Дело № 2а-1435/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 декабря 2018 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Стеблевой И.Б.,
при секретаре Якушевой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ДЮ к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил:
ДЮ обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (далее администрации МО «Смоленский район» Смоленской области) о признании незаконным бездействия административного ответчика (администрации МО «Смоленский район» Смоленской области), заключающегося в уклонении от формирования земельного участка, находящегося под многоквартирным жилым домом <адрес> возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ДЮ или препятствий к их осуществлению путем совершения действий, направленных на формирование земельного участка под данным многоквартирным домом, в обоснование требований указав, что он (истец) обратился в адрес административного ответчика с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным (двухквартирным) жилым домом <адрес> с приложением проекта межевания территории земельного участка под многоквартирным домом. По результатам рассмотрения заявления административный ответчик ответил отказом, ссылаясь, что выполнение проекта межевания территории в отношении территории занятой одним домом не возможно, администрация МО «Смоленский район» Смоленской области не принимала решение о разработке указанного проекта, при планировании бюджета муниципального образования на 2018 год расходы по подготовке проекта планировки и проекта межевания указанной территории не были заложены. Находит указанный отказ незаконным и необоснованным, поскольку не проведение в соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса мероприятий по публичным слушаниям и отсутствие утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки не могут лишать собственников помещений в многоквартирном доме законного права на формирование земельного участка под жилым домом.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
ДЮ в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель ОВ., действующая на основании доверенности со специальными полномочиями, в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика – ЮВ действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала указав, что единственным документом для формирования земельного участка под жилым домом является проект межевания. В настоящее время проект межевания спорного земельного участка отсутствует. Земельный Кодекс РФ, Градостроительный Кодекс РФ возлагают обязанность по подготовке такого проекта на уполномоченный орган, на основании заявления заинтересованного лица. Указанную работу администрация проводит планомерно, по мере финансирования, в соответствии с разработанной муниципальной программой, согласно которой соответствующие работы <адрес> проведены в 2020 году. Учитывая объем необходимых мероприятий, потребуется не менее 6 месяцев только на разработку проекта межевания. В связи с чем, 2-3 месяца, предложенных представителем административного истца, недостаточно для исполнения требований истца, в случае их удовлетворения судом.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела суду не заявлял.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ДЮ. является собственником <адрес> ( л.д.10). Квартира <адрес> находится в собственности муниципального образования Пригорского сельского поселения (л.д.44-46).
Указанный многоквартирный дом (двухквартирный жилой дом) 1972 года постройки, поставлен на кадастровый учет с присвоением номера № <номер> (л.д.18).
<дата>ДЮ обратился в Администрацию МО «Смоленский район» с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, в соответствии с ч.ч.3,4 ст.16 ФЗ № <номер> ( л.д.17).
В своем ответе от <дата>№ <номер> Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области оставила заявление ДЮ без удовлетворения со ссылкой на п.3 ст.11.3 ЗК РФ, ст.ст.42,43, п.1 ст. 46 ГрК РФ указав, что подготовить проект планировки и проект межевания территории на один дом не представляется возможным. Кроме того, при планировании бюджета МО «Смоленский район» на 2018 год расходы, по подготовке проекта планировки и проекта межевания указанной территории не были заложены. Так как, бюджет муниципального образования на текущий финансовый год принят с предельным дефицитом, отсутствуют дополнительные доходные источники собственных средств подготовить проект планировки и проект межевания территории населенного пункта д.Бубново не представляется возможным. ( л.д.21-23).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из частей 2-5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с учетом разъяснений, данных в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч.3).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч.4).
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч.5).
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 191-ФЗ « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 этой нормы права образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи.
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (ч.6 ст.41 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьей 45 ГрК РФ.
Из изложенного следует, что установление границ и размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется посредством подготовки проекта межевания территории и проекта планировки территории с соблюдением процедуры публичных слушаний.
Согласно ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Согласно п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно ч.4 ст.14 вышеуказанного закона, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесены к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района - Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области.
В соответствии с вышеуказанными нормами, орган местного самоуправления муниципального района, в спорном случае Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области, должен был организовать разработку и подготовку документации по планировке территории с предоставлением ее на утверждение, как по собственной инициативе так и по заявлению истца.
Учитывая, что подготовка проекта межевания территории и проекта планировки территории д.Бубново зависит от воли публичного органа истец ( собственник квартиры в многоквартирном) не может нести негативные последствия, связанными с отсутствием такого решения. Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области обязана инициировать подготовку по планировки территории.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 12-П).
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", следовательно, заявитель вправе требовать формирования границ этого участка.
При таких обстоятельствах отказ уполномоченного органа в формировании земельного участка под многоквартирным домом не основан на законе, Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области обязана была инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Отказ административного ответчика нарушает права административного истца как собственника помещения в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что оспариваемые бездействия администрации района нарушают права собственника помещения в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и не соответствует частям 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, статьей 16 Вводного закона, что в силу статьей 218 и 227 КАС РФ является основанием для признания данного отказа незаконным.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности восстановить нарушенные права и интересы истца путем формирования земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>
Поскольку осуществление данных действий, с учетом процедуры и порядка их проведения, затратные как в финансовой сфере, так и во времени, суд определяет срок исполнения вышеуказанной обязанности до <дата>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, выразившееся в уклонении от формирования земельного участка, находящегося под многоквартирным жилым домом <адрес>
Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в срок до <дата> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДЮ путем формирования земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной редакции в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд.
Председательствующий И.Б.Стеблева