Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Ивановой И.Н.,
при секретаре Дурсун Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге ДД.ММ.ГГГГ дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Финпром-3» к прокуратуре Калужской области о признании действий (бездействия) по рассмотрению обращения незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Финпром-3» обратилось в суд с вышеуказанным заявлением об оспаривании бездействия прокуратуры Калужской области. С учетом уточнения требований в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просил признать незаконными бездействие прокуратуры Калужской области, выразившиеся в не проведении проверки заявления ООО «Финпром-3» от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора Калужской области о незаконных действиях со стороны Губернатора Калужской области по воспрепятствованию ООО «Финпром-3» предпринимательской деятельности, незаконных действий по направлению указанного обращения на рассмотрение заместителю Губернатора Калужской области, и обязать прокуратуру Калужской области осуществить меры прокурорского реагирования по фактам, указанным в заявлениях Общества относительно действий Губернатора Калужской области на заседании Правительства Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также, относительно Постановления Правительства Калужской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Финпром-3». Указывая, что не рассмотрение по существу заявления прокуратурой Калужской области нарушает права ООО «Финпром-3», препятствует свободе экономической деятельности Общества.
Представитель административного истца заместитель генерального директора ООО «Финпром-3» ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по доводам, приведенным в первоначальном и уточненном заявлениях.
Представитель административного ответчика прокуратуры Калужской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на сайт прокуратуры Калужской области поступила жалоба ООО «Финпром-3» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованная прокурору области, в котором Общество просило принять меры прокурорского реагирования в отношении губернатора Калужской области по приведенному в заявлении факту волокиты и противодействия в экономической деятельности ООО «Финпром-3», выразившегося в затягивании, по мнению заявителя, рассмотрения вопроса о переводе земельных участков общей площадью 340 га, расположенных на территории сельского поселения «<адрес>» <адрес>, из одной категории земель в другую (из земель сельскохозяйственного назначения в земли рекреации, а в последствии - в земли населенных пунктов).
В соответствие с часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные пункты 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации».
В соответствии с названными выше Законами, Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 Инструкции по результатам предварительного рассмотрения обращения гражданина принимается одно из указанных в пункте решений: о принятии к разрешению или направлении обращения в другие органы.
В соответствии с требованиями пункта 3.5 Инструкции обращение, подлежащее разрешению другими органами и организациями в семидневный срок с момента регистрации, направляется по принадлежности одновременно уведомлением об этом заявителя.
Пункт 3.7 Инструкции содержит прямой запрет на направление обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.
Аналогичное положение содержится и в части 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Как следует из письменных материалов дела, жалоба ООО «Финпром-3» не содержит данных, свидетельствующих о том, что лично Губернатор Калужской области либо его заместители принимали решения по обращениям и жалобам ООО «Финпром-3» по указанным в жалобе вопросам. В жалобе заявитель указывает на допущенные, по его мнению, с ведома Губернатора нарушения законодательства о противодействии коррупции, Закона Калужской области «О Правительстве Калужской области» областными чиновниками, при этом, не указывая ни одного конкретного должностного лица.
По результатам рассмотрения обращения ООО «Финпром-3» начальником отдела прокуратуры Калужской области принято решение о направлении обращения для рассмотрения по существу заместителю губернатора Калужской области, о чем заявителю было направлено соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, имеющееся в материалах дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Калужской области от 26.09.1996 года № 51 «О Правительстве Калужской области», установлено, что Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Калужской области, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать и строит свою работу на основе коллегиальности при принятии решений.
Из приведенной выше правой нормы в совокупности с пунктом 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что согласование проекта изменений в генеральный план сельского поселения «<адрес>» <адрес> отнесено к компетенции Правительства Калужской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Калужской области № 51, определена структура Правительства Калужской области, которая состоит из: Руководителя Правительства, заместителей Руководителя Правительства, иных членов Правительства. В состав Правительства входят: Губернатор Калужской области, первый заместитель Губернатора Калужской области, заместитель Губернатора Калужской области - руководитель администрации Губернатора Калужской области, заместители Губернатора Калужской области (далее - заместители Губернатора Калужской области), министры Калужской области.
Губернатор Калужской области по должности является Руководителем Правительства. Каждый член Правительства при подготовке, обсуждении и принятии решений имеет один решающий голос.
В соответствии со статьями 6, 7 Закона Калужской области № 51 по вопросам своего ведения Правительство на заседаниях, в соответствии с Регламентом Правительства Калужской области, утвержденным Постановлением Правительства Калужской области от 26.04.2004 года № 119, принимает решения в виде постановлений Правительства. Губернатор в вопросах принятия решений Правительства является членом Правительства, обладает правом решающего голоса наряду с остальными членами Правительства.
Регламент Правительства Калужской области разработан в соответствии с Законом Калужской области «О Правительстве Калужской области» (пункты 1 и 2 главы 1 Регламента).
Регламент Правительства Калужской области включает вопросы организации работы Правительства Калужской области (далее - Правительство), порядок проведения заседаний Правительства, порядок подготовки и оформления проектов постановлений Правительства, порядок подписания и публикации принятых постановлений Правительства, порядок подготовки ежегодного отчета Губернатора Калужской области о результатах деятельности Правительства, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Калужской области, порядок ведения протоколов заседаний Правительства, вопросы обеспечения деятельности Правительства.
В соответствии пунктом 1 главы 2 Регламента Правительства работу Правительства обеспечивает отдел организации деятельности Правительства Калужской области администрации Губернатора Калужской области (далее - Отдел).
К ведению Отдела относятся вопросы, закрепленные статьей 5 Закона Калужской области "О Правительстве Калужской области", за исключением вопросов, указанных в абзаце десятом пункта 2 данной статьи.
Таким образом, обращение ООО «Финпром-3» направлено прокуратурой Калужской области для рассмотрения по существу по принадлежности должностному лицу субъекта – заместителю Губернатора Калужской области - руководителю администрации Губернатора Калужской области, в компетенцию которого входит организация деятельности Правительства Калужской области.
При таких обстоятельствах, доводы административного истца о незаконном направлении прокуратурой области обращения ООО «Финпром-3» для рассмотрения по существу заместителю Губернатора Калужской области основан на неверном толковании норм материального права, являются безосновательными.
Решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) законодательством не установлено.
Таким образом, оспариваемые действия прокуратуры области соответствует требованиям Инструкции и Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», права административного истца не нарушает, в связи с чем, отсутствуют основания для признания действий прокуратуры области незаконными.
В соответствии со статьей 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Поскольку судом установлено, что действиями прокуратуры Калужской области по направлению рассмотрения обращения ООО «Финпром-3» заместителю Губернатора Калужской области - руководителю администрации Губернатора Калужской области права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, не созданы препятствия к их осуществлению, основания для удовлетворения административного иска ООО «Финпром-3» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требованийобщества с ограниченной ответственностью «Финпром-3» к прокуратуре Калужской области о признании действий (бездействия) по рассмотрению обращения ООО «Финпром-3» от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, возложении обязанности принять меры прокурорского реагирования относительно действий Губернатора Калужской области на заседании Правительства Калужской области от 10 марта 2015 года, а также, относительно Постановления Правительства Калужской области № 270 от 21 мая 2015 года отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
копия верна: судья И.Н. Иванова