№
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
12 июля 2023 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Свинцовой С.С.,
при секретаре ФИО8,
с участием административного истца ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, представителя административного истца ФИО4 по ордеру адвоката ФИО10, представителя административного ответчика администрации <адрес>, заинтересованного лица Комитета имущественных и земельных отношений администрации <адрес> по доверенностям ФИО11, заинтересованного лица ФИО3, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об исключении молодой семьи ФИО4 из участников муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей»; обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р об исключении молодой семьи ФИО4, составом семьи 3 (три) человека (она, дочь – ФИО2, зарегистрированы по адресу: <адрес>, проезд 6-й Полюсный, <адрес>, супруг – ФИО3, зарегистрирован по адресу: <адрес>) из списков участников муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей»; обязании восстановить молодую семью ФИО4, составом семьи 3 (три) человека (она, дочь – ФИО2, зарегистрированы по адресу: <адрес>, супруг – ФИО3, зарегистрирован по адресу: <адрес>) в списках участников муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей».
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья ФИО4 составом семьи 3 (три) человека (она, дочь, супруг) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья ФИО4 признана участницей программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей».
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам администрации <адрес>, последняя пришла к выводу о том, что представленные документы не подтверждают нуждаемость в улучшении жилищных условий молодой семьи ФИО4
При этом, комиссия при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи сочла, что она составляет 11,5 кв.м, что более учетной нормы (11 кв.м).
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по признанию молодых семей участниками муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей», было принято решение об отказе в выдаче свидетельства и исключении молодой семьи ФИО4 составом семьи 3 (три) человека из участников муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей» как обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Названные документы послужили основанием для принятия административным ответчиком оспариваемого распоряжения.
ФИО4 полагает данное распоряжение незаконным и не обоснованным, нарушающим ее права.
В целях реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>», утвержденной Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об организации работы по реализации муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей», а также постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание молодых семей участниками муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей».
Согласно п. 2.2. постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения об организации работы по реализации муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей» при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Супруг ФИО3 зарегистрирован в квартире, предоставленной по договору социального найма его матери, по адресу: <адрес> общей площадью 59,8 кв.м. Всего по данному адресу зарегистрированы 4 (четыре) человека. Соответственно, общая площадь жилого помещения на одного человека по данному адресу составляет 14,95 кв.м (59,8:4).
ФИО4 принадлежит на праве собственности ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 59,0 кв.м, 3/4 доли в праве общей долевой собственности на названное жилое помещение принадлежит ее матери.
Как указала административный истец, в учет общей площади при расчете обеспеченности жилой площадью должно включаться 14,75 кв.м, приходящиеся на ее долю.
В жилом помещении по названному адресу совместно с административным истцом зарегистрирована ее дочь – ФИО2
Суммарный расчет общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи с учетом п. 2.2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, будет составлять 9,9 кв.м на человека ((14,75+14,95):3), что менее учетной нормы жилья 11 кв.м, установленной Решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения».
Административным ответчиком при расчете уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи принимались во внимание общая площадь жилого помещения – <адрес> по адресу: <адрес> (59,0 кв.м) и количество зарегистрированных там лиц (6 человек), что, по мнению административного истца, противоречит требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного, ФИО4 указала, что у администрации <адрес> отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого распоряжения.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечен супруг ФИО4 – ФИО3, и несовершеннолетняя дочь административного истца - ФИО2 в лице законных представителей ФИО4 и ФИО3
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет имущественных и земельных отношений администрации <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО9, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, а также ее представитель по ордеру адвокат ФИО10 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просили суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации <адрес>, заинтересованного лица Комитета имущественных и земельных отношений администрации <адрес> по доверенностям ФИО11 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что оспариваемое распоряжение вынесено законно и обоснованно уполномоченным должностным лицом. Довод стороны административного истца, что комиссия по жилищным вопросам администрации <адрес> неверно определила обеспеченность членов молодой семьи общей площадью жилого помещения и пришла к выводу о том, что представленные ФИО4 документы не подтверждают нуждаемость в улучшении жилищных условий молодой семьи, полагал несостоятельным. Квартира № по адресу: <адрес> общей площадью 59,0 кв.м, в которой зарегистрирована административный истец и ее дочь, находится в долевой собственности ФИО4 и ее матери (1/4 и 3/4 доли в праве общей долевой собственности соответственно). Выдел доли, принадлежащей административному истцу, не производился, а потому расчет обеспеченности производится, исходя из общей площади жилого помещения квартиры и количества зарегистрированных в ней лиц (59,0 кв.м:6 =9,8).
