18.09.2017 административному истцу отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по причине того, что в разрешении на строительство у административного истца указан ленточный фундамент и кровля – профнастил, тогда как из заявления следовало, что фундамент объекта капительного строительства – монолитная плита, кровля – металлочерепица.
С целью внесения изменений в разрешение на строительство административный истец 18.09.2007 обратился в администрацию муниципального района с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого 03.11.2017 административным ответчиком направлен ответ, из содержания которого следует, что выданное 14.06.2017 разрешение на строительство объекта капитального строительства отменено в связи с тем, что административным истцом не предоставлена проектная документация объекта капитального строительства.
Указывая, что нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрена отмена выданного ранее разрешения на строительство, и находя действия административного ответчика, выразившиеся в принятии решения об отмене разрешения на строительство от 14.06.2017 незаконными, ФИО1 обратился с рассматриваемым административным иском, разрешая который суд исходит из следующего.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Градостроительный кодекс РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений. Аналогичные положения закреплены в п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и другими федеральными законами.
Перечень необходимых документов предоставляемых для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства определен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, на индивидуальное жилищное строительство - частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно положениям части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В силу ч. 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае: принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории; отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, исходя из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный публичный орган местного самоуправления вправе прекратить действие разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и при наличии обстоятельств, указанных в законе.
Решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» №6/4-8 от 28.04.2016 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения «Выльгорт». Решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № 14/12-18 от 28.12.2016 внесены изменения в приложение к решению Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28.04.2016 № 6/4-8 «Об утверждении Правил землепользования и застройки СП «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми».
Как указывалось выше, земельный участок, долевым собственником которых является ФИО1, относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование «ведение личного подсобного хозяйства».
Основанием отмены органом местного самоуправления разрешения на строительство от 14.06.2017 явилось непредоставление административным истцом проектной документации объекта капитального строительства.
Вместе с тем, основания отмены разрешения на строительство объекта капитального строительства Градостроительным кодексом РФ не предусмотрены, а равно действия администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства от 14.06.2017 в названной части нельзя признать законными.
Согласно положениям части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Следовательно, вопрос предоставления заявителем документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодека РФ, является предметом проверки органа местного самоуправления при принятии решения о выдаче разрешения на строительство или отказе в его выдаче.
В рассматриваемом случае суд также исходит из того, что администрацией МО МР «Сыктывдинский» 14.06.2017 ФИО1 выдано разрешение на строительство № блокированного жилого дома, состоящего из двух блоков, а следовательно, административным ответчиком при принятии решения о выдаче разрешения на строительство проведена соответствующая проверка представленных документов.
Поскольку основания отмены разрешения на строительство Градостроительным кодексом РФ не предусмотрены, решение об отмене разрешения на строительство от 14.06.2017, выданное ФИО1, изложенное в ответе администрации МО МР «Сыктывдинский» от 03.11.2017, является незаконным и нарушает права ФИО1 на получение соответствующей муниципальной услуги в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу о признании решения администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 03.11.2017 об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства от 14.06.2017 незаконным.
Рассматривая требования ФИО1 о возложении обязанности на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства, а именно, блок № 2 блокированного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, – суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрен ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 5 статья 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что орган или уполномоченная организация, выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию закреплены в ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (ч. 8 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 10.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, исходя из положений статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный публичный орган местного самоуправления вправе отказывать в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию только на основании правовых норм и при наличии обстоятельств, указанных в законе.
Как указывалось выше, 13.09.2017 ФИО1 обратился в администрацию МО МР «Сыктывдинский» с заявлением о выдаче разрешения на строительство, по результатам рассмотрения которого решением органа местного самоуправления от 18.09.2017 административному истцу отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по причине того, что в разрешении на строительство у административного истца указан ленточный фундамент и кровля – профнастил, тогда как из заявления следовало, что фундамент объекта капительного строительства монолитная плита и кровля – металлочерепица. Кроме того, органом местного самоуправления в ответе от 18.09.2017 указано на необходимость внесения изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства и необходимости предоставления измененного технического плана объекта капитального строительства, после чего повторно обратиться в администрацию МО МР «Сыктывдинский».
Решение органа местного самоуправления от 18.09.2017 в нарушение приведенных положений Градостроительного кодекса РФ оснований отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, предусмотренных ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит, а равно, действия административного ответчика в названной части нельзя признать законными.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В связи с чем, суд не уполномочен возлагать на орган местного самоуправления обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, а равно подменять своим судебным актом реализацию функций органов местного самоуправления и установленный законом административный порядок разрешения тех или иных заявлений.
Поскольку, как указывалось выше, разрешение вопроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию относится к исключительной компетенции уполномоченного органа местного самоуправления, соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом такого заявления, а равно оснований для удовлетворения требований ФИО1 о возложении на административного ответчика обязанность по выдаче разрешении я на ввод в эксплуатацию не имеется.
Между тем, учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, при которых административным ответчиком весь комплекс мероприятий при решении вопроса о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию в рассматриваемом случае не выполнен, надлежащим способом устранения нарушения прав административного истца, по убеждению суда, будет возложение на орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов ФИО1 путем рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» удовлетворить частично.
Признать действия администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по отмене разрешения на строительство от <дата>№, – незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов ФИО1путем рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, – в соответствии с требованиями статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
Требования ФИО1о возложении обязанности выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, – оставить без удовлетворения.
Взыскать с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в пользу ФИО1судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 18.12.2017.
Судья Д.А. Колесникова