ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1436/2015 от 28.12.2015 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-1436/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк 28 декабря 2015 годаПлесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,при секретаре Дубасовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мартюшевой Татьяны Сапаровны о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением взамен предоставления земельного участка в собственность, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Мартюшева Т.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, просит признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Плесецкое» (далее – администрация МО «Плесецкое») в предоставлении её многодетной семье, состоящей из пяти человек, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно и обязать администрацию муниципального образования «Плесецкое» устранить допущенное нарушение путем предоставления её многодетной семье благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим нормам в собственность бесплатно. Мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО «Плесецкий муниципальный район» с заявлением о предоставлении ей и членам её семьи земельного участка, как многодетной семье, однако земельный участок не был предоставлен. Решением Плесецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, администрация МО «Плесецкое» обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ сформировать поставленные на государственный кадастровый учет, предназначенные для многодетных семей, земельные участки в соответствии с требованиями ст. 2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» и предоставить в общую собственность бесплатно надлежащим образом сформированный земельный участок многодетной семье Мартюшевой Т.С. в порядке очереди, предусмотренной Реестром постановки на учет многодетных семей. Поскольку в срок, установленный решением суда, земельный участок их семье не был предоставлен, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО «Плесецкое» с заявлением о предоставлении её семье бесплатно в собственность жилого помещения, взамен земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Плесецкое» отказано в предоставлении иных мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, в связи с тем, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в <адрес>» не предусматривает возможности обеспечения жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Полагает, что администрация МО «Плесецкое» незаконно отказала в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно взамен предоставления в собственность земельного участка, поскольку право на получение такой меры социальной поддержки предусмотрено п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ.

В судебном заседании административный истец Мартюшева Т.С. административный иск поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснила, что в её семье трое детей, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Представитель административного истца Мартюшев В.И., допущенный к участию в деле в соответствии с ч. 5 ст. 55 КАС РФ, административный иск Мартюшевой Т.С. к администрации МО «Плесецкое» поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Административный ответчик администрация МО «Плесецкое» извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Представитель администрации МО «Плесецкое» ФИО5, действующая на основании доверенности, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика. В ранее представленном письменном отзыве указывает о несогласии с административным иском, поскольку <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в <адрес>» не предусматривает возможности обеспечения жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Дело рассмотрено судом в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, в отсутствие представителя административного истца администрации МО «Плесецкое».

Выслушав административного истца и её представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу части 2 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация, как социальное государство, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливая государственные гарантии социальной защиты.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москва и Санкт-Петербурга предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежащих им полномочий закреплены в пунктах «е», «ж» статьи 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

В соответствии с пунктов 24 части 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей.

<адрес> собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ принят областной закон -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в <адрес>» (далее – Областной закон -ОЗ).

В силу подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации; органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Судом установлено, следует из материалов дела, что Мартюшева Т.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО «Плесецкий муниципальный район» с заявлением о предоставлении ей и членам её семьи земельного участка, как многодетной семье.

Поскольку земельный участок Мартюшевой Т.С. не был предоставлен, прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Мартюшевой Т.А. к администрации муниципального образования «Плесецкое» о возложении обязанности сформировать земельные участки в соответствии с требованиями ст. 2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» и предоставить в собственность бесплатно надлежащим образом сформированный земельный участок многодетной семье Мартюшевой Т.С. в порядке очереди, предусмотренной Реестром постановки на учет многодетных семей.

Решением Плесецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> в интересах Мартюшевой Т.С. к администрации МО «Плесецкое» удовлетворены.

На администрацию МО «Плесецкое» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ сформировать поставленные на государственный кадастровый учет, предназначенные для многодетных семей, земельные участки в соответствии с требованиями ст. 2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» и предоставить в общую собственность бесплатно надлежащим образом сформированный земельный участок многодетной семье Мартюшевой Т.С. в порядке очереди, предусмотренной Реестром постановки на учет многодетных семей.

Решение сторонами не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Плесецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Плесецкое» отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Мартюшева Т.С. обратилась в администрацию МО «Плесецкое» с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно благоустроенного жилого помещения вместо бесплатного предоставления земельного участка.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Мартюшевой Т.С., глава администрации МО «Плесецкое» ФИО7 сообщил о том, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в <адрес>» не предусматривает возможности обеспечения жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Как следует из преамбулы к Областному закону -ОЗ, настоящий закон определяет статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы социальной поддержки многодетной семьи в <адрес>.

Настоящий закон устанавливает систему экономических, социальных и правовых гарантий в целях создания в <адрес> условий, обеспечивающих повышение жизненного уровня многодетной семьи, оценку социальной значимости труда многодетных родителей (усыновителей) по воспитанию детей, а также улучшение демографической ситуации в <адрес>.

Согласно статье 1 Областного закона -ОЗ, многодетная семья – семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных, принятых на воспитание в приемную семью) и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста.

Подпунктом 3 части 1 статьи 5 Областного закона -ОЗ, в качестве одной из мер социальной поддержки многодетным семьям предусмотрено предоставление в первоочередном порядке земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

В силу п. 1 ст. 2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельного участка, ранее предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта <адрес>, имеет многодетная семья, зарегистрированная в качестве многодетной семьи в порядке, установленном законодательством <адрес>.

В целях реализации права на получение указанной меры социальной поддержки, Мартюшева Т.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Поскольку земельный участок многодетной семье Мартюшевой Т.С. не был предоставлен, обязанность по предоставлению земельного участка, с учетом изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и в отдельные законы <адрес> в сфере земельных отношений с ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу решением суда была возложена на администрацию МО «Плесецкое».

<адрес>, реализуя полномочия по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, предусмотрела в качестве одной из мер социальной поддержки таких семей предоставление земельного участка.

Предоставление многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки жилого помещения в собственность бесплатно взамен предоставления в собственность земельного участка, <адрес>-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в <адрес>» не предусмотрено.

Положениями пункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ также не предусмотрена возможность предоставления многодетной семье жилого помещения в собственность бесплатно, доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании закона.

Статья 39.5 Земельного кодекса РФ устанавливает случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно и не устанавливает те или иные меры социальной поддержки многодетных семей.

Кроме того, суд отмечает, что старшая дочь Мартюшевой Т.С. достигла совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, на момент обращения в администрацию МО «Плесецкое» с заявлением о предоставлении взамен земельного участка жилого помещения в собственность (ДД.ММ.ГГГГ), семья Мартюшевой Т.С. не относится к категории многодетной семьи по смыслу ст. 1 Областного закона -ОЗ.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения административного искового заявления о признания незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением взамен предоставления земельного участка в собственность суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Мартюшевой Татьяны Сапаровны о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением взамен предоставления земельного участка в собственность, обязании устранить допущенные нарушения – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Плесецкий районный суд Архангельской области путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме изготовлено 31 декабря 2015 года.

Председательствующий А.Ю. Доильницын