На основании решения вышеприведенной комиссии комиссией по признанию молодых семей участниками муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей», было принято решение об отказе в выдаче свидетельства и исключении молодой семьи ФИО4 составом семьи 3 (три) человека из участников муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей» как обеспеченную общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо ФИО3, действующий в своих интересах в интересах несовершеннолетней ФИО2, в судебном заседании административные исковые требования ФИО4 поддержал, просил суд их удовлетворить.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, допросив свидетелей ФИО12, ФИО13, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Рассматриваемое административное исковое заявление направлено административным истцом посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ (почтовый идентификатор №), поступило в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ, что следует из штампа регистрации входящей корреспонденции Центрального районного суда <адрес>.
Принимая во внимание дату оспариваемого распоряжения администрации <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ), дату направления и поступления административного искового заявления, руководствуясь положениями ст. ст. 92, 93 КАС РФ, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением ФИО4 соблюден.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья и нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат и субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также стимулируют жилищное строительство (пункт 2 статьи 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.07.2014 №21-П «По делу о проверке конституционности подпункта «г» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050) в связи с жалобой гражданки ФИО6», одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства жилых помещений на 2011 - 2015, 2015 - 2020 годы осуществлялось в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (далее - социальная выплата), а также использования таких выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - также Правила), являющимися приложением №1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной поименованным выше Постановлением Правительства Российской Федерации.
Пункт 2 Правил содержит перечень целей, в каких могут использоваться социальные выплаты в том числе:
- для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (подпункт «е»);
- для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, содержащего одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», или уплаты цены договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору участия в долевом строительстве (подпункт «ж»);
- для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве, на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (подпункт «з»);
- для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищному кредиту на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (подпункт «и»).
Согласно п. 6 Правил участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 8 Правил).
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз. Участие в мероприятии является добровольным (п. 9 Правил).
В соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2 ч. 1 ).
В силу ч. 2 той же статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение об организации работы по реализации муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей» (далее по тексту – Положение).
На момент признания семьи ФИО4 участницей программы муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» (ДД.ММ.ГГГГ) действовало Постановление администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым было утверждено Положение об организации работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании <адрес>» муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>».
Положение (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) устанавливало правила организации работы:
по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий;
по признанию молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании <адрес>» муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» (далее - Подпрограмма);
по формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию <адрес>;
по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса, а также использованию таких выплат (п. 1.1 Положения).
Положение (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) устанавливает правила организации работы:
по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий;
по признанию молодых семей участниками муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - Программа);
по формированию списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию <адрес>;
по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также использованию таких выплат (п. 1.1 Положения).
В соответствии с п. 1.2 Положения участницей Программы (ранее – подпрограммы) может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и 1 или более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий;
в) регистрация всех членов молодой семьи, включая детей, по месту постоянного жительства на территории муниципального образования <адрес> на момент обращения;
г) регистрация одного из супругов по месту постоянного жительства на территории муниципального образования <адрес> не менее 5 лет, предшествующих дате обращения;
д) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к настоящему Положению под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются:
- молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ;
- другие молодые семьи, признанные для цели участия в Программе администрацией <адрес> по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2.1 Положения).
В соответствии с п. 2.2 Положения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» подпункта 1.3 настоящего Положения не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Согласно п. 2.8 Положения по результатам рассмотрения представленных документов комиссией по жилищным вопросам принимается решение о признании или отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий или необходимости проверки представленных сведений (получения информации от иных органов и организаций). В случае необходимости дополнительной проверки документов решение комиссии откладывается до получения необходимой информации, о чем заявитель информируется в течение 3 рабочих дней.
В соответствии с п.п. 2.10 Положения решение комиссии по жилищным вопросам оформляется протоколом, который подписывают все присутствующие члены комиссии по жилищным вопросам.
Как следует из подп. «е» п. 1.3 Положения социальная выплата может быть использована для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Согласно п.п. 6.1, 6.2 Положения Комитет имущественных и земельных отношений администрации <адрес> в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета <адрес>, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
До 1 марта текущего года комитет имущественных и земельных отношений администрации <адрес> производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным правительством <адрес>.
Факт получения молодой семьей свидетельства подтверждается подписью (подписью уполномоченного лица) в книге учета выданных свидетельств (приложение 7 к Положению).
Согласно п. 6.4 Положения для получения свидетельства в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 1.3 настоящего Положения молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства подает в администрацию <адрес> через комитет имущественных и земельных отношений администрации <адрес> заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и предоставляет перечисленные документы.
В заявлении молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые указаны в уведомлении.
Комитет осуществляет проверку содержащихся в этих документах сведений.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства и исключения семьи из числа участников Программы являются, в числе прочего, несоответствие молодой семьи условиям, указанным в подпунктах «б», «в» пункта 1.2 настоящего Положения.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением, в котором просила признать нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании <адрес>» муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» ее семью – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Данные обстоятельства подтверждаются заявлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о заключении брака серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО3 и ФИО17 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения которого мужу присвоена фамилия ФИО24, жене – ФИО24; свидетельством о рождении ФИО2 серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия по жилищным вопросам администрации <адрес> рассмотрела вышеназванное заявление ФИО4 и представленные к нему документы.
Принято решение признать молодую семью ФИО4 нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании <адрес>» составом семьи три человека: супруг – ФИО3, дочь – ФИО2
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья ФИО4 составом семьи 3 (три) человека (она, дочь ФИО2, зарегистрированы по адресу: <адрес>; супруг – ФИО3 зарегистрирован по адресу: <адрес>) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением, в котором просила включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании <адрес>» муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» ее семью.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия по признанию молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании <адрес>» муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>», рассмотрев заявление ФИО4 и представленные документы, приняла решение о признании молодой семьи ФИО4 участницей названной подпрограммы.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья ФИО4 признана участницей подпрограммы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей».
ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о выдаче свидетельства на приобретение жилья как участнику подпрограммы, приложив необходимый пакет документ.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам администрации <адрес>, последняя пришла к выводу о том, что представленные документы не подтверждают нуждаемость в улучшении жилищных условий молодой семьи ФИО4
Комиссия при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи сочла, что она составляет 11,5 кв.м, что более учетной нормы (11 кв.м).
Из содержания названного протокола заседания комиссии следует, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ супругам на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 58,1 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> приобретенная по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с использованием кредитных средств.
На день заключения кредитного договора ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФИО4 и дочь зарегистрированы в квартире, общей площадью 59,0 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> принадлежащей на праве общей долевой собственности ей (1/4 доля в праве), матери (3/4 доли в праве). Всего по данному адресу зарегистрированы 6 человек.
Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека по данному адресу составляет 9,8 кв.м (59,0:6 =9,8), что менее учетной нормы (11 кв.м).
На день заключения кредитного договора ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФИО3 зарегистрирован в муниципальной квартире, общей площадью 59,8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> Всего по данному адресу зарегистрировано 4 человека.
Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека по данному адресу составляет 14,95 кв.м (59,8:4 =14,95), что более учетной нормы (11 кв.м).
Исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека молодой семьи ФИО4 составляет 11,5 кв.м (9,8х2+14,95=34,55:3=11,5).
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по признанию молодых семей участниками муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей», было принято решение об отказе в выдаче свидетельства и исключении молодой семьи ФИО4 составом семьи 3 (три) человека из участников муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей» как обеспеченную общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Названные документы послужили основанием для принятия администрацией <адрес> распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об исключении молодой семьи ФИО4 из участников муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей».
Распоряжение подписано уполномоченным лицом – главой администрации <адрес>ФИО18, что подтверждается решением Тульской городской Думы 6-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении на должность муниципальной службы главы администрации муниципального образования <адрес>».
Разрешая заявленные требования, проверяя доводы административного истца, возражения административного ответчика, судом установлено, что Хоменок (после заключения брака – ФИО24) Ю.В. принадлежит 1/4 доля в праве общей долевой собственности в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, проезд 6-й Полюсный, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Площадь указанной квартиры составляет 59,0 кв.м.
Собственником 3/4 доли в праве общей долевой собственности на вышеназванную квартиру является ФИО12, мать ФИО4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №№ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении ФИО17
Согласно выписке из домовой книги на <адрес> по адресу: по адресу: <адрес>, в ней зарегистрированы: ФИО2, ФИО4, ФИО19, ФИО12, ФИО20, ФИО21
ФИО3 зарегистрирован в муниципальной квартире, предоставленной по договору социального найма ФИО5, общей площадью 59,8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> В ней зарегистрированы 4 человека: ФИО5, ФИО22, ФИО3, ФИО23 Данные обстоятельства подтверждаются договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (архивная), выпиской № из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, выданными управляющей компанией «ЖСО».
Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии со ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Из толкования названных норм следует, что реализация собственником правомочий владения и пользования жилым помещением, находящимся в долевой собственности, зависит от размера его доли в праве собственности на это жилое помещение и соглашения собственников. Применительно к жилому помещению как к объекту жилищных прав, а также с учетом того, что жилые помещения предназначены для проживания граждан, в отсутствие соглашения собственников жилого помещения о порядке пользования этим помещением участник долевой собственности имеет право на предоставление для проживания части жилого помещения, соразмерной его доле либо в большем (меньшем) размере, с учетом сложившегося фактического порядка пользования жилым помещением, находящимся в долевой собственности, по решению суда.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Судом достоверно установлено, что семья ФИО4, состоящая из трех человек, фактически проживает по адресу: <адрес> При этом, из членов названной семьи в названной квартире зарегистрированы два человека – сама ФИО4 и несовершеннолетняя дочь ФИО2
Доказательств тому, что ФИО4 и члены ее семьи (супруг и дочь) ведут совместное хозяйство с семьей второго собственника названной квартиры, ее матерью ФИО12, в ходе судебного разбирательства не добыто.
Данные обстоятельства не свидетельствует о приобретении административным истцом специального статуса, предусмотренного ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, влекущего наделение правами и обязанностями, связанными с осуществлением правомочий по владению и пользованию всем имуществом – квартирой №, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 59,0 кв.м.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ФИО4 принадлежит на праве собственности 1/4 доля в праве общей долевой собственности в квартире общей площадью 59,0 кв.м, что составляет 14,75 кв.м, суд, учитывая положения ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, объяснения административного истца, показания свидетеля ФИО12, матери административного истца ФИО4, показавшей, что молодая семья ФИО24 проживает по адресу: <адрес>, занимают там отдельную комнату, являются самостоятельной семьей, ведут отдельное хозяйство, совместного имущества с ФИО12 не имеют, а также показания свидетеля ФИО5, свекрови (матери супруга) административного истца, также показавшей, что молодая семья проживает по адресу: <адрес>, в отдельной комнате, является самостоятельной семьей, приходит к выводу о том, что члены семьи ФИО24ФИО9 не обладают правом пользования всей квартирой, поскольку их права являются производными от прав ФИО4, которая вправе пользоваться только 1/4 долей жилого помещения квартиры, то есть площадью 14,75 кв.м.
При этом, суд также учитывает, что на момент подачи заявления в администрацию <адрес> как при признании их нуждающейся в жилом помещении и на момент признания семьи участницей подпрограммы, так и при подаче заявления на выдачу свидетельства на приобретение жилья как участнику муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей» (ДД.ММ.ГГГГ) молодая семья административного истца представляла собой самостоятельный субъект семейных отношений, а наличие у родителей (в данном случае – матери) в собственности жилого помещения не могло повлиять на нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий, так как члены молодой семьи после заключения брака не остаются членами семьи своих родителей.
Кроме того, в п. 2.2 Положения об организации работы по реализации муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденного Постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, и в п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, указано, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В соответствии с Решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих на территории муниципального образования <адрес>, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Руководствуясь вышеизложенными положениями действующего законодательства, в том числе Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, ч. 2 ст. 51, ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 209, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2.2 Положения об организации работы по реализации муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденного Постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что для расчета уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи ФИО4 должен учитываться размер площади <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> соответствующий ее доле в праве собственности на жилое помещение, то есть 14,75 кв.м. (59,0:4) и 14,95 кв.м площади помещения, находящегося в пользовании ФИО3 по адресу: <адрес> (59,8:4); следовательно, на каждого члена семьи ФИО4 приходится по 9,9 кв.м ((14,75 + 14,95):3), что ниже установленной учетной нормы жилой площади.
Материалами дела подтверждено, что ФИО4, ее супруг ФИО3, дочь ФИО2 согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, справкам ГУ ТО «Областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ не имеют недвижимого имущества, расположенного на территории <адрес> и <адрес>.
При этом, суд не включает в расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека из состава молодой семьи недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> (дом и земельный участок), приобретенный супругами в общую совместную собственность на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с использованием кредитных средств. Действия супругов ФИО24, связанные с реализацией права на приобретение жилья за счет кредитных средств, осуществлялись с целью получения социальной выплаты. Из приведенных выше правовых норм следует, что жилое помещение, приобретенное за счет средств жилищного кредита, обязательства по которому не исполнены, не подлежит учету при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Исследовав и оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об исключении молодой семьи ФИО4 из участников муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей» нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В качестве способа восстановления нарушенного права (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать администрацию <адрес> восстановить молодую семью ФИО4, составом семьи 3 (три) человека (она, дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по адресу: <адрес>, супруг – ФИО3, зарегистрирован по адресу: <адрес> в списках участников муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей».
На основании изложенного, исходя из приведенных выше норм материального права, учитывая, что в процессе рассмотрения дела было установлено наличие нарушенных и подлежащих восстановлению прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО4 – удовлетворить.
Признать незаконным и подлежащим отмене распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об исключении молодой семьи ФИО4 из участников муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей».
Восстановить молодую семью ФИО4, составом семьи 3 (три) человека (она, дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по адресу: <адрес>, супруг – ФИО3, зарегистрирован по адресу: <адрес>) в списках участников муниципальной программы муниципального образования <адрес> «Обеспечение доступным, комфортным жильем отдельных категорий граждан муниципального образования <адрес>» при реализации регионального проекта «Обеспечение жильем молодых семей».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